Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

Chronica der provintz lyfflandt

23. Эвергард фон Монгейм, двадцать третий магистр тевтонского ордена в Ливонии, 1327 — 41.

В 1327 г. на должность магистра в Ливонии поступил Эвергард фон Монгейм, гольдингенский командор, который был муж честный, мудрый и благочестивый и сделал много добра ордену [232] в Ливонии. При нем снова возникла война между орденом и рижанами. Из любви к свободе рижане поспешно ополчились и подступили к орденскому дому (замку) Динамюнде до тла сожгли посад перед замком, убили много народа молодого и старого, на что магистр и весь орден очень разгневались.

По этой причине магистр, Эвергард фон Монгейм, с большими силами обложил город Ригу и занял все дороги и пути, дабы к рижанам не было никакого подвоза, что, наконец, должно было принудить их просить помилования. Тогда они приложили все старание известить об этом ландмаршала, чтобы он взял на себя в этом деле посредничество между магистром и городом Ригой и испросил бы снова для них помилование, так как магистр от большой досады не хотел с ними вступить в сношения. Наконец, после переговоров был заключен мир. Тогда рижане должны были пасть к ногам магистра и просить помилования, кроме того они должны были передать свой город со всеми его правами, вольностями и привиллегиями магистру и ордену, и срыть ворота и стены. Это случилось в 1330 г., в день св. Гертруды. После того магистр даровал им новые привиллегии и вольности, оказал им милость и затем в то же время выстроил рижский замок, а также и другие замки и бурги. По окончании этой войны магистр напал на землю русского короля Сатата и там он грабил, жег и убивал по той причине, что русские соединились с литовцами против Пруссии; чрез это король литовский был принужден начать войну против Ливонии. Тогда магистр поспешно ополчился и встретился с неприятелем, и они сразились между собою. Но магистр одержал победу, убил много литовцев и ранил самого короля, а остальных обратил в бегство. После такой победы, когда неприятель был изгнан из страны, магистр двинулся в Самаитию и там так хозяйничал, что самаиты должны были просить мира. Тогда заключен и воздвигнут мир между литовцами, самаитами и Ливонией.

Когда же был мир с литовцами и самаитами, тогда поднялись против ордена русские во Пскове. Против них также ополчился магистр вместе с графом Аренсборгским, который прибыл на службу ордену со многими всадниками. Когда же этот магистр продолжал воевать с русскими и другими язычниками, тогда настала такая холодная зима, какой дотоле никто не помнил, так что перемерзло до смерти множество христиан и язычников, и однажды один всадник сказал другому: «Если бы я был римским королем, то отдал бы половину своего царства за теплую комнату». Этот пример и тому подобные другие достаточно доказывают, каких трудов стоило милым нашим предкам бороться за дорогое христианство. [233]

Этот магистр также основал и выстроил в стране много замков и бургов, и страна во время его управления очень расширилась. Во время этого магистра управлял Фридерик, шестой архиепископ рижский, родом из Чехии. И когда этот магистр Эвергард состарился, то он взял увольнение от должности у великого магистра в Пруссии, после 14 летнего управления, и отправился в Кельн, где стал жить на покое и был сделан командором при церкви св. Екатерины.

Прим. перев. Магистр Эвергард фон Мангейм управлял ливонскими орденскими делами с 1328 по 1340 год.

Выдающимся событием этого времени было действительно покорение Риги, повлекшее за собою большие и важные перемены в отношениях ливонских властителей между собою. У Вартберга (см. выше на стр. 100 и 101) совершенно верно рассказаны обстоятельства, вынудившие орден осадить Ригу в январе 1329 года. Рыцари объявили, что для спасения христианства, Рига должна быть оторвана от литовцев и в январе 1329 года обложили город. Рижане просили помощи от папы и от приморских городов, но помощи не откуда не явилось. С октября 1329 г. рыцари пресекли всякий подвоз съестных припасов и к марту 1330 года довели горожан до крайности. Когда в городе осталось муки всего 3 1/2 ласта для неимущих, магистрат и община собрались на совет. Первенствующий бургомистр Мейе и ратсгер Иоган Бельке изложили безвыходность положения города и спрашивали, что делать дальше. Община решилась сдаться.

Тогда городские уполномоченные пришли в Мюльграбен, где была главная квартира магистра и запросили мира. Магистр прежде всего потребовал, чтобы город предоставил в распоряжение ордену Песочную и Святодуховскую башню с их воротами и сложил у ног магистра все городские привиллегии. Уполномоченные согласились и дали в том 23 марта 1330 г. письменное удостоверение, известное под именем обнаженной грамоты (Nackende Brief). Вслед за сим 30 марта городские уполномоченные принуждены были подписать так называемую примирительную грамоту (Suhnebrief), по которой бюргеры обязались возместить ордену его убытки, вместо разрушенного двора св. Георгия отвести новое место для постройки орденского замка (в городской части, называемой свято-духовскою, нынешний замок стоит именно на этом месте) и на его содержание платить в год по 100 марок; затем обязались помогать ордену во всех его войнах, кроме войны с архиепископом; предоставить место и голос в городском суде командору рижского замка, уступить ордену участок земли пред Якубскими воротами и десятину с рыбной ловли, сделать вклады на поминовение душ убитых и пр.

Магистр въехал в город не чрез ворота, а чрез пролом, сделанный в городской стене. Это, по старому обычаю, [234] означало что магистр является в город победителем. 15 августа 1330 года магистр дал ордену свою примирительную грамоту (Versohnungsbrief), в которой обещал сохранять все городские привиллегии, вольности и права, которые не противоречат заключенным с городом 23 и 30 марта договорам, отдать городу сады, выгоны, несколько земельных участков и право рыбной ловли в орденских водах; орденские люди, провинившиеся в городе, судятся по городскому праву и в случае отсутствия орденского Фохта имеют полную силу приговоры Фохта городского, за исключением, однако, уголовных дел.

Рига таким образом явилась в зависимости от ордена. Архиепископ Фридрих не является уже сюда: он до самой своей смерти (1340 г.) жил при римском дворе, а преемник его Энгельберт, дерптский епископ (18 окт. 1341 г.) перенес apxиепископское местопребывание из Риги в Кокенгузен.

Папа взглянул неблагоприятно на покорение Риги и потребовал у ордена (7 мая 1330 г.) удовлетворить архиепископа. Орденский прокурор Конрад заявил, что Рига взята по праву войны за то, что архиепископ с литовцами опустошил орденские земли, что орден взял епископские замки не для удержания за собою, а лишь для защиты, и что, наконец, Рига не есть архиепископский, а имперский город. Папа потребовал однакоже возвратить apхиепископу его замки, его столовые имения у Лубанского и Буртневского озерах и вознаградить убытки по совестливой оценке. Папское письмо имело нecoмненнoe влияние на то, что магистр Мангейм дал ордену грамоту от 15 августа на сравнительно легких условиях. Дело о вознаграждении архиепископа и возвращении ему замков и столовых имений тянулось до 1336 г., когда папа назначил экзекутором дерптского епископа и, под угрозою отлучения от церкви, потребовал исполнения его решения по вознаграждению архиепископа. Орден исполнил требование, но Рига все-таки оставалась в его руках, чем и кончилась распря, тянувшаяся целые десятилетия.

Рига присягнула ордену и, в знак признания главенства его над городом, в городской герб включен орденский крест. Справедливость требует сказать, что Мангейм был хоть и строгим, но справедливым, даже милостивым властителем Риги. Большая часть бюргеров, однакоже, не забывала своего архиепископа, и тем способствовала к появлению впоследствии двоевластия над городом.