Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология и педагогика.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
2.32 Mб
Скачать
    1. Психология бессознательного

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические процессы, но актуально человеком не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, вызывающие непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.

У истоков изучения бессознательного стоял основатель психо­анализа 3. Фрейд, создавший первую теорию бессознательного. Ряд положений теории 3. Фрейда был изложен в предыдущей главе. Согласно этой теории, психика человека представлена сознанием, предсознанием и бессознательным.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений -ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминиро­ванные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. 3. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно постав­ленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

Забывание имен представляет собой другой пример бессозна­тельного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забы­вающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными жела­ниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая - детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредст­венно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответст­вующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим меха­низмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Оно включается в действие в следующих случаях:

  • когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

  • когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

  • когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

  • когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении, поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Если 3. Фрейд выделял индивидуальное бессознательное, то К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Юнг рассмат­ривал психику как взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Коллективное бессознательное есть комплексный результат филоге­нетического опыта, коллективных идей, представлений человечества, воплощенных в мифах и передавшихся генетической памятью. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и выступает для каждого индивидуального бессознательного всеобщим осно­ванием. По своей природе это наиболее глубинный слой психики. В структуре бессознательного Юнг открыл функциональные единицы - «комплексы» как совокупность психических элементов (идей, мнений, убеждений). Центральную часть комплекса составляют «архетипы» (с греч. - первообраз) - такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению. Подобная предрасположенность определяет не только индивидуальное поведение, но характеризует поведенческие особенности общности, этноса и даже поколений. Другими словами, Юнг увидел в архетипе проявление коллективного бессознательного. При этом архетип как таковой отличается от его переработанных форм - сказок и мифов. У каждого человека он трансформирован индивидуально, но все же оказывает на него направленное типичное влияние.

В структуре человеческой психики К. Юнг выделил три компонента: Эго - собственно сознание; Оно - индивидуальное бессознательное; коллективное бессознательное (как уже сказано, состоящее из архетипов). Согласно Юнгу, человек способен преодолеть границы собственного Эго и стать причастным к человечеству и космосу.

Значительный интерес представляет еще один подход к видению бессознательного, предпринятый итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Психический строй личности, по Ассаджиоли, складывается из ряда динамических составляющих:

  1. низшего бессознательного, управляющего базовыми психологическими активностями, примитивными потребностями и эмоциональными комплексами;

  2. среднего бессознательного, ассимилирующего опыт (соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда);

  3. сверхсознания, воплощающегося в высших чувствах и способностях;

  1. поля сознания, включающего анализируемые чувства, мысли, побуждения;

  2. ясного осознавания, проявляющегося как сознательная самость;

  3. высшей самости, существующей отдельно от сознания, ума и тела.

Перечисленные элементы представлены в индивидуальной психике каждого и структурируют коллективное бессознательное.

Представленные подходы к толкованию бессознательного указывают на его актуальность в целом для науки. Вместе с тем различие подходов обнаруживает сложность и неоднородность описываемого явления. Несмотря на наличие в определенные периоды в отечественной психологии негативного отношения к проблеме бессознательного, она исследовалась Л.С. Выготским. Он рассматривал эту проблему как методологическую, предлагая решить вопрос о ее психологическом статусе. «Это философский вопрос, который должен быть решен теоретически, прежде чем мы можем приняться за объяснение специальных фактов» (Л.С. Выготский). В работе «Психика, сознание, бессознательное» Л.С. Выготский затрагивал проблему основных характеристик и критериев бессознательного в его противопоставлении сознанию. Он развивал идею о полиморфности бессознательного, а также о формировании бессознательного, происходящего по мере развития сознания.

Среди современных подходов отечественных психологов к пониманию неосознаваемых процессов наиболее полной нам представляется классификация, предложенная Ю.Б. Гиппенрейтер. Согласно ей, все неосознаваемые процессы можно представить тремя классами:

  1. неосознаваемыми механизмами сознательных действий;

  2. неосознаваемыми побудителями сознательных действий;

3) надсознательными процессами.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают:

  • неосознаваемые автоматизмы;

  • явления неосознаваемой установки;

  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы представляют собой действия или акты, совершающиеся без участия сознания, «сами собой». Происхождение автоматизмов двояко. Одни из них - первичные автоматизмы (врожденные акты - мигание, сосание, хватание) - никогда не осознавались. Другие - вторичные автоматизмы (автоматизиро­ванные действия - чтение, письмо, игра на музыкальном инструменте, вождение автомобиля) - были осознаваемы первоначально, а затем перестали быть таковыми. Вторичные автоматизмы, как действия, характеризуют быстрота выполнения, свернутость, точность, отсутствие сознательного контроля (он чаще сменяется мышечным контролем). Если чтение первоклассника часто медленно, маловыразительно и недостаточно понимаемо им самим, то чтение взрослого человека, как автоматизированное действие, отличается беглостью, пониманием смысла, ибо контроль со знания переходит с техники чтения на осмысление текста. Механизм возникновения автоматизмов может быть представлен следующим образом: поле сознания неоднородно - в нем выделяются фокус, периферия и граница, за которой простирается область бессознательного. Такая неоднородная картина как бы накладывается на структуру сложного действия, при этом наиболее поздние и сложные компоненты этого сложного действия попадают в центр сознания (его фокус) а ранее сформированные компоненты частью остаются на периферии, а частью выходят за границу сознания. При этом в поле сознания постоянно происходят изменения, его содержание представляется то одним, то другим видом компонентов действий. Так, человек давно не употреблявший иностранный язык, по возвращении к пользованию им вынужден первое время контролировать употребление грамматических форм, «возвращая» это действие в поле сознания. Обычно подобное «возвращение» бывает необходимо при переутомлении, эмоциональном напряжении. Ю.Б. Гиппенрейтер указывает на важность этого свойства навыка быть осознанным, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка и возможность его дополнительного совершенствования. Это свойство отличает навыки от автоматических действий.

Явления неосознаваемой установки - описание его принадлежит Д.Н. Узнадзе (1886-1950) и его ученикам и последователям (грузинская школа). Установка есть досознательный процесс, оказывающий влияние на конкретное содержание сознания, возникающее на ее базе. Установка - психофизиологический процесс, дающий готовность к определенной активности. Являясь специфической сферой психического, установка оказывается закономерным компонентом деятельности именно как неосознаваемое состояние.

Для возникновения установки в свою очередь необходимы актуальная потребность и объективная ситуация удовлетворения этой потребности. В.Г. Норакидзе выявлена так называемая фиксированная установка, создающаяся у человека в результате обретения им опыта и в силу его черт личности, аттитюдов и т.п.

Известны установки моторные (как готовность к началу двигательной активности), перцептивные (готовность к восприятию), эмоциональные (готовность к определенным переживаниям), умственные (готовность решать умственные, задачи). Значение установки чрезвычайно велико, ибо она, будучи готовностью к действию, дает возможность выполнить его четко и эффективно. Однако установка может ввести человека в заблуждение: каждый, вероятно, испытывал страх перед входом в стоматологический кабинет, в аудиторию для сдачи экзамена и т.п. Эти примеры показывают, что установка может быть и осознаваемой - если сознательно ждешь чего-то, то и получаешь в переживаниях. И эти же примеры указывают на возможность «ошибки установки», проявляющейся в ошибочных действиях или оценках. Таким образом, на основе сказанного можно выделить наличие особой «досознательной» формы психики, генетически и функционально предваряющей любой сознательный процесс.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий иллюстрируются нашими непроизвольными жестами, мимическими и различными вегетативными реакциями. Подобные неосознаваемые сопровождения сознательных действий выступают как средства коммуникации, давая дополнительную смысловую нагрузку выска­зываниям, они могут свидетельствовать о дополнительных, (возможно скрываемых) намерениях человека, могут служить индикаторами его личностных качеств.

Ко второму классу неосознаваемых явлений - неосознаваемым побудителям сознательных действий - относят явления, изучаемые 3. Фрейдом и К. Юнгом. По Фрейду - это инстинкты и комплексы, вытесненные из сферы сознания, среди которых существенное место занимают сексуальные инстинкты; по Юнгу - коллективное бессоз­нательное, «подпитывающее» и наполняющее содержание инди­видуального бессознательного (см. выше). К этому же классу могут быть отнесены психические явления, возникающие во сне (сновидения), реакции, вызываемые неощущаемыми (субсенсорными), но реально воздействующими раздражителями.

В системе неосознаваемых явлений достойное место занимают надсознательные процессы. Подобно человеческой психике в целом надсознательное, как один из ее уровней, имеет активно-отражательный характер. Однако отражение субъектом реальности на этом уровне своеобразно. Так, вспоминая забытое имя, человек перебирает возможные варианты, испытывая ощущение сходства или несходства с искомым. И хотя он не может воспроизвести (т.е. представить в сознании) нужное слово, оно незримо присутствует, регулируя поиск и сразу же узнается. Другой пример - человек в каждой ситуации ведет себя определенным образом, неосознанно соотнося свои поступки с возможным отношением к ним значимых людей, принимая его за некий поведенческий ориентир. Другими словами, речь идет о непроизвольной сфере личности, комплексе ее поведенческих штампов, привычного образа действий и установок. К надсознанию в полной мере могут быть отнесены и переживания человеком кризисов, больших жизненных событий, процессы творческого мышления. Особое место среди всех надсознательных явлений занимает интуиция. Словарь определяет интуицию как:

  • чутье, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь;

  • прямое знание или познание чего-либо без сознательного рассуждения.

В ряде работ академик П.В. Симонов отнес интуицию к особой сфере сверхсознания, проявляющегося на начальном этапе любого творчества в форме порождения гипотез, догадок, «озарений» и тому подобных загадочных явлений. «Неосознаваемость творческой интуиции есть защита от преждевременного вмешательства сознания, от давления ранее накопленного опыта... В сверхсознании содержится нечто именно «сверх», т.е. нечто большее, чем собственно сфера сознания. Это «сверх» есть принципиально новая информация, непосредственно не вытекающая из ранее полученных впечатлений. Силой, инициирующей деятельность сверхсознания, является доминирующая потребность» (П.В. Симонов). Я.А. Пономарев признает возможность интуитивного решения «лишь в том случае, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте». По-видимому, сверхсоз­нание рождается не в изолированном смысловом пространстве - оно питается материалом, накопленным сознанием и частично зафик­сированным в подсознании. Оно, в принципе, не может породить гипотезу, свободную от этого опыта. По этой причине в голове гения каменного века не могла родиться теория относительности или межпланетных полетов. И хотя гений опережает свое время, дистанция этого опережения все же исторически ограничена. Даже гений может решить только те задачи, к которым он подготовлен. На современном уровне развития научного знания (философского, психологического и т.д.) за интуицией признано право на существование. Она изучается главным образом в рамках познания механизмов художественного и научного творчества. Постижение ее механизмов объяснит многие непонятные и неизвестные явления человеческой психики.

Неосознаваемые процессы по-разному влияют на сознательную активность человека, в том числе и разрушительно. Каждому человеку полезно владеть психологическими методами гармонизации собственного состояния. Среди современных техник самопомощи полезно выделить аутогенную тренировку - метод, основанный на самовнушении определенных физических и психических состояний, релаксацию - метод расслабления, снимающий стрессовые состояния и дающий отдых, медитацию и другие. Для гармонизации собственного состояния полезно также знать собственные детерминанты хорошего настроения, в числе которых достаточно универсальными являются музыка, природа, физические упражнения, общение со старыми друзьями, занятие любимым делом, сон, вкусная еда и прочие.