Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ОТВЕТЫ К ЭКЗУ

.pdf
Скачиваний:
155
Добавлен:
10.01.2022
Размер:
14.07 Mб
Скачать

·изменения волос – раздваивание кончика, ломкость и выпадение вплоть до гнездной алопеции;

·изменения ногтей – поперечная исчерченность ногтей больших пальцев рук (в тяжелых случаях и ног), ломкость, расслаивание на пластинки;

·изменение обоняния – пристрастие больного к резким запахам лака, краски ацетона, выхлопных газов автомобиля, концентрированных духов;

·изменения вкуса – пристрастие больного к глине, мелу, сырому мясу, тесту, пельменям и др.;

·боли в икроножных мышцах, изменение тонуса мышц в виде тенденции к гипотонии, гипотония мышц мочевого пузыря с развитием недержания мочи;

·расширение границ сердца, приглушенность сердечных тонов, тахикардия, систолический шум на верхушке сердца.

·Считается, что наличие 4-х симптомов и более из перечисленных выше патогномонично для латентного дефицита железа (ЛДЖ) и ЖДА.

Лабораторные исследования:

Имеется 3 возможности лабораторной диагностики ЖДА:

·ОАК, выполненный «ручным» методом - снижение концентрации Hb (менее 110 г/л),

небольшое снижение количества эритроцитов (менее 3,8 х 1012/л), снижение ЦП (менее 0,85), увеличение СОЭ (более 10-12 мм/час), нормальное содержание ретикулоцитов (10-20‰). Дополнительно врач-лаборант описывает анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов. ЖДА это микроцитарная, гипохромная, норморегенераторная анемия.

·ОАК, выполненный на автоматическом анализаторе клеток крови - снижаются средний объем эритроцита – MCV (менее 80 фл), среднее содержание Hb в эритроците – MCН (менее 26 пг), средняя концентрация Hb в эритроците – МСНС (менее 320 г/л), повышается степень анизоцитоза эритроцитов – RDW (более 14%).

·Биохимический анализ крови - снижение концентрации сывороточного железа (менее 12,5 мкмоль/л), повышение общей железосвязывающей способности сыворотки (более 69 мкмоль/л), снижение коэффициента насыщения трансферрина железом (менее 17%), снижение сывороточного ферритина (менее 30 нг/мл). В последние годы появилась возможность определения растворимых трансферриновых рецепторов (рТФР), количество которых в условиях дефицита железа увеличивается (более 2,9 мкг/мл).

Инструментальные исследования: нет

41

Дифдиагноз:

42

Режим – рациональная физическая нагрузка, длительное пребывание на свежем воздухе.

Диетотерапия - полноценная и сбалансированная по основным ингредиентам диета покрывает физиологическую потребность организма в элементарном железе (у детей раннего возраста в среднем 1 мг, у детей старшего возраста и у взрослых 1,5–2,5 мг), но не устраняет его дефицит, поэтому рассматривается как один из вспомогательных компонентов.

43

При искусственном вскармливании целесообразно использовать адаптированные смеси, содержащие железо. Адаптированные молочные смеси для детей 1-го полугодия жизни содержат железо в количестве от 5 до 8 мг/л (НАН-1, Нутрилон 1, Фрисолак и др.), для детей 2-го полугодия – от 10 до 14 мг/л (НАН-2, Агуша-2, Нутрилон-2, Хипп-2 и т.д.). Существуют специальные заменители грудного молока, обогащенные железом с содержанием железа до 10-12 мг/л и предназначены для вскармливания детей от 0 до 12 мес (Семилак с железом, Энфамил с железом и др.).

У детей с ЖДА прикормы вводятся на 1 месяц раньше, чем обычно. Ограничивается прием злаков, содержащих фитин (манная, рисовая каши), а предпочтение следует отдавать овсяной и гречневой кашам. Можно использовать инстантные каши для быстрого приготовления, обогащѐнные железом (банановая, кукурузная, овощная производства Данон и др.).

Основные принципы лечения:

1.назначение лекарственных железосодержащих препаратов;

2.терапия должна проводиться преимущественно препаратами железа для перорального применения;

3.назначение препаратов железа в адекватных дозах, с учетом массы тела и терапевтического плана лечения;

4.достаточная длительность курса лечения препаратами железа, составляющая при анемии легкой степени 3 мес, при анемии средней степени 4,5 мес и при тяжелой анемии 6 мес;

5.преодоление тканевой сидеропении и пополнение запасов железа в депо, что определяется по нормализации концентрации сывороточного ферритина;

6.необходимость контроля эффективности терапии препаратами железа.

Препараты железа делятся на 2 группы: а) ионные (Fe (II)) железосодержащие препараты (солевые соединения железа); б) неионные (Fe (III)), представленные гидроксид–полимальтозным и гидроксид-сахарозным комплексами (предпочтительны).

44

Профилактика железодефицитных состояний у детей

Если распространенность ЖДА в стране или регионе превышает 40%, эксперты ВОЗ рекомендуют проведение фортификации, которая предусматривает обогащение железом наиболее употребляемых населением продуктов (хлеб, макаронные изделия и т.д.).

Более эффективной считается профилактика ЖДА у населения - саплиментации и подразумевает добавку веществ извне. Согласно рекомендациям ВОЗ, препарат железа в дозе 60 мг/кг в сутки применяют во II и III триместрах беременности и в течение 3 месяцев лактации.

Первичной профилактикой дефицита железа является правильное, полноценное питание человека в любом возрасте. Рекомендуется обязательно включать в рацион: мясо (говядина, баранина), печень, соки, обогащенные витамином С, промышленного производства или свежеприготовленные соки (из цитрусовых и овощей), злаки, обогащенные железом, рыбу (розовое мясо: форель, семга, кета, нерка и др.), бобовые, желток, творог.

Вторичную профилактику дефицита железа (ранняя диагностика ЖДА) рекомендуется проводить при каждом обращении к врачу, проведении диспансеризации, медицинских осмотров и т.д. Универсальный (всеобщий) скрининг проводится среди детей до 12 мес и включает определение

45

концентрации гемоглобина и оценку факторов риска. К факторам риска относят: низкий социальноэкономический статус семьи; недоношенность или низкую массу телу при рождении; исключительно грудное вскармливание после 4 мес. жизни; употребление цельного коровьего молока или диету с низким содержанием железа; недостаточное питание, отставание в развитии; особые потребности, обусловленные состоянием здоровья. У детей в возрасте 2 – 5 лет, не имеющих факторов риска, обследование на выявление ЖДА проводится ежегодно. Среди детей школьного возраста и мальчиков подростков скрининговому обследованию подлежат дети, имеющие ЖДА в анамнезе или особые потребности, обусловленные состоянием здоровья или низким поступлением железа с пищей. Ежегодному скрининговому обследованию подлежат девушки-подростки с факторами риска развития ЖДА (обильная кровопотеря при менструации или иной природы, недостаточное потребление железа и предшествующий диагноз ЖДА).

6. Понятие о конституции. Аномалии конституции. Атопический дерматит, детская экзема: этиология, патогенез, классификация, клиника, основные методы диагностики, дифференциальный диагноз, современные подходы к терапии, течение, исходы.

46

Атопический дерматит – мультифакторное генетически детерминированное воспалительное заболевание кожи, характеризующееся зудом, хроническим рецидивирующим течением, возрастными особенностями локализации и морфологии очагов поражения.

Этиология и патогенез

К генетическим факторам относят наличие мутации гена филаггрина в нарушении функции эпидермального барьера при атопическом дерматите, а также семейный анамнез аллергических заболеваний.

С дефектами иммунной системы связано развитие воспалительной реакции в коже с участием Т- лимфоцитов. В острую фазу заболевания преобладает Th2-ответ, когда происходит стимуляция Th2клеток с последующей гиперпродукцией IgE; в хроническую – происходит переключение с Th2на Th1-иммунный ответ. Ключевыми цитокинами, вовлеченными в патофизиологические механизмы атопического дерматита, являются ИЛ-4,ИЛ-5, ИЛ-13, ИЛ-31 и ИФН-γ, которым для передачи сигнала требуется участие сигнальной системы JAK/STAT, в том числе Янус-киназы 1 (JAK-1). Во многих исследованиях описана патогенетическая роль ИЛ-4 в развитии аллерген-специфических IgE-опосредованных реакций при атопическом дерматите, которая заключается в переключении синтеза антител на IgE.ИЛ-4 связывается не только с рецептором ИЛ-4, но и с рецептором ИЛ-13, данные цитокины имеют схожие биологические функции. ИЛ-13 также играет важную роль в развитии Th2-типа иммунного ответа при атопическом дерматите.

Доказана роль аллергии к клещам домашней пыли, энтеротоксинам золотистого стафилококка, плесневым грибам, а также IgE-аутореактивности в механизмах развития заболевания.

47

Клинические проявления атопического дерматита отличаются в разные возрастные периоды.

Младенческий период атопического дерматита обычно начинается с 2–3 месяцев жизни ребѐнка. В этот период преобладает экссудативная форма заболевания, при которой воспаление носит острый или подострый характер. Отмечаются симметричные эритематозные, папуло-везикулезные высыпания на коже лица и волосистой части головы, экссудация с образованием чешуйко-корок. В дальнейшем высыпания распространяются на кожу наружной поверхности голеней, предплечий, туловища и ягодиц, а также могут появляться в естественных складках кожи. Дермографизм обычно красный или смешанный. Субъективно отмечается зуд кожных покровов различной интенсивности. К концу этого периода очаги сохраняются преимущественно в локтевых и подколенных сгибах, а также в области запястий и шеи. Обострения заболевания в значительной степени связаны с алиментарными факторами. Младенческий период атопического дерматита обычно заканчивается ко второму году жизни ребенка клиническим выздоровлением (у 60% пациентов) или переходит в следующий период (детский).

Детский период атопического дерматита характеризуется высыпаниями, которые носят менее экссудативный характер, чем в младенческом периоде, и представлены воспалительными милиарными и/или лентикулярными папулами, папуло-везикулами и эритематозно-сквамозными элементами, локализующимися на коже верхних и нижних конечностей, в области запястий,

48

предплечий, локтевых и подколенных сгибов, голеностопных суставов и стоп. Характерно наличие зудящих узелков, эрозий и экскориаций, а также незначительная эритема и инфильтрация в области высыпаний на коже туловища, верхних и нижних конечностей, реже – на коже лица. Дермографизм становится розовым, белым или смешанным. Появляются пигментация век, дисхромии, нередко – ангулярный хейлит.

Подростковый и взрослый период атопического дерматита характеризуется высыпаниями преимущественно на сгибательной поверхности конечностей (в области локтевых и коленных сгибов, сгибательных поверхностей голеностопных и лучезапястных суставов), на задней поверхности шеи, в заушных областях. Высыпания представлены эритемой, папулами, шелушением, инфильтрацией, лихенификацией, множественными экскориациями и трещинами. В местах разрешения высыпаний в очагах поражения остаются участки гипоили гиперпигментации. Со временем у большинства пациентов кожа очищается от высыпаний, поражѐнными остаются лишь подколенные и локтевые сгибы.

Возможны гиперлинеарность ладоней и подошв, фолликулярный гиперкератоз («роговые» папулы на боковых поверхностях плеч, предплечий, локтей), хейлит, экзема сосков, складки на передней поверхности шеи. Наблюдается гиперпигментация кожи периорбитальной области, появление складки под нижним веком (линии Денни-Моргана). Отмечается повышенная сухость кожи. Дермографизм белый стойкий или смешанный. Зуд выраженный, постоянный, реже – приступообразный. Нередко у подростков и взрослых преобладает лихеноидная форма заболевания, которая характеризуется сухостью, выраженным рисунком, отечностью и инфильтрацией кожных покровов, крупными, сливающимися очагами лихенизации кожи и упорным стойким зудом. Относительно редко наблюдается пруригинозная форма заболевания, для которой характерны высыпания в виде множественных изолированных плотных отечных папул, на вершине которых могут появляться мелкие пузырьки. Очаги поражения могут иметь распространенный характер с преимущественной локализацией на коже конечностей.

Наиболее тяжелым проявлением атопического дерматита является эритродермия, которая характеризуется универсальным поражением кожных покровов в виде эритемы, инфильтрации, лихенификации, шелушения и сопровождается симптомами интоксикации и нарушением терморегуляции (гипертермия, озноб, лимфоаденопатия).

При лабораторном обследовании пациентов с атопическим дерматитом могут быть выявлены эозинофилия периферической крови, повышение содержания общего и аллерген-специфических IgE в сыворотке крови.

Стадии болезни

Стадия обострения или выраженных клинических проявлений характеризуется наличием эритемы,

папул, микровезикул, мокнутия, множественных экскориаций, корок, шелушения; зуда разной степени интенсивности.

Стадии ремиссии:

при неполной ремиссии отмечается значительное уменьшение симптомов заболевания с сохранением инфильтрации, лихенификации, сухости и шелушения кожи, гиперили гипопигментации в очагах поражения;

полная ремиссия характеризуется отсутствием всех клинических симптомов заболевания.

49

Распространѐнность кожного процесса

При ограниченно-локализованном процессе площадь поражения не превышает 10% кожного покрова.

При распространѐнном процессе площадь поражения составляет от 10% до 50% кожного покрова.

При диффузном процессе площадь поражения составляет более 50% кожного покрова.

Степень тяжести атопического дерматита

Лѐгкое течение заболевания характеризуется преимущественно ограниченно-локализованными проявлениями кожного процесса, незначительным кожным зудом, редкими обострениями (реже 1–2 раз в год), продолжительностью рецидива до 1 месяца преимущественно в холодное время года. Длительность ремиссии составляет 8–10 месяцев и более. Отмечается хороший эффект от проводимой терапии.

При среднетяжѐлом течении отмечается распространѐнный характер поражения. Частота обострений – 3–4 раза в год с увеличением их продолжительности. Длительность ремиссий составляет 2–3 месяца. Процесс приобретает упорное течение с незначительным эффектом от проводимой терапии.

При тяжѐлом течении заболевания кожный процесс носит распространѐнный или диффузный характер с длительными обострениями, редкими и непродолжительными ремиссиями (частота обострений – 5 раз в год и более, длительность ремиссии 1–1,5 месяца). Лечение приносит кратковременное и незначительное улучшение. Отмечается выраженный зуд, приводящий к нарушению сна.

Осложненные формы атопического дерматита

Течение атопического дерматита часто осложняется присоединением вторичной инфекции (бактериальной, микотической или вирусной). Эта особенность, свойственная пациентам с атопическим дерматитом, отражает нарушение противоинфекционной защиты, обусловленное нарушением синтеза антимикробных пептидов и эпидермального барьера.

1.Наиболее частое инфекционное осложнение атопического дерматита – присоединение вторичной бактериальной инфекции. Оно протекает в виде стрепто- и/или стафилодермии с

характерными кожными проявлениями на фоне обострения атопического дерматита. Пиококковые осложнения проявляются в виде различных форм пиодермии: остиофолликулитов, фолликулитов, вульгарного, реже стрептококкового импетиго, иногда – фурункулов.

2.Разнообразная микотическая инфекция (дерматофиты, дрожжеподобные, плесневые и другие виды грибов) также часто осложняет течение атопического дерматита, приводит к более продолжительным обострениям, отсутствию улучшения или к ухудшению состояния. Заболевание приобретает персистирующий характер. Наличие микотической инфекции может изменить клиническую картину атопического дерматита: появляются очаги с четкими фестончатыми,несколько приподнятыми краями, часто рецидивируют заеды (хейлит), отмечаются поражения заушных, паховых складок, ногтевого ложа, гениталий.

3.Пациенты с атопическим дерматитом, независимо от остроты процесса, склонны к поражению вирусной инфекцией (чаще вирусом простого герпеса, вирусом папилломы

50