Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры ИГУР.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

56. Политические реформы в годы «перестройки»

К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан.

В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней сокрыты многие корни «механизма торможения» общественных преобразований. В документах партии закреплялась модель «гуманного, демократического социализма», повторялись в общих чертах идеи «социализма с человеческим лицом» периода «пражской весны» 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей со¬ответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, со¬державшая элементы альтернативности.

В решениях конференции делалась попытка соединения «со¬циалистических ценностей» с некоторыми элементами политиче¬ской доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформи¬рованию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. Сле¬дует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям.

В духовной жизни общества новшеством стала политика глас¬ности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986г.): «...без гласности нет и не может быть демократизма». Вы¬движение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев под¬черкивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах об¬щества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней по¬пытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания.

Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, воз¬никновению противоречий, перерастающих порой в конфликты.

В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира.

Радикализация политического курса продолжалась. Она выра¬жалась, наряду с гласностью, в перестройке политической системы общества. Намеченный на XIX партконференции план конституци¬онной реформы был принят Верховным Советом СССР. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депу¬татов СССР, который избирал постоянно работающий двухпалат¬ный Верховный Совет. Реформа впервые со времен Учредительного собрания позволила провести выборы с конкуренцией кандидатов. 26 марта 1989г. прошли выборы народных депутатов СССР, год спус¬тя - депутатов остальных звеньев Советов. Представителям но¬менклатуры удалось занять в Советах прочные позиции, однако они не могли уже безраздельно господствовать. В Советы пришли многие кандидаты оппозиции - А.Сахаров, Г.Попов, А.Собчак, Ю.Афанасьев, Ю.Черниченко и др., к ним примкнул и Б.Ельцин. Именно они стали перехватывать инициативу у партийного аппа¬рата, заметно теряющего свой авторитет. Об этом свидетельствовало появление независимых общест¬венно-политических организаций и партий.

При всем многообразии организаций, движений и партий в центре политической борьбы оказались коммунисты и демократы. В отличие от 1917 г. теперь уже демократы выступали носителями реформистской традиции, а коммунисты - консерваторами. Демократы были за приватизацию государственной собственности соз-дание парламентской системы и обеспечение политических прав граждан. Коммунисты же ратовали за «обновление социализма».

Под воздействием политических оппонентов горбачевская «революция сверху» должна была углубляться. Однако реформато¬ры так и не получили широкой поддержки своим начинаниям среди номенклатуры. В СССР партаппарат не смог выработать продуманной концепции реформ. Творческий потенци¬ал коммунистических реформаторов был исчерпан общими призы¬вами к обновлению социализма, демократии, гласности, сохране¬нию роли партии как организующей силы. С появлением оппози¬ции позиция КПСС ослабевает, и сохранение власти в своих руках для нее становится все более актуальной проблемой.

Горбачев, занимая с октября 1988 г. пост председателя Вер¬ховного Совета СССР, то есть фактически спикера парламента, не мог решать вопросы управления государством. На I съезде народ¬ных депутатов (май-июнь 1989 г.) Горбачев провозгласил переход к правовому государству. Тем самым отстранялись от государст¬венной власти партийные органы, которые до сих пор ставили себя выше Конституции и законов. Правящую партию охватил кризис. В июле 1990 г. на XXVIII и последнем съезде КПСС Ельцин заявил о выходе из партии. Начался массовый исход из КПСС.

На III съезде народных депутатов в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР - первым и последним в истории. Введение поста Президента призвано было укрепить позиции Гор¬бачева. Но и этого не произошло: консерваторы были недовольны реформами, радикалы - их непоследовательностью. Председате¬лем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Этот же Съезд отменил 6-ю статью Конституции, объявлявшую КПСС «ру¬ководящей и направляющей силой советского общества». Власть начала переходить от партийного аппарата к президентскому.

Несмотря на все это, разочарование масс в Горбачеве усилилось, так как его обещания не привели к позитивным сдвигам в ре¬альной жизни. В 1989 г. началось абсолютное снижение объемов промышленного производства, стал сокращаться национальный доход.

Все это в сочетании с ослаблением страха перед репрессиями властей привело к появлению и росту нового феномена - забасто¬вочного движения. Оно началось в 1989 г. с забастовки шахтеров. В 1990 г. Горбачеву были представле¬ны две экономические программы - консервативная Н. И. Рыжкова-Л. И. Абалкина и либеральная С. С.Шаталина-Г.А.Явлинского. Пер¬вая предусматривала сначала стабилизировать обстановку, потом приступать к реформам, откладывая их проведение на неопределен¬ный срок. Вторая рассчитывала осуществить переход к рыночной экономике за 500 дней. После некоторых колебаний Горбачев пред¬почел первую. Это означало его отказ от непосредственных рыноч¬ных преобразований, утрату стратегической инициативы.

Тем временем инициативу перехватил Ельцин, который стал неформальным лидером демократической оппозиции, объединяв¬шей всех тех, кто выступал за реформирование общества. Он ши¬роко прибегал к популистским обещаниям, на предвыборных ми¬тингах призывал покончить с привилегиями партийной номенкла-туры и этим завоевал огромную популярность в народе.

В этот период ухудшения экономической ситуации и либера¬лизации политической жизни возник другой исторический фено¬мен - «парад суверенитетов» союзных республик, пытавшихся са¬мостоятельно найти выход из кризиса. Они провозглашали приори¬тет республиканских законов над союзными, игнорировали некото¬рые распоряжения центра, оказывая таким путем давление на него. Парад возглавила Российская Федерация после того, как только Ельцин возглавил ее Верховный Совет, который принял 12 июня 1990 г. Декларацию о суверенитете. В ней заявлялся приоритет российских законов над союзными. Таким образом «параду суве¬ренитетов» мощный толчок дало противоборство Ельцина и Горба¬чева. Первый стремился выйти из подчинения второго, укрепить свою власть. В результате нарастал паралич союзной власти, её ре¬альные полномочия переходили союзным республикам. Процесс этот сопровождался дальнейшей радикализацией масс, падением авторитета КПСС на фоне выявления многочисленных фактов пре¬ступлений Сталина, руководства КПСС.

С ослаблением центральной власти обострились межнацио¬нальные конфликты и рос сепаратизм. Возникший спор из-за Нагор¬ного Карабаха перерос в войну между Арменией и Азербайджаном Азербайджанцы были изгнаны из Армении, армяне - из Азербай¬джана, а в Сумгаите и Баку прокатились армянские погромы. Про¬изошли кровавые столкновения в Душанбе и Ферганской долине. Имели место преследования русских со стороны националистов, приведшие к исходу сотен тысяч русских с Кавказа и из Средней Азии. Сторонники независимости победили на выборах в прибал¬тийских республиках, наиболее последовательно выступавших за отделение. Эти процессы привели к принятию всеми союзными рес¬публиками деклараций о суверенитете и приоритете своих законов.

Горбачев не ожидал такого поворота событий и полагал, что народы с благодарностью должны встретить его реформы. Теряя контроль над ситуацией, он стал прибегать к силе, перекладывая ответственность за её применение на военных.

Весной 1991 г, состоялись массовые выступления трудящихся в защиту демократии, организованные «Демократической Росси¬ей». Видимо, Горбачев пришел к выводу, что для сохранения СССР необходимо поделиться властью. 23 апреля 1991 г. на правительст¬венной даче в Ново-Огарёве под Москвой Президент СССР и руко¬водители девяти союзных республик начали переговоры о перерас¬пределении полномочий, разработке проекта нового союзного до¬говора (остальные шесть республик решили стать независимыми и не участвовали. Это - Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Азербай¬джан, Грузия). С трудом, но был согласован новый союзный дого¬вор, и его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Этому помешало выступление ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению).

Тем временем в мае-июне 1991 г. в РСФСР проходила предвы¬борная кампания по выборам Президента России. В программах кандидатов Б. Ельцина, В. Бакатина, В. Жириновского, А. Макашо-ва, Н. Рыжкова, А. Тулеева были представлены различные варианты реформ. Около 57% участников выборов отдали свои голоса за Ельцина, за его радикальную программу реформ. Это стало тре¬вожным сигналом для консерваторов, которые усилили свои на-падки в партийных органах на Горбачева. Борьба в их стане крайне обострилась.