Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
BILET_PO_ZARUBE.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
731.65 Кб
Скачать

50. Конфликт, композиция и особенности характеров драмы в. Гюго «Рюи Блаз».

XIX век открывает новый этап в воплощении идеала на европейской сцене. Идеальный (в главных проявлениях) герой сохраняется в ряде романтических произведений, например драмах В. Гюго. Но само сохранение такого героя разрушает канон классицизма, в котором идеальностью наделялись лица благородного происхождения, мера реализации идеала зависела от ступени в социальной пирамиде, на которой находился герой. В «Марьон Делорм» и «Эрнани» Гюго как бы опрокидывает эту пирамиду, и вектор идеальности устремляется в сферу низов общества (Марьон, безродный Дидье, разбойник Эрнани). С особой силой эта тенденция прозвучала в «Рюи Блазе», ибо если, например, Эрнани вынужденно оказался разбойником (он по рождению — герцог Сегорбы и Кардоны, маркиз Монруа, граф Альбатера, виконт де Гор, принц Арагонский) то Рюи Блаз — по рождению и положению лакей, но именно он становится носителем идеального начала в драме.

Исторические драмы Гюго вызвали самый живой отклик у французских зрителей. Люди, восставшие в июле 1830 года, а затем, в течение тридцатых годов, активно боровшиеся против буржуазной монархии Луи Филиппа, чувствовали живое родство с романтическими бунтарями Гюго.

Борьба социально обездоленных и гонимых людей с могущественными силами монархического строя составляет пафос и динамику таких драм, как “Марьон Делорм”, “Эрнани”, “Король забавляется”, “Мария Тюдор”, “Анджело, тиран Падуанский”, “Рюи Блаз”.

В драме “Рюи Блаз” (1838) Гюго снова возвращается к теме морального упадка монархии и дворянства. Историческая обстановка, вызвавшая этот интерес поэта,—закат испанской монархии в конце XVII века.

Печатью деградации отмечен прежде всего Карл II—один из бездарнейших королей Испании, чей двор представлял собой.

“Болото скучное с водой гнилой и сонной”.

Этот пребывающий за сценой, но как бы незримо присутствующий персонаж придает угрюмый оттенок общей картине одичания и развала.

Зловещей фигурой является отставной министр, представитель старинной испанской знати—дон Саллюстий де Басан. Гюго не пожалел самых мрачных красок для изображения этого титулованного проходимца, закоренелого преступника, интригана, заговорщика, не брезгающего самыми гнусными средствами для достижения своих низких целей. Дон Саллюстий действует при помощи наемных убийц, шпионов, посредством подкупа и отравы. Под стать дону Саллюстию изображена и правящая клика Испании—спесивые гранды, графы и маркизы, с лихорадочной поспешностью обворовывающие агонизирующее государство. Наглое казнокрадство, взяточничество, открытая торговля доходными должностями и монополиями, грабеж колоний—все это прочно вошло в повседневный государственный быт. При дележе добычи королевские министры, забыв о своих громких дворянских титулах, прибегают к бесстыдному торгу и откровенно намечают программу разграбления богатств Испании.

Показывая процесс разложения испанской монархии, Гюго выводит на сцену исключительно характерный для той эпохи тип деклассированного аристократа. Это дон Цезарь де Басан—беспечный бродяга, опустившийся на дно жизни. Он промотал свои графские поместья и теперь стал завсегдатаем подозрительных таверн. Дон Цезарь де Басан свободен от каких-либо моральных “предрассудков”: он не гнушается ни подачками, ни кражами, ибо он абсолютный нигилист в вопросах морали; все дозволено, раз при самом дворе царят грабеж и разбой. Дон Цезарь гордится своей философией и своими лохмотьями, но в глубине души он остро ощущает всю ненужность и бесцельность своего существования:

“... Да кто же я такой?

Беззвучный бубенец, внутри совсем пустой,

Ненужный никому, как старая афиша...”

При всем этом дон Цезарь наделен большим обаянием: он отважен, прямодушен, остроумен, щедр, отзывчив. Все эти черты характера дон Цезарь смог сохранить, только находясь вдали от тлетворного влияния Двора и аристократии. “Он погружается в толпу и исчезает в этой огромной, тусклой и темной массе, которую он до тех пор едва различал глубоко под собою. Он уходит в нее с головой, он укрывается в ней. У него нет больше золота, но у пего осталось солнце, это богатство неимущих. Сначала он жил в верхах общества, теперь же он поселяется в низах и мирится с повой жизнью...”, но становится философом и сравнивает воров с придворными (“Предисловие”).Раскрывая философское равнодушие дон Цезаря к знатности, богатству, высокому положению в обществе, драматург подчеркнул, что этот шут-философ далеко не все сжег, чему поклонялся; у него остался врожденный культ благородства и рыцарской смелости, позволяющий ему отвергнуть все бесчестные помыслы дон Саллюстия.

Заживо гниющему дворянскому обществу Гюго противопоставляет в драме народ, в чью могучую творческую энергию он глубоко верит. В предисловии к “Рюи Блазу” Гюго писал: “Народ, у которого есть будущее и нет настоящего: народ-сирота, бедный, умный и сильный; стоящий очень низко и стремящийся стать очень высоко, носящий на спине печать рабства, а в душе лелеющий гениальные замыслы”.

Это безусловно верное положение находит в драме яркое воплощение. Представителем “умного и сильного” испанского народа в пьесе является Рюи. Блаз, вышедший из социальных низов общества.

Рюи Блаз—смелый и талантливый человек, обладающий огромной силой, пламенным воображением и честностью. Переменив множество профессий, он поступает в лакеи к дон Саллюстию, влюбляется в Марию Нейбургскую, королеву Испании, и волей случайности становится первым министром. Для того чтобы противопоставить своего героя резко отрицательным персонажам придворной знати, Гюго наделяет Рюи Блаза исключительно положительными чертами. В качестве первого министра он проявляет выдающиеся способности государственного деятеля, ревностно печется об интересах страны и нуждах народа. “В Рюи Блазе,—как отмечал Гюго в авторском предисловии,—отразились гений и страсть, угнетаемые обществом и устремляющиеся тем выше, чем сильнее этот гнет”.

В огромном монологе третьего действия Рюи Блаз гневно клеймит цинизм и хищничество министров, доведших Испанию до полного истощения и упадка.

Он говорит об “измученном народе”, который приносит паразитарному дворянству “кровь и пот трудов своих”.

Рюи Блаз, выносящий приговор растленной испанской монархии, является рупором автора. Монолог третьего действия звучит как гневная речь оратора, разоблачающего гнилые устои монархического государства. В предисловии к драме Гюго писал: “Когда монархия близка к развалу, наблюдается ряд своеобразных явлений... Королевство шатается, династия угасает, закон рушится, политическое единство, раздираемое интригами, дробится, высшее общество дичает и вырождается; все ощущают повсюду предсмертную расслабленность — и внешнюю и внутреннюю”. В этих наблюдениях и выводах многое почерпнуто было из жизни. диктовалось ее непримиримыми конфликтами. Орлеанская монархия была близка к развалу и просуществовала короткое время; ее смел вихрь Февральской революции 1848 года.

РЮИ БЛАЗ— герой драмы В.Гюго «Рюи Блаз» (1838), крайне чувствительный юноша, привыкший, однако, сдерживать свои чувства, несомненно романтический герой, но не бунтарь, а мечтатель. Р.Б. служит лакеем у верховного судьи маркиза Саллю-стия, что его унижает и мучает. Он с упоением вспоминает о днях далеких и счастливых: «Нам были радостью и голод и нужда, когда я мерз зимой, имел лишь хлеб и воду, а крова не имел — зато имел свободу! В те времена еще я человеком был». Страдания героя усугубляются его любовью к королеве. На глаза ей Р.Б., конечно, не показывается, играя роль незримого доброго ангела: узнав, что королева скучает по фиалкам, он каждый день ходит за две мили, чтобы нарвать для нее цветов. В этой драме очень большую роль играет сам сюжет, та интрига, в которую попадает герой и по ходу которой раскрывается его характер. Дон Саллюстий сумел разгадать тайну своего лакея и ловко использует ее в своих интересах. Убедившись в том, что еще никто при дворе не видел Р.Б., дон Саллюстий представляет его как своего кузена, дона Цезара де Ба-сан, предварительно избавившись от кузена настоящего. Маркиз решил воспользоваться привлекательностью и галантностью Р.Б. для того, чтобы унизить королеву, отомстив за собственную ссылку. Р.Б., которого теперь все называют доном Цезаром, получает должность курьера короля, а потом его делают министром, даруя герцогский титул. Королева легко угадывает в нем своего тайного воздыхателя и весьма благосклонно относится к этому красивому молодому человеку. За полгода, проведенные при дворе, Р.Б. становится статс-секретарем королевы, и придворные поговаривают о том, что именно он диктует ей все решения, что между ними существует тайная»Шв. Но даже явные недоброжелатели признают, что герой честен. Р.Б. наконец может доказать свою любовь к Испании, он мечтает возродить ее былую мощь, обнаруживая себя способным государственным деятелем. Р.Б. решается признаться королеве в своей любви: «Любить вас издали, из мрака — мой удел, и я вас пальцем бы коснуться не посмел». Конечно, на такие слова трудно не ответить взаимным признанием. Воспользовавшись этим, дон Саллюстий заманивает королеву в дом к Р.Б. И здесь герой уже на деле доказывает, что на его слово можно положиться, что королева не ошиблась, поручив ему заботу о своей чести. Сначала он сам признается ей в том, кем является на самом деле, потом убивает дона Саллюстия и, убедившись, что королеве больше ничего не грозит, выпивает яд. Гюго в предисловии к пьесе написал, что хотел окутать «Рюи Блаза» вечерними сумерками. Действительно, здесь показан сумеречный мир, в котором торжествует эгоизм и мелкое себялюбие, мир, в котором нет места таким достойным, ярким людям, и потому Р.Б. в нем лишний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]