Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры ИГУР.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

25.Борьба за власть в советском руководстве (1953-1964).

5 марта 1953 года умер И. В. Сталин. Смерть этого человека потрясла не только страну, но и весь мир. Сталин оставил жестокую карательно-репрессивную систему, которая полностью расходилась с социалистическими идеалами широкого народовластия и самоуправления. Сразу после смерти вождя начался давно назревший процесс постепенного ослабления тоталитарного сталинского режима. Было принято решение о разграничении полномочий высших партийных и государственных органов, о нецелесообразности совмещения функций Председателя Совета Министров и секретаря ЦК КПСС. При этом значение аппарата управления Совета Министров было выше, чем партийного. Реформирование сверхцентрализованной системы государственной власти и управления, подсистем страха и принуждения, идеологического стимулирования внеэкономического энтузиазма, перманентной классовой борьбы, преследования инакомыслящих растянулось еще на долгие годы и десятилетия, но так и не завершилось созданием подлинно социалистической системы народовластия.

Практически весь 1953 год шло междоусобное противоборство внутриэлитных групп Г. М. Маленкова, Н. С. Хрущева и Л. П. Берия, пытавшихся обрести всю полноту власти и обеспечить свою безопасность. Все они в той или иной степени разыгрывали антисталинскую карту, так как было очевидно, что сталинский режим себя изжил. Парадоксальным образом самый радикальный антисталинский вариант предложил бывший начальник охранных спецслужб маршал Л. П. Берия, пытавшийся тем самым отмыться от тех потоков крови, которые пролил он лично и возглавляемые им ведомства. Он предложил в июне 1953 года, ликвидировать сложившуюся гулаговскую систему массового принудительного труда ввиду экономической неэффективности и бесперспективности и даже пересмотреть систему колхозов. Более того, Берия проявил инициативу в проведении всеобщей амнистии заключенных, срок изоляции которых не превышал пяти лет. Он признал ошибочными последние политико-уголовные дела, в том числе преследование «врачей-вредителей», и ряд других сталинских репрессивных акций последнего времени. В области внешней политики Берия выступил за одностороннее прекращение «холодной войны», восстановление отношений с Югославией, объединение Германии с учетом интересов Западной Европы. В известных пределах программа Берия весьма напоминала политику, которая спустя 35 лет получила название «политики нового мышления».

Председатель Совета Министров Г. М. Маленков предложил более умеренный вариант десталинизации. В основе его платформы было заложено технократическое стремление ослабить жесткий бюрократический централизм и на этой базе повысить эффективность управления, разбудить инициативность управленческого аппарата. Радикальных мер по обновлению внешней и внутренней политики государства он не формулировал, но при этом на практике осуществлял скорректированный социально-экономический курс. Г. В. Маленков, проводил политику поощрения легкой промышленности и снижения цен на товары широкого потребления.

В партийном руководстве была также группа известных соратников Сталина, в которую входили В. М. Молотов, Л.М. Каганович, К. Е. Ворошилов и многие другие консервативные деятели «сталинской закалки», не помышлявшие ни о каких серьезных реформах и стремившиеся к сохранению ставшей традиционной тоталитарной системы управления с ограничением произвола высшей власти в отношении своей же номенклатуры. Косность и инертность этих деятелей были очевидны даже И. В. Сталину, который незадолго до своей смерти планировал их смещение с высших постов и замену молодыми выдвиженцами (в числе которых был Л. И. Брежнев). По мнению ряда историков, Сталин планировал осуществить еще одну ротацию кадров и обновление политической элиты апробированными методами 1937 года. Хотя все соратники знали степень опасности, реально угрожавшей им в последние годы жизни Сталина, они по-прежнему оставались сталинистами и вплоть до 1957 года отстаивали сталинизм как основу политики СССР.

Победу во внутриполитической борьбе одержал Н. С. Хрущев, принявший решение о ликвидации политического режима сталинизма и возрождении так называемых «ленинских норм партийной жизни». Хрущев не обладал ни полноценным образованием, ни солидной теоретической подготовкой, ни собственной программой действий, ни сколько-нибудь законченным представлением о политике десталинизации и ее пределах. Но как политический руководитель сталинской школы он обладал решительностью, энергичностью, целеустремленностью, склонностью к авторитаризму, определенным коварством. Он был, бесспорно, умен и сообразителен, хотя его интеллект не был отточен и отшлифован культурой и воспитанием.

В июне 1953 года в высшей партийно-государственной элите произошел своеобразный переворот, когда Н. С. Хрущеву удалось путем заговора отстранить Л. П. Берия от власти. Постановка органов безопасности под контроль монопольной, но все-таки гражданской партии, позволила объективно заложить основу для демократизации политического режима и десталинизации общества. В акции по захвату Берия принял участие будущий преемник Хрущева - Леонид Брежнев.

Нарастание противоречий между высшими эшелонами государственной и партийной ветвей власти. Со второй половины 1953 года обострилась борьба за власть между Хрущевым и Маленковым, за которой скрывалось противостояние государственной и партийной частей аппарата управления.

Первый секретарь ЦК Хрущев с начала 1954 года предложил свой вариант решения продовольственной проблемы в стране. Если меры Маленкова по снижению налогового гнета стимулировали развитие частных подсобных хозяйств, то Хрущев решил осуществить программу создания «агрогородов», рабочие которых должны были работать на государственных предприятиях - в совхозах. Другой его инициативой стало «освоение целинных и залежных земель» на востоке страны - в Казахстане, Западной Сибири, в Оренбургской, Курганской, Омской областях. Строились поселки, дороги, зернохранилища. После первых успешных лет земледельцы столкнулись с быстрым истощением почвы, с пыльными бурями. Потребовались специальные сельскохозяйственные технологии для ведения зернового хозяйства в таких условиях. Сельское хозяйство, которое за всю историю России и СССР всегда было источником инвестиций для государства, само превращалось в источник получения средств из бюджета, становилось дотационным.

Год за годом тема Сталина и участие его соратников в репрессиях все больше становились оружием в политической борьбе. Инициативу здесь захватил Хрущев, ставший из «просто» секретари ЦК - Первым секретарем ЦК, раньше других понявший силу партийного аппарата. На январском Пленуме (1955) Хрущев обвинил Маленкова в организации «Ленинградского дела». Благодаря этому Хрущеву удалось снять Маленкова с должности Председателя Совета Министров. На его место был назначен Н. А. Булганин. Первый секретарь ЦК Хрущев получил право вести заседания Президиума ЦК КПСС, большая часть которого состояла из заместителей Председателя Совмина и руководителей крупнейших министерств. Тем самым позиции партаппарата в системе управлений страной укрепились.

В июле того же года объектом критики за прошлое, за следование в фарватере сталинской политики стал Молотов. Он был снят с поста министра иностранных дел и заменен Д. Т. Шепиловым, которого считали ближайшим помощником Хрущева. «Проблема Сталина» приобретала особый политический смысл и актуальность. И не Сталин в этот момент интересовал Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева, а соратники Сталина и его, Хрущева, соперники. Впрочем, критика соратников была тайной. Борьба за власть толкнула Хрущева к его знаменитому выступлению на XX съезде. Хрущев выступал со своим «секретным докладом» перед делегатами съезда уже после официального окончания съезда. Люди, писавшие Хрущеву проект его доклада, сделали все, чтобы свести вопрос о репрессиях ко временам 30-х годов. Виноватыми объявлялись Сталин и наркомы внутренних дел Ежов и Берия. Тщательно обходился вопрос об участии в репрессиях Маленкова, Молотова, Ворошилова, Кагановича и, конечно, самого Хрущева.

Редактируя и переделывая проект доклада, Хрущев сделал главными «антигероями» советской истории не только Сталина, Ежова и Берию, но и своих коллег по Президиуму ЦК Маленкова, Молотова, Кагановича. Он настоял на том, чтобы текст доклада прочитали во всех партийных организациях, во всех крупных предприятиях. Повсеместно стихийно начиналось обсуждение доклада. Люди пытались понять, почему стали возможны массовые репрессии кто, кроме Сталина, ответствен за преступления недавнего прошлого, кто из тогдашних политиков должен был отвечать за это.

Власть заметалась. От планов углубить критику «периода культа личности», провести летом специальный Пленум перешли к постановлению ЦК 30 июня 1956 года «О преодолении культа личности и его последствий».

В этих условиях пошатнулись позиции и самого Хрущева. Он становился все более опасным для старых членов Президиума - Маленкова. Молотова, Ворошилова, Кагановича, последовательно выдавливая их из власти. Более молодых членов Президиума тревожила склонность Хрущева к авантюрам в управлении государством. Было и активное неприятие и опасение последствий антисталинской риторики Первого секретаря ЦК КПСС.

Противники Хрущева в Президиуме ЦК КПСС, являвшиеся в большинстве своем заместителями Председателя Совмина СССР, подготовили попытку его смещения с поста Первого секретаря ЦК КПСС 18 июня 1957 года. Неожиданно для Хрущева было собрано заседание Президиума. Большинство его членов - Маленков, Каганович, Ворошилов, Булганин, Первухин - потребовали отставки Хрущева. Однако Хрущеву удалось затянуть процедуру отставки. Аппарат ЦК КПСС вызвал в Москву первых секретарей обкомов партии и других членов ЦК КПСС. Генералитет во главе с маршалом Жуковым потребовал от членов Президиума немедленного созыва Пленума ЦК. 22-29 июня 1957 года на Пленуме Хрущеву удалось заручиться поддержкой армии и местного партийного аппарата. Маршал Жуков, а следом за ним и сам Хрущев смогли убедить членов ЦК, что возвращение к власти Маленкова, Кагановича, Ворошилова - главных исполнителей, а часто и инициаторов репрессий - приведет к возобновлению террора и его жертвами могут стать секретари обкомов. Кроме того, осуществление планов заговорщиков - отменить пост Первого секретаря ЦК КПСС — могло привести к ликвидации постов первых секретарей обкомов.

Итогами неудавшегося заговора стало:

- повышение роли партийного аппарата, который на несколько десятилетий вперед подчинил себе государственный аппарат. Первый секретарь ЦК Хрущев стал в феврале 1958 года Председателем Совмина СССР;

- отставка в октябре 1957 года Жукова, обвиненного на Пленуме ЦК КПСС в «бонапартизме», игнорировании партийных органов. Отставка Жукова означала устранение армии из политической жизни страны и установление всевластия партийного аппарата;

- ослабление влияния таких ведомств, как Министерство внутренних дел, Министерство обороны, КГБ СССР; повысило роль отделов аппарата ЦК КПСС;

- установление в политической практике определенных гарантий для представителей высшего слоя партийно-государственной номенклатуры; отказ от применения в широких масштабах террора как способа управления.

Свержение Хрущева. 12 октября 1964 года Президиум ЦК КПСС принял решение обсудить намеченные на Пленум ЦК КПСС вопросы принципиального характера, в том числе связанные с разработкой нового пятилетнего плана, с участием членов ЦК КПСС, кандидатов в члены ЦК КПСС и членов Центральной контрольной комиссии КПСС. Заседание Президиума ЦК КПСС шло два дня - 13 и 14 октября 1964 года. Участники заседания подвергли Хрущева и его деятельность резкой критике. Его обвиняли в авантюризме во внешней политике, несколько раз подводившему страну к порогу ядерной войны (в связи с размещением ядерных вооружений на Кубе, из-за берлинского кризиса), в крупнейших просчетах во внутренней политике, в провале его планов «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока», в замедлении темпов экономического развития страны, в личной грубости, хамстве. Критику вызвали и его шаги по разделению обкомов на промышленные и сельские, перетряска номенклатурных кадров. Единственным человеком, пытавшимся сохранить Хрущева в составе руководства страны, был А. И. Микоян, но его выступление на Президиуме было немедленно и жестко осуждено. Под потоком обвинений Хрущев отказался от дальнейшей борьбы, подписал заранее подготовленное заявление о собственной отставке.

14 октября 1964 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнева избрали первым секретарем ЦК, Косыгина Председателем Совета Министров.