Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

SIS_13_2018

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Глава I. Государственно-правовое развитие

 

Китайской Народной Республики

41

утверждается ВСНП, после чего Председатель Республики издает указ о назначении Премьера. С переходом на «вторую линию» руководящих органов Дэн Сяопин стал пропагандировать разделение партийных и государственных органов, чему вняли его последователи. С учетом разделения этих двух структур согласно Конституции Председатель КНР выступает всего лишь в качестве представителя государства внутри и вовне государства. Партию возглавляет генеральный секретарь ЦК КПК, который руководит огромной партийной машиной. В структуру органов власти по Конституции 1982 года входит Центральный военный совет КНР, возглавляемый своим Председателем. Таким образом, с конституционной точки зрения, все предельно ясно, да и четко сформулировано, но с учетом специфики китайской модели построения органов власти как партийной, так и государственной необходимо иметь в виду, что, будучи разделены юридически, все три центра власти фактически находят свое единение в столь декоративной юридически, но сверхсильной фактически должности Председателя КНР.

Конституция КНР 1982 года несколько изменила статус Председателя КНР по сравнению с тем, который предусматривался Конституцией КНР 1954 года. Как указывалось выше, он больше не правомочен созывать под своим председательством Верховное государственное совещание для выработки предложений по важным государственным вопросам и передавать эти предложения ВСНП, ПК ВСНП, Государственному совету или другим соответствующим органам для обсуждения и принятия решения, как это предусматривалось статьей 43 Конституции КНР 1954 года. Он также не возглавляет вооруженные силы страны и больше не является председателем Государственного комитета обороны, который не восстановлен действующей Конституцией.

Конституция 1982 года изменила и возрастной ценз для занятия должности Председателя КНР. Конституция 1954 года устанавливала минимальный возраст кандидата на пост Председателя в 35 лет, а по действующей Конституции он не должен быть ниже 45 лет.

42Избирательная система Китайской Народной Республики

ВКонституции 1954 года предусматривался конкретный срок полномочий Председателя, но отсутствовало специальное положение о его продлении. По Конституции 1982 года срок полномочий Председателя КНР установлен таким же, как и для ВСНП каждого созыва (5 лет), при этом указывается, что его полномочия могут непосредственно возобновляться лишь еще на один срок.

Учитывая политический опыт КНР прошлых лет, в Китае подчеркивают, что теперь Председатель КНР поставлен законом под контроль ВСНП, а его деятельность должна вестись на основе Конституции и законов государства, принятых ВСНП и его Постоянным комитетом.

Проанализируем историю развития рассматриваемого института в личностном аспекте. Итак, Председателем КНР на первой сессии ВСНП первого созыва в сентябре 1954 года единогласно был избран Мао Цзэдун. B декабре 1958 года шестой пленум ЦК КПК восьмого созыва согласился с предложением Мао Цзэдуна о том, чтобы его кандидатура на пост Председателя КНР на следующий срок не выдвигалась. В принятом пленумом ЦК решении по этому вопросу указывалось, что это предложение носит активный характер, так как позволит товарищу Мао Цзэдуну целиком переключиться на работу Председателя ЦК КПК, сосредоточить свои силы на вопросах, касающихся политического курса и линии партии

игосударства, а также освободить больше времени для работы в области марксистско-ленинской теории.

Избранный Председателем КНР на первой сессии ВСНП второго созыва 27 апреля 1959 года Лю Шаоци избирался на этот пост еще раз в 1965 году, но в «культурную революцию» был смещен со своего поста антиконституционным путем, был репрессирован и погиб в тюрьме.

Вто же время пост Председателя КНР формально не отменялся до 1975 года. Вновь принятая Конституция 1978 года, восстановила ряд положений Конституции 1954 года, но не возвратила институт Председателя КНР. Эта Конституция несла на себе отпечатки «культурной революции», она была компромиссом, и вскоре был поставлен вопрос о ее исправ-

Глава I. Государственно-правовое развитие

 

Китайской Народной Республики

43

лении. В числе исправлений было и восстановление института Председателя КНР, который теперь поставлен законом под контроль ВСНП, а его деятельность должна вестись на основе Конституции и законов государства, принятых ВСНП и его Постоянным комитетом.

Характерно, что, восстановив пост Председателя КНР, пятая сессия ВСНП пятого созыва не избрала сразу это должностное лицо. Председатель КНР был избран только в следующем, 1983 году 18 июня. В данной связи уместно отметить, что первая сессия ВСНП первого созыва 1954 года, принявшая первую Конституцию КНР, сразу же избрала и Председателя КНР, чей пост предусматривался указанным основным законом. Возможно, к моменту принятия новой Конституции высшее руководство КПК не определилось с кандидатурой Председателя.

Ли Сяньнянь был избран на должность Председателя КНР первой сессией ВСНП шестого созыва, состав которого по сравнению с пятым созывом обновился более чем на 3/4. Обсуждение кандидатов на высшие государственные должности (включая Председателя КНР) велось в 113 группах депутатов ВСНП в течение шести дней — с 13 по 18 июня 1983 года. Выступая с речью при закрытии избравшей его сессии ВСНП, Ли Сяньнянь в числе важнейших задач, стоящих перед страной, назвал решение кадровых проблем путем повышения уровня знаний, компетентности, эффективности работы руководителей различного уровня.

После Ли Сяньняня Председателем КНР был видный деятель КПК Ян Шанкунь с апреля 1988 по март 1993 гг. Эти фигуры были скорее почетными. Фактическим лидером партии и страны был Дэн Сяопин, который отказался от руководящих постов, как партийных, так и государственных, оставив, однако, за собой ключевой пост председателя пар- тийно-государственного органа Центрального военного совета (занятие этого поста не ограничено никакими конституционными сроками). В начале 1990-х гг. Ян Шанкунь вступил в конфликт с новым лидером страны — Цзян Цзэминем. Поскольку Ян Шанкунь был весьма популярен в армии, Дэн

44

Избирательная система Китайской Народной Республики

Сяопин, опасаясь роста влияния Яна, добился снятия его с должности Председателя КНР и назначения на эту должность Цзян Цзэминя.

При формировании руководящего ядра третьего поколения, то есть высших руководителей КПК и КНР, идущих ему на смену, Дэн Сяопин предпочел схему, существовавшую при Мао Цзэдуне в конце 1940-х и первой половине 1950-х гг., — сосредоточение в одних руках поста лидера партии, руководителя высшего военного органа и главы государства. Эти посты первоначально занял Цзян Цзэминь. Уйдя после истечения конституционных и установленных сроков с партийного (генсек КПК) и государственного (Председатель КНР) постов, он оставался некоторое время Председателем совпадающих по персональному составу Центрального военного совета и Военного совета ЦК КПК. Затем этот пост занял генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Ху Цзиньтао, сейчас его занимает Председатель КНР Си Цзиньпин. Внесенная в 2004 году конституционная поправка расширила полномочия Председателя КНР, введя в их число «осуществление деятельности по делам государства» (напомним, что ранее говорилось лишь о представительстве государства и приеме дипломатических представителей иностранных государств). Деятельность Председателя КНР по делам государства, несомненно, со временем будет введена в правовые рамки, скорее всего это произойдет путем принятия специального законодательного акта о Председателе КНР.

Рассмотрев эволюцию института главы государства в Китае в XX веке, можно сделать некоторые выводы. Данный институт развивался достаточно динамично с момента падения Цинской империи. Необходимость в верховном лидере имеет глубокие исторические корни. Китаеведы объясняют данную ситуацию, прибегая к аналогии между культурной моделью коммунистической элиты Китая и системой императорского двора, которая была подчинена абсолютной власти Императора.

В современной политической практике Китая прямого, семейственного института наследования верховной власти не

Глава I. Государственно-правовое развитие

 

Китайской Народной Республики

45

существует. Семейные связи и партийная власть разделены. Но создан и сохраняется институт назначения преемника, что рассматривается как гарантия стабильности в государстве. Дэн Сяопин, например, считал, что без ключевой фигуры политическая система не может быть ни преемственной, ни целостной. Для того чтобы обеспечить преемственность власти и долгосрочную стабильность, политическая система должна сохранить верховного лидера, стоящего над аппаратом. В Китае подготовка преемника ведется заранее и носит целенаправленный характер. Помимо структуры всей политической системы, следует отметить, что тонкий слой высшей элиты с лидером во главе является своего рода отборочным механизмом, способным разработать определенную стратегию или даже программу смены власти.

Таким образом, институт верховного лидера в Китае является традиционным. Революционер республиканец Сунь Ятсен, некоронованный император Юань Шикай, великий президент Чан Кайши, харизматический вождь, председатель Мао, «верховный» лидер Дэн Сяопин воспринимались как «новые императоры поднебесной», на смену которым пришли лидеры более молодого поколения — Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао, сегодня во главе пятого поколения стоит прогрессивный новатор Си Цзиньпин.

46

Избирательная система Китайской Народной Республики

Глава II. Конституция Китайской Народной Республики 1982 года

Китайская Народная Республика образовалась в результате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях, где коммунистами создавались революционные базы. Сначала они назывались Советскими районами (Сувэйай цюй). Возникнув еще в конце 1920-х годов, они в течение ряда лет не имели ни общих органов, ни общих законов. Лишь в 1931 году в Жуйцзине (провинция Цзянси) состоялся I Всекитайский съезд советов, провозгласивший на освобожденных от правительственных гоминьдановских войск территориях Китайскую Советскую Республику (КСР). Съезд утвердил проект Основной конституционной программы КСР, которая в окончательном виде была принята на II Всекитайском съезде советов в 1934 году. Но еще на I съезде китайских советов были сформированы высшие органы КСР — Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК), а также Верховный суд. ЦИК и СНК были облечены законодательными правами. Власть на местах осуществлялась советами и их исполнительными комитетами, а в прифронтовых районах — революционными комитетами. Основная конституционная программа КСР ставила задачу построения в Китае государства демократической диктатуры рабочих и крестьян, которая должна была уничтожить феодальные пережитки, изгнать из Китая силы империалистических держав, систематически ограничивать развитие капитализма. Ставилась и задача коренного улучшения жизни рабочего класса и крестьянства, обеспечения национального равноправия, равноправия мужчин и женщин. Политические права признавались только за трудящимися. Провозглашалось и право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельных государств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии — Монгольской Народной Республики (МНР), провозглашенной с помощью Советской России в

Глава II. Конституция Китайской Народной

 

Республики 1982 года

47

1921 году. На основе Конституционной программы был издан ряд законов (о выборах, о земле, о труде и др.), которые не могли, однако, сколько-нибудь полно проводиться в жизнь в силу военной обстановки. Конституционная программа прекратила свое действие в 1937 году, после того, как КПК и ГМД заключили соглашение о прекращении гражданской войны.

Управляемые коммунистами районы страны стали называться антияпонскими революционными базами. Из этих районов наиболее крупным был Пограничный район Шэнь- си-Ганьсу-Нинся, куда на стык трех провинций к 1936 году перебазировались из Южного Китая основные силы китайской Красной армии и руководящие органы КПК и КСР (последние стали называться Северо-Западной канцелярией Центрального советского правительства Китая). В соответствии с условиями соглашения Красная армия была преобразована в Народно-революционную армию (затем 8-ю и 4-ю новую армии), а центральные советские учреждения — в Правительство Особого района Китайской Республики. На территориях, контролируемых коммунистами, действовали органы, формировавшиеся на основе всеобщих выборов. Представительные органы в бывших советских районах приняли название своих аналогов на остальной части страны — консультативные советы (цаньи хуэй). Этими и другими руководящими органами в Особом районе и других антияпонских революционных базах принимались документы конституционного характера, называвшиеся административно-политическими или политическими программами. Эти документы предусматривали, наряду с задачами по укреплению антияпонского фронта, меры по улучшению жизни народа, охране его прав, развитию производства. Они провозглашали равноправие национальностей и полов, проведение политики ликвидации неграмотности, реформирование судебной и административной систем.

После окончания антияпонской войны 26 апреля 1946 года 1-й сессией Консультативного совета Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся были приняты Конституционные

48

Избирательная система Китайской Народной Республики

принципы района, явившиеся прообразом первых конституционных документов будущей Китайской Народной Республики. В них впервые появляется термин конференции представителей всех слоев народа, которые и в первые годы КНР были звеньями ее представительной системы. В принципах регулировались организация власти, права народа, суд, экономика

икультура. Но прошло еще три года возобновившейся гражданской войны, прежде чем революционными силами Китая был принят конституционный документ, действие которого распространилось почти на всю страну. КПК одержала победу в гражданской войне, а правительство ГМД бежало на остров Тайвань, где получило гарантии защиты со стороны США.

Таким документом стала Общая (или совместная) программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принятая на единственной его пленарной сессии 15 сентября 1949 г. Общую программу впоследствии нарекли временной Конституцией КНР. Действительно, она выходила за рамки своего наименования, поскольку не только провозглашала программные задачи, но и устанавливала конкретные права народа (жэньминь) и обязанности граждан (гоминь), принципы организации и деятельности государственных органов, принципы военной системы государства

иэкономической политики, политики в области культуры и просвещения, национальной политики и внешней политики КНР. В многонациональном государстве единственной формой решения национального вопроса объявлялась административная автономия. 1 октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика.

Общая программа НПКСК явилась базой нормотворческой деятельности КНР в первом пятилетии ее существования, до принятия в 1954 года первой Конституции страны. Высшим органом власти в этот период был образованный сессией НПКСК Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), а правительством страны — сформированный им Административный совет. В 1953—1954 годах многостепенными выборами было избрано Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), которое пришло на смену

Глава II. Конституция Китайской Народной

 

Республики 1982 года

49

ЦНПС. 15 сентября 1954 года открылась его первая сессия, а пять дней спустя — 20 сентября ВСНП приняло первую Конституцию КНР, построенную по модели Конституций СССР

истран «народной демократии». КНР провозглашалась «государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочего класса и крестьянства» (статья 1). Конституция закрепляла руководящую роль КПК в государстве и ее руководство Единым народно-демо- кратическим фронтом, т.е. фактическую монополию КПК на власть.

Конституция КНР как Основной закон содержит исходные положения, закрепляющие основы государственного строя республики. На основе и в развитие положений Конституции Всекитайское Собрание Народных Представителей уже на первой своей сессии в 1954 году приняло ряд важнейших законодательных актов: Закон об организации Всекитайского Собрания Народных Представителей, Закон об организации Государственного Совета, Закон об организации местных Собраний народных представителей и местных народных комитетов, Закон об организации народных судов

иЗакон об организации народной прокуратуры. Эти законы, как и ряд других, развивают Конституцию и обеспечивают проведение ее в жизнь.

Конституция КНР имеет огромное историческое значение для китайского народа, она начертала великую цель — построение социализма и указала конкретные пути осуществления этой цели.

Вотличие от Общей программы НПКСК в Конституции не проводилось разделение населения страны на народ и граждан. Провозглашалось равенство граждан перед законом и им гарантировались социально-экономические, политические и иные права. Политической основой государства провозглашались массовые представительные организации советского типа — собрания (съезды) народных представителей (СНП). Место Административного совета занял Государственный совет, который также стал именоваться Центральным народным правительством. Значительная самостоятельность была пре-

50

Избирательная система Китайской Народной Республики

доставлена Постоянному комитету ВСНП, который вместе с Председателем КНР (вновь введенный институт) стал исполнять функции главы государства. Система местных органов базировалась на закрепленном Конституцией административ- но-территориальном делении страны. Судебно-прокурорские органы были выведены из подчинения местным правительственным органам. Единственным изменением в правовом положении территориальных национальных автономных единиц явилось их ранжирование по ступеням на автономные области, автономные округа и автономные уезды. Кроме того, предусматривалось создание неавтономных административ- но-территориальных единиц — национальных волостей.

С конца 50-х годов страну стали лихорадить следовавшие одна за одной идеологические компании, в ходе которых осуществлялся отход от утвержденных конституцией положений. Политическая принадлежность и практика была поставлена над законом страны. Важнейшие конституционные положения отменялись партийными директивами даже без формального штампования этих действий государственными органами. В 1966 году началась «культурная революция», в ходе которой политическая система КНР была подвергнута слому, и Конституция страны превратилась в фиктивный документ.

По основному своему содержанию Конституция КНР 1954 года была в тот конкретный исторический момент прогрессивным документом. Однако ее проведение в жизнь ограничивалось рядом факторов, в том числе давлением экстремистских политических сил, стремившихся к насаждению культа личности, диктаторских методов правления, милитаризации государственной и общественной жизни. С конца 1950-х гг. страну стали лихорадить следовавшие одна за другой поли- тико-идеологические кампании, венцом которых стала так называемая «культурная революция» (1966—1976 гг.). В ходе этой революции произошел фактический слом конституционного политического механизма КНР, права граждан подверглись невиданному попранию, а сама Конституция превратилась в полностью фиктивный документ..

В январе 1975 года после нескольких жестких раундов по-