Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БАЛЬТАЗАР РУССОВ.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
961.25 Кб
Скачать

132. Предприятия шведов и ревельцев. 1577 г.

В то время, когда московит таким безчеловечным образом хозяйничал в рижском архиепископстве, в Нарву прибыли военные корабли короля шведского и 27 августа сожгли у московита до тла три крепкие и чрезвычайно большие блокгауза. В одном [279] блокгаузе сгорело 75 русских и пятеро были взяты в плен. Из дpyгиx блокгаузов они частью разбежались, частью уведены были в поход. Точно также и несколько знамен (отрядов) шведских рейтаров и кнехтов через Выборг вторглись в Россию в Нетеборг и Кексгольм (т. е. Нусбург, ныне Шлюссельбург), где по своему произволу грабили и жгли, и несколько времени оставались в земле московита, причиняя ему большой вред и позор.

В то же время и ревельские военные люди, гофлейты, ландскнехты и крестьяне, грабили и опустошали эстонские земли без малейшего сопротивления со стороны московита, который легко мог бы побить их ничтожным отрядом, если бы у него были люди в запасе и он мог бы отделить их от своего войска. Но из того, что он отдавал на ограбление свои земли бедным крестьянам и крепостным и должен был терпеть от них такой позор, что было очень неприятно такому строптивому характеру, считавшему себя выше всех царей и королей того времени, можно заключить, что должно быть у него в то время оставалось не слишком много лишнего войска.

133. Русский набег до Ревеля, 1577 г.

В то же время, когда войска великого князя выступили из рижского архиепископства, везенбергские, нарвские и русские двинулись к Ревелю; а так как днем они не осмеливались проходить мимо города, то прошли мимо его после Михайлова дня, в одну темную ночь и зажгли хату, крытую соломой у мельницы Св. Иоанна; в темноте показалось страшное зарево, причинившее тревогу в городе. Тогда у мельницы Св. Иоанна и в песчаных горах слышались ужасные вопли и крики русских; с таким криком они поспешно прошли мимо. На следующий день за ними погнались, но не могли догнать их.

134. О комете, 1577.

В 1577 г., в ноябре и декабре, видна была страшная комета, поэтому многие ливонцы говорили, что небо, солнце, луна и звезды тревожились и двигались из за ужасающего тиранства московита. Многие же надеялись и говорили, что, подобно предыдущей комете, предсказавшей ливонцам большое несчастие и перемену, эта комета не означает ничего доброго для московита.

135. Великое вторжение Иоанна в Ливонию, 1577 г. (по 1-му изданию).

В 1577 г, в июне, из Пскова выступило большое войско русских, при коем был сам великий князь со своим старшим сыном. Он вез с собой герцога Магнуса гольштейнского с его [280] советниками и челядью из ливонцев, в виде приманки, дабы заманить к себе других немцев, не теряя понапрасну много народу у замков в Ливонии, а также пороху и пуль. Прежде всего великий князь пошел со всем войском на Лудзен (Люцен) и занял этот замок. Затем подошел к Розиттену (Режице) и также скоро завоевал и этот замок. Далее он осадил и взял Дюненбург. Между тем жители Вендена, Кокенгузена, Вольмара и многих других замков сдались герцогу Магнусу. Но великий князь не обратил внимания на герцога Магнуса, подошел к Кокенгузену и пожелал войти в него. Тогда кокенгузенцам пришлось еще хуже: они не знали, на что решиться, не осмеливаясь также отказать своему главному покровителю или противоречить ему. Они сначала вздумали переговорить с ним через заложников, когда же стали выпускать и впускать заложников, то русские захватили ворота, ворвались в них силой и таким образом овладели городком и сильным замком Кокенгузеном. Великий князь сам последовал за ними, велел умертвить гофлейтов и челядь герцога Магнуса, более 50 человек, всех бюргеров из городка велел взять в плен, а женщин и девушек отдал русским и татарам. Всякий благоразумный человек может себе представить, что за печаль, горе и несчастие были в то время в рижском архиепископстве и везде и особенно в Кокенгузене.

После того московит двинулся к Ашераде, Лаудуену, Барзому, Эрле и Зосвегену, взял их, и всех кого застал, замучил до смерти и умертвил.

Затем он занял также и замки Шваненборг, Шмилмен, Мариенгузен, Ропе, Вольмер, Буртник, Трикатен и многие другие; все эти замки московит взял в два месяца, именно в июле и августе вышеозначенного года, воспользовавшись недостатком начальников, военных снарядов и провианта в замках, и действуя изменою, хитростью, страхом и угрозами гораздо более, чем своей большой силой. Для всей Ливонии было бы лучше, если бы все упомянутые замки, за исключением трех или четырех, разрушили бы и уничтожили до тла.

4-го сентября московит напал на Венден и осадил герцога Магнуса со многими другими дворянами, искавшими здесь своего спасения. Дюнемюнде заняли рижане. Они взяли Керкгольм, сожгли и опустошили его.

Таким образом московит завоевал и взял, за исключением немногих замков, все архиепископство рижское вместе со всей Двиной выше городи Риги, по которой привозились припасы и товары в город Ригу; в Ливонии не осталось не занятыми русскими никаких земель кроме Гарриена с городом Ревелем, и Курляндии и Семигалии с городом Ригой и несколькими замками, и Эзеля и [281] Дагедена с замками Аренсбургом и Зоненбургом. Да сохранит их всемогущий Господь в своей милости и да возвратит остальные, если на то будет его божественная воля!