Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Прокурорский надзор (Курс лекций).doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
708.1 Кб
Скачать

2. Прф относится к исполнительной ветви власти.

Сторонники данной точки зрения считают функцию контроля за исполнением закона неотъемлемой функцией исполнительной, а не законодательной власти. Поэтому прокуратура, как орган осуществляющий контроль за исполнением закона, должна относиться к исполнительной власти (Г Г. Черемных).

3. Прф принадлежит к судебной ветви власти.

Сторонники данного взгляда исходят из широкого ее понимания как власти правоохранительной, которая не сводится только к деятельности суда, а имеет свою сложную структуру. Прокуратура является часть системы судопроизводства (А.И. Турчинов)

4. Прф принадлежит к самостоятельной - контрольной ветви власти.

Сторонники данной позиции говорят о том, что деление власти на три традиционные ветви власти не отвечает современному государственному и общественному устройству. В настоящее время наряду с существованием законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти существует и самостоятельная контрольная ветвь власти, которая призвана реализовывать универсальную контрольную функцию, вытекающую из существа публичной власти. Институт П является одним из органов реализующих эту власть (В.Е. Чиркин).

  1. Прф представляет самостоятельную прокурорскую ветвь власти.

  2. Прф входит в систему органов президентской власти (г.Н. Королев).

Общими недостатками данных точек зрения являются:

1) сведение роли прокуратуры к осуществлению только лишь одной из функции, возложенных на нее ФЗОП, как правило, функции контроля за исполнением законов. Осуществление ПРФ других функций игнорируется, что приводит к неправильному пониманию места прокуратуры в системе ОГВ РФ

  1. сторонники данных точек зрения по существу лишь модифицируют советский подход к определению места прокуратуры в системе ОГВ РФ, искусственно приспосабливая советскую модель П к современной системе ОГВ РФ.

  2. отсутствие нормативно-правовых аргументов и противоречие действующей КРФ и законодательству.

Поэтому споры о принадлежности П к какой-либо конкретной ветви власти схоластичны и не имеют научно-практического значения.

II. Прокуратура занимает особое место в системе огв рф.

Данный подход был предложен Концепцией развития прокуратуры на переходный период (М.1994). Согласно концепции традиционные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие собой единую верховную государственную власть и ее разделение, вовсе не исключают возможность существования иных самостоятельных правовых институтов, к которым относится прокуратура. Имея функциональное отношение к каждой из ветвей власти, прокуратура тем не менее не относится ни к одной из них. Это специфичное положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет выступать ей в качестве самостоятельного эффективного элемента системы сдерживания любой из ветвей власти, а также осуществлять различные многочисленные функции, возложенные на нее ФЗОП Подобное правовое положение характерно для прокуратуры переходного типа.

Таким образом, современная прокуратура РФ, является прокуратурой переходного типа и характеризуется следующими признаками:

А) является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой единую федеральную централизованную систему органов;

Б) в полной мере не относится ни к одной из существующих ветвей власти, а выступает в качестве самостоятельного элемента системы сдерживания любой из ветвей власти;

В) является многофункциональным органом.

Указывая на особое место в ПРФ в системе ОГВ РФ, необходимо отметить, что в мировой практике довольно редко встречаются случаи однозначного отнесения П к какой-либо ветви власти. На сегодняшний день, исходя из места прокуратуры в системе государственных органов, можно условно выделить четыре группы стран.

  1. Страны, где прокуратура входит в состав министерства юстиции (т.е. формально относится к исполнительной власти), при этом является активным участником судопроизводства, осуществляет свои функции при судах, а прокуроры могут принадлежать к судейскому корпусу («магистратуре»). Другими словами, прокуратура занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной ветвями власти. Примером таких стран могут служить США, Франция, Япония и др.

  2. Страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной системы и находится при судах либо пользуется в рамках судебной власти административной автономией. Примером такой страны может служить Испания.

  3. Страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства. Эту группу стран образуют главным образом социалистические и постсоциалистические страны, а также ряд стран Латинской Америки: КНР, КНДР, Эквадор, Колумбия и др.

  4. Страны, где прокуратуры и ее прямого аналога вообще нет. Примером такой страны служит Великобритания.

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

Организация и деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, которые закрепляются в КРФ и ФЗОП.

Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимаются исходные руководящие, закрепленные в конституции и специальном законе (ФЗОП), выработанные наукой и теорией положения (начала) организации и деятельности прокуратуры, на основе которых реализуются функции, направленные на достижение целей и осуществление задач, стоящих пред прокуратурой.

» Все принципы закреплены в КРФ и ФЗОП;

» Они явились анализом обобщения практики прокурорской деятельности наукой и нашли

свое отражение в теории; » Принципы представляют собой наиболее общие начала, т.е. положения определяющие

основы организации и деятельности П; » Они служат правовым фундаментом реализации функций, стоящих перед П.

Иногда указанную совокупность принципов разбивают на две отдельные группы: принципы организации и принципы деятельности. Практического значения и правового основания данная классификация не имеет, поэтому все принципы будут рассматриваться в совокупности. Необходимо помнить, что все принципы организации и деятельности прокуратуры взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это означает, что реализовываться на практики они должны комплексно. Принципы организации и деятельности не следует смешивать с условиями и порядком выполнения возложенных на прокуратуру функций. Они по отношению к принципам всегда носят подчиненный характер.

В существующей юридической литературе принято выделять следующие принципы: единства, централизации, независимости, гласности и законности.

Принцип единства закрепляется в ст.129 КРФ и п.Зст.11 ФЗОП и выражается в следующем:

  1. территориальные и специализированные органы прокуратуры, действующие на территории РФ, представляют собой единую систему органов;

  2. перед данной системой органов стоят единые цели и задачи;

  3. указанные цели и задачи реализуются на основе единых для всех органов прокуратуры РФ принципов;

  4. действующее законодательство определяет единые для всех органов прокуратуры направления деятельности, а также единые формы и методы прокурорской работы;

  5. каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации;

единство организации и деятельности прокуратуры выражается также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение,, кроме случае специально предусмотренных в законе.

Принцип единства организации и деятельности ПРФ необходимо отличать от принципа единоначалия, который означает единоличное принятие решений прокурором в пределах своей компетенции. Коллегия при соответствующих органах прокуратуры являются совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.

Принцип централизации закрепляется в ст. 129 КРФ, ст.ст.1,4, 13, 17 ФЗОП и означает:

  1. централизованное построение всех органов прокуратуры в пределах РФ - ст.1 ФЗОП определяет прокуратуру как централизованную систему органов;

  2. строго централизованный порядок назначения работников прокуратуры и в освобождении их от должности; территориальные и приравненные к ним прокуроры, а также кадровый состав Генеральной прокуратуры (за исключением заместителей Генерального прокурора РФ), назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ;

  3. вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за нею (вправе отменить любой акт нижестоящего прокурора);

  4. приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

Принцип независимости органов прокуратуры закреплен в ст.ст. 4, 5 ФЗОП и означает, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только КРФ, законами и изданными в соответствии с ними приказаниями и актами ГП РФ.

Особенность принципа независимости органов прокуратуры продиктована, прежде всего, наличием у нее функции надзора и заключается во внешней автономии органов прокуратуры, которая выражается:

  1. в организационной и функциональной самостоятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений;

  2. в недопустимости вмешательства в какой-либо форме в осуществление прокурорского надзора со стороны указанных органов и структур;

  3. в запрете прокурорским работникам совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

В отличие от принципа независимости судей принцип независимости органов прокуратуры закрепляет лишь независимость от внешних факторов и не устанавливает внутренней независимости прокурорских работников от влияния и мнения (вышестоящего) прокурора. Именно поэтому нормативным пределом данного принципа выступает не только требования КРФ и законов, но также и требования, содержащиеся в актах ГП РФ.

Считается, что судья при осуществлении правосудия независим не только от влияния и мнения различных органов власти и управлений, но и от вышестоящего суда также. Подобная внутрисистемная независимость не свойственна органам прокуратуры.

Принцип гласности деятельности органов прокуратуры закрепляется в ст.4 ФЗОП и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной тайне и иной специально охраняемой законом тайне. Данный принцип также имеет специфику реализации, обусловленную функциями возложенными на прокуратуру.

Наиболее полно данный принцип реализуется при осуществлении прокурорского надзора. Здесь он означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ в пределах установленных федеральным законодательством. Нормативные пределы действия данного принципа определены ст.5:

  1. никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры до их завершения;

  2. прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве материалов;

  3. предоставлять находящиеся в производстве материалы можно только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

При реализации функции уголовного преследования действие данного принципа также существенно ограничено требованиями соблюдения тайны предварительного следствия.

Принцип законности является общеправовым принципом, закрепленным в ряде статей КРФ: 4, 10,15,16,19 и ряд др. Применительно к деятельности органов прокуратуры он означает, что:

1) различные аспекты организации и деятельности ПРФ должны быть урегулированы в законодательном порядке, т.е. ПРФ должна быть легитимным органом, и ее полномочия должны быть строго определены в федеральном законе;

реализация требований законности должна быть обеспечена и в деятельности самих органов прокуратуры.

В настоящее время идет отход от нормативисткого понимания законности как однозначного следования требованиям законов и подзаконных нормативных актов. В частности это достигается путем признания примата общепризнанных международно-правовых норм, провозглашения прямого действия норм КРФ, а также возможности неприменения судами норм федеральных законов при определенных условиях (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" от 31.10.1995 № 8).