Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП Билеты.docx
Скачиваний:
1449
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
744.96 Кб
Скачать

Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.

Правовая культура является неотъемлемой, хотя и специфической, частью культуры общества в целом. Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы к понятию культуры. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.Социологический подход понимает культуру как совокупность всех духовных ценностей.Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Обобщенно правовую культуру можно определить как совокупность всех ценностей, накопленных человеком в правовой сфере.Однако правовая культура – это во многом сравнительная характеристика, которая отражает уровень освоения и использования правовых ценностей человеком.

Правовая культура общества – это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Это совокупность представлений, осознанной необходимости, внутренней потребности поведения личности в сфере права, которая базируется на правовом сознании.

Понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

- надлежащую степень знания населением законов;

- высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

- качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

- результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Все многообразные проявления правовой культуры можно классифицировать.

С точки зрения структуры правовой культуры ее основными элементами являются:

- состояние правосознания;

- состояние законности;

- состояние законотворчества;

- состояние юридической практики.

По сути, элементы правовой культуры подразделяются на четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения.Эти правовые явления и отражают состояние правосознания, законотворчества, законности и юридической практики, характеризуя, таким образом, правовую культуру в целом.

Правовая культура, как уже говорилось, представляет собой оценочную категорию. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня.

Виды правовой культуры

В зависимости от субъектов-носителей правовой культуры выделяют

  • правовую культуру личности,

  • правовую культуру общества.

Все, сказанное выше о проявлениях правовой культуры, в полной мере относится к правовой культуры общества в целом.

Показатели правовой культуры личности следующие:

- знание и понимание права,

- уважение права в силу личного убеждения,

- привычка поступать в соответствии с законом,

- правовая активность.

В качестве промежуточной разновидности правовой культуры можно назвать правовую культуру социальных групп. Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Так, можно говорить об особенностях правовой культуры медиков, учителей, преподавателей высшей школы, студентов и др. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу. Правовая культура социальной группы во многом определяется тем, насколько тесно связана с правом профессиональная деятельность представителей той или иной группы.

Например, деятельность медицинских работников во многих областях регламентируется правовыми нормами: помимо Основ законодательства о здравоохранении, существуют многочисленные приказы Министерства здравоохранения (например, утверждающие перечень медикаментов, отпускаемых только по рецепту врача), правила ведения индивидуальных карт больного, постановки на учет, выдачи листков временной нетрудоспособности, регистрации летальных исходов и т.д. Знание и практическое использование всех этих предписаний составляет неотъемлемую часть профессиональной подготовленности медработников. Поэтому правовая культура медиков характеризуется достаточно высоким уровнем по сравнению с иными группами населения хотя бы уже потому, что врачи значительно более осведомлены в правовых вопросах. Их правовая культура характеризуется не только знанием комплекса нормативных предписаний, но и поведением в соответствии с требованиями закона, уважением права, т.е. достаточно высоким уровнем всех показателей правовой культуры. В противоположность этому лица, не связанные в силу профессиональной деятельности с правовой сферой, например, работники физического труда: сантехники, слесари, грузчики и т.д., в целом имеют более низкие показатели правовой культуры (и прежде всего потому, что не обладают достаточным знанием правовых предписаний).

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

Роль правовой культуры

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания»

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нём. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул — реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д.В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, — это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека».

Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний — вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.