Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
873.47 Кб
Скачать

Глава 17

ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

17.1. Коллизионная норма и ее строение

Основу международного частного права составляют коллизионные нормы. Многими учеными-юристами коллизионная норма справедливо рассматривается как центральный институт международного частного права.

Эти нормы решают коллизионную проблему на основе вы­бора права того или иного государства, с которым связано дан­ное правоотношение.

«Коллизия» - латинское слово, означающее столкновение. Коллизионная норма не дает ответа на вопрос, какие права и обязанности возникают у субъектов того или иного правоотно­шения. Она лишь указывает на право, подлежащее применению к данному правоотношению, осложненному иностранным эле­ментом. Коллизионной нормой, например, является правило, за­фиксированное в ст. 1133 ГК Республики Беларусь: «Отношения по наследованию определяются по праву той страны, где насле­додатель имеет последнее постоянное место жительства». Из со­держания этой нормы видно, что она прямо не определяет отно­шения по наследованию, а отсылает к праву государства посто­янного местожительства наследодателя.

Поскольку коллизионная норма носит отсылочный харак­тер, она применяется только вместе с теми нормами материаль­ного права, к которым отсылает.

В коллизионных нормах отдельных правовых систем име­ются существенные различия по одному и тому же вопросу. В частности, условия договора внешнеторговой купли-продажи товаров в одних странах подчиняются закону места заключения Договора, в других - закону места исполнения договора.

В национальном праве каждого государства существует своя система коллизионных норм.

Коллизионные нормы содержатся и в международных договорах. Примером такой нормы может служить ст. 3 Конвенции

194,195

МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу». В ней! указано, что виды работ по найму, к которым применяется ми­нимальный возраст для приема на работу, определяются нацио­нальными законами государств.

Коллизионная норма по своей структуре существенно отличается от традиционных норм права. Если обычно нормы права • имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция и санк­ция), то коллизионная норма по своей структуре состоит из двух х элементов - объема и привязки. Первый ее элемент (объем) говорит о правоотношении, к которому применяется та или иная норма права. Второй элемент коллизионной нормы (привязка) указывает на закон, подлежащий применению к данному право­отношению.

В качестве иллюстрации можно сослаться на коллизионную норму, содержащуюся в ст. 1112 ГК Республики Беларусь, в ко­торой записано, что «гражданская правоспособность иностран­ного юридического лица определяется по праву страны, где уч­реждено юридическое лицо». В указанной коллизионной норме слова «гражданская правоспособность иностранного юридичес­кого лица» обозначают объем, а слова «определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо» - привязку.

В международном частном праве различают следующие ви­ды коллизионных норм:

- односторонние и двусторонние;

- императивные и диапозитивные.

Односторонней коллизионной нормой называется норма, привязка которой указывает на применение определенной пра­вовой системы (белорусской, польской и т.д.) к данному право-. отношению. Например, форма внешнеэкономической сделки, в которой, хотя бы одной из сторон является белорусское юриди­ческое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки белорусскому праву, т.е. совершается в письменной фор­ме.

Двусторонней коллизионной нормой называется норма, привязка которой конкретно не указывает, какой правопорядок должен регулировать данное правоотношение. Эта коллизион­ная норма лишь формулирует общее правило, руководствуясь которым можно выбрать применимое право. Например, двусто­ронней коллизионной нормой является норма, согласно которой наследственные отношения «определяются по праву той стра­ны, где наследодатель имел последнее постоянное место жи­тельства» (ст. 1133 ГК Республики Беларусь).

Императивные коллизионные нормы - это нормы, кото­рые содержат обязательные предписания, касающиеся выбора права, подлежащего применению к данному правоотношению. Эти предписания не могут быть изменены по усмотрению сто­рон. Например, к императивным нормам относится норма, в со­ответствии с которой «к праву собственности на воздушные су­да применяется право страны, где эти суда зарегистрированы».

196

Диспозитивные коллизионные нормы - это нормы, кото­рые закрепляют правило выбора права для регулирования кон­кретного правоотношения (в частности, это коллизионные нор­мы, содержащие формулировки типа «стороны могут», «если иное не установлено соглашением сторон» и др.).

17.2. Типы коллизионных привязок

В литературе по международному частному праву выделя­ются следующие (наиболее употребляемые в правоприменительной деятельности) типы коллизионных привязок:

1. Личный закон физического лица. Эта коллизионная при­вязка применяется для решения вопросов правоспособности и дееспособности физических лиц в сфере семейного права, на­следственного права и т.д. На практике реализуется в двух вари­антах:

а) закон гражданства, т.е. закон государства, к которому данное лицо принадлежит по своему гражданству;

б) закон домицилия, или закон местожительства, т.е. закон государства, на территории которого данное лицо постоянно проживает.

Закон домицилия получил широкое применение на практи­ке в Великобритании, Канаде, США и других странах «общего права». В странах «континентальной системы права» (Бельгия, Германия, Италия, Франция, Швеция и т.д.) определяющим яв­ляется закон гражданства.

«Смешанная система» личного закона применяется в Рес­публике Беларусь. Так, примером закона домицилия может слу­жить часть вторая ст. 1103 ГК Республики Беларусь: «Личным законом лица без гражданства считается право страны, в кото­рой это лицо постоянно проживает».

.2. Закон национальности юридического лица. Данная кол­лизионная привязка определяет национальность (государствен­ную принадлежность) юридического лица тремя способами: а) по закону места нахождения административного центра (правления) организации - Германия, Италия, Франция, Швей­цария и др.; б) по закону места учреждения (регистрации устава) организации - Великобритания, Венгрия, Польша, США и т.д.; в) по закону места осуществления основной хозяйственной дея­тельности юридического лица - в ряде развивающихся стран.

В Республике Беларусь гражданская правоспособность ино­странного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (ст. 1112 ГК).

3. Закон места нахождения вещи. Указанная коллизионная привязка чаще всего применяется при решении вопросов, свя­занных с правом собственности, а также в наследственном пра­ве. Как правило, статус недвижимого имущества определятся по праву страны, где эта вещь находится. В отношении движимого имущества может применяться и личный закон.

197

В Республике Беларусь право собственности на вещь опре­деляется по праву страны, где эта вещь находится (ст. 1.119 ГК).

4. Закон автономии воли. Эта коллизионная привязка оз­начает, что в договорных обязательствах может применяться за­кон, избранный лицами, совершающими сделку. При этом суд должен руководствоваться таким волеизъявлением сторон, ес­ли:

а) право, подлежащее применению, не противоречит пуб­личному, порядку государства, где это применение должно осу­ществляться;

б) выбор сторонами права, подлежащего применению, не преследует цель обойти закон.

Закон автономии воли закреплен в законодательстве мно­гих стран мира. В Республике Беларусь он закреплен, в частно­сти, в ст. 1124 ГК: «Стороны договора могут при заключении до­говора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязаннос­тям по этому договору, если это не противоречит законодатель­ству». ,

5. Закон места совершения акта. Данная коллизионная привязка носит вспомогательный характер по отношению к за­кону автономии воли: применяется в случае, когда стороны не выбрали применимое право, а также в иных случаях, предусмо­тренных законодательством.

Эта привязка в процессе применения может иметь несколь­ко разновидностей, а именно: а) закон места заключения дого­вора; б) закон места совершения сделки; в) закон места исполне­ния обязательства; г) закон места заключения брака и др.

В Республике Беларусь примером применения закона места совершения акта является, в частности, норма ст. 1116 ГК: «Фор­ма сделки подчиняется праву места ее совершения». -

6. Закон страны продавца. Указанная коллизионная при­вязка обычно применяется по внешнеторговым сделкам: приме­няется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона-продавец.

В современных условиях «закон страны продавца» использу­ется в двух значениях:

1) в дословном значении, т.е. применительно к договору куп­ли-продажи;

2) в широком понимании, т.е. как право того государства, которому принадлежит сторона в договоре, чье обязательство составляет главное содержание этого договора. В соответствии с этим применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являю­щаяся: наймодателем - в договоре имущественного найма, хра­нителем - в договоре хранения и т.д.

Закон страны продавца закреплен в ряде международных конвенций. В частности, в Гаагской конвенций 1955 г. о праве,, применимом к международной купле-продаже движимых мате-

198

риальных вещей, содержится правило, согласно которому про­дажа товаров регулируется «внутренним правом страны, являю­щейся местом постоянного проживания продавца в момент по­лучения им заказа (или где находится предприятие продавца, по­лучившее заказ)».

7. Закон места причинения вреда регулирует обязательст­венные правоотношения внедоговорного характера, в основе возникновения которых лежит факт причинения вреда. Эта кол­лизионная привязка применяется, как правило, в связи с возник­новением деликтных обязательств. Так, в соответствии со ст. 1129 ГК Республики Беларусь «права и обязанности по обяза­тельствам, возникающим вследствие причинения вреда, опреде­ляются по праву страны, где имело место действие или иное об­стоятельство, послужившее основанием для требования о воз­мещении вреда».

Рост международного туризма и международных транспорт­ных операций увеличивает число деликтных обязательств, ос­ложненных иностранным элементом, что расширяет сферу при­менения данной коллизионной привязки.

8. Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано. Данная коллизионная привязка применяется в основном в странах «общего права» (Великобритания, Канада, США и др4). Так, согласно параграфу 29 Закона о международ­ном частном праве Венгрии, если применяемое право не может быть определено на основании ранее установленных законом коллизионных привязок, надлежит руководствоваться правом, которое наиболее тесно связано с договором.

Связь договорного обязательства с определенным правопо­рядком устанавливается судом (арбитражем) путем толкования договора и относящихся к нему обстоятельств.

9. Закон страны суда. Указанная коллизионная привязка имеет важное значение прежде всего для международного граж­данского процесса. Сводится она в основном к следующему пра­вилу: суд или иной правоприменительный орган, рассматривая дело с иностранным элементом, должен руководствоваться пра­вом своей страны, обязан применять свои (национальные) про­цессуальные нормы. Лишь в порядке исключения суд может применить нормы иностранного процессуального права, если это специально оговорено в законе или в международном дого­воре.

Если юридические понятия, требующие правовой квалифи­кации, не известны праву страны суда и не могут быть определе­ны путем толкования по праву страны суда, то при их квалифи­кации может применяться право иностранного государства.

В современном Международном частном праве применяются и некоторые другие типы коллизионных привязок - закон валю­ты долга, закон места выполнения трудовых обязанностей, закон флага и т.д.

199

Отсутствие единообразия в коллизионных нормах различ­ных государств порождает так называемые «хромающие» от­ношения. Например, в силу существенных различий в праве, регулирующем вопросы брака, в одном государстве мужчина и женщина признаются' супругами, в другом они таковыми не яв­ляются.

Ликвидация «хромающих» отношений возможна либо путем введения во внутреннее (национальное) законодательство уни­фицированных коллизионных норм, либо путем заключения между государствами соответствующих договоров о правовой помощи.

17.3. Толкование и применение коллизионных норм

Коллизионная норма, как и любая правовая норма, в процес­се ее применения подлежит толкованию. Например, в толкова­нии нуждаются такие юридические термины, содержащиеся в коллизионных нормах, как «домицилий», «форма сделки», «дви­жимое и недвижимое имущество», «исковая давность» и др., по­скольку не всегда имеют одинаковое юридическое содержание в правовых системах различных государств. В частности, анализ внутреннего (национального) законодательства свидетельству­ет о том, что в одних странах местом совершения правонаруше­ния считается место, где совершено вредоносное действие, в других - таким местом считается место, где обнаружен резуль­тат вредоносного действия. Исковая давность во многих госу­дарствах рассматривается как понятие материального права, а в Великобритании, США и Финляндии - как понятие процессу­ального права.

Аналогичное «разночтение» существует и по многим другим правовым категориям. Например, согласно англотамериканской правовой системе, моментом заключения договора международ­ной купли-продажи считается дата отправки акцепта на предло­жение заключить договор. В то же время во многих странах кон­тинентальной Европы договор купли-продажи считается заклю­ченным с момента получения акцепта.

От правильного применения коллизионных норм зависит эффективность защиты субъективных прав участников граж­данских правоотношений.

Проблема квалификации тех или иных правовых понятий, содержащихся в коллизионной норме, решается судом или иным правоприменительным органом.

В Республике Беларусь нормы иностранного права приме­няются судом в случаях, когда белорусские коллизионные нор­мы отсылают к иностранному праву. Нарушение судом иност­ранного права может служить основанием к отмене судебного решения по делу в кассационном либо надзорном порядке.

На основе коллизионной нормы суд, признав необходимость применения иностранного права (первичная квалификация), неизбежно сталкивается с необходимостью толкования иностран­ного права (вторичная квалификация).

В международном частном праве длительное время господ­ствующей была доктрина, согласно которой суд, применяя ино­странное право, должен квалифицировать содержащиеся в нем правовые понятия в соответствии с действующим законодатель­ством своей страны.

Например, польский суд, применяя норму белорусского пра­ва, при ее квалификации должен руководствоваться правовыми понятиями, принятыми в польском праве.

Данная доктрина, именуемая «квалификация по закону стра­ны суда», в юридической литературе была подвергнута обосно­ванной критике, поскольку фактически рекомендовала судам трактовать иностранный закон на основе чуждой ему правовой

системы.

В настоящее время наибольшее распространение в между­народном частном праве получила доктрина М. Вольфа, в соот­ветствии с которой норма иностранного права, подлежащая применению, должна трактоваться судом, исходя из правовых понятий национальной правовой системы, к которой она при­надлежит. Право всегда несет на себе следы того социума, в ко­тором оно возникло и развивалось. Этот аспект необходимо учитывать при применении иностранного права на территории другого государства. Отсюда следует, что польский суд, приме­няя, например, норму белорусского права, при ее толковании должен руководствоваться не польским, а белорусским правом.

Толкование коллизионных норм международного договора должно осуществляться в/соответствии с условиями договора и международным правом.

Обратная отсылка - один из наиболее сложных вопросов применения коллизионных норм в международном частном пра­ве. Например, согласно ст. 1133 ГК Республики Беларусь отно­шения по наследованию определяются по праву страны, где на­следодатель имел последнее постоянное место жительства. Предположим, что гражданин Республики Беларусь имел по­следнее постоянное место жительства в Германии, законода­тельство которой подчиняет отношения по наследованию за­кону гражданства наследодателя. Таким образом, получается, что белорусский закон отсылает к иностранному праву, а оно, в свою очередь, содержит обратную отсылку к белорусскому праву.

Обратная отсылка применяется в законодательстве и судеб­ной практике Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Венгрии, Испании, Польши, Швейцарии, Японии и ряда других стран. В то же время, например, законодательство Греции, Си­рии исключает возможность применения обратной отсылки.

По общему правилу отсылка к иностранному праву рассма­тривается как отсылка к материальному, а не коллизионному праву соответствующей страны. - К сожалению, вопросы обратной отсылки не получили должного разрешения в законодательстве Республики Бела­русь. Лишь по отдельным видам правоотношений имеются соот­ветствующие указания.

В современной юридической литературе высказано мнение о возможности и необходимости применения судами обратной отсылки (М.М. Богуславский, Д.Н. Галенская, М.Н. Кузнецов,. Т.Н. Нешатаева и др.).

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что отсылка может быть не только обратной, но и к закону треть­его государства. Такая отсылка, называемая в юридической ли­тературе трансмиссией, имеет место тогда, когда, например,, право государства А отсылает решение вопроса к праву госу­дарства В, а последнее отсылает к праву государства С (А-В-С). Правовые системы многих государств признают возможность трансмиссии в судебной практике по гражданским и семейным делам.

Некоторые международные договоры регулируют вопросы обратной отсылки и отсылки к закону третьего, государства. В частности, Женевская конвенция 1930 г. об урегулировании кол­лизионных вопросов вексельного права содержит специальную норму об обратной отсылке.