Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Митрохин_Философия соціальной работы.rtf
Скачиваний:
17
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
1.61 Mб
Скачать

4. Социальная работа и культурно-религиозная антропология

Очевидно, что одна из функций социальной работы со­стоит в том, чтобы адаптировать психику человека к реаль­ной действительности, внести элемент психологического равновесия, ослабить дух воинствующего индивидуализма, укоренить в сознании элемент коллективизма, сопричаст­ности, солидарности, соучастия, то есть способствовать соз­данию обстановки социальной безопасности и нивелировать социальные риски. Основная идеологическая цель социаль­ной работы заключается в униформном изменении обще­ственного сознания: от культуры индивидуалистической к культуре солидарного участия. На этом изначально создава-

лась и создается сейчас прагматическая основа социальной работы в культурах западных стран.

В России же господствующая культура требует вариа­тивности, альтернативности, а также примата общего инте­реса над личным, который проявляется через феномен об-щинности и соборности, о чем писали многие русские мыс­лители: среди них Николай Бердяев, Сергей Соловьев, Васи­лий Розанов, Константин Леонтьев и др.1 Сознание русских воспринимает индивидуализм, чистый прагматизм, сверхэго­изм, свойственный другим культурам, как отступление от заповедей Бога или законов Природы с ее философией со­вести и милосердия.

Признавая равенство и самобытность различных куль­тур, мы все же берем на себя смелость утверждать, что су­ществует два параметра, выверенные временем. Они харак­теризуют ту или иную культуру, непременной частью кото­рой является социальная работа:

- количество и качество простора для духа, сопря­женного с традициями, куда должно отнести и все, что свя­зано с национальным фактором, а также идеалом;

- уровень социальной организации человеческой общи­ны на ее нижних, самых важных уровнях.

Эти два параметра связаны с тем, что различные виды объединений, контактных общностей людей по-разному воз­действуют на формирование индивидуально-личностных ка­честв человека, осуществляют социальный контроль, дают простор для свободного развития, волеизъявления, различ­ных видов деятельности, социальной самозащиты, защиты с использованием социальных учреждений. Но ничто так сильно не воздействует на развитие личности, ее защиту или разрушение, как микросреда.

Следует подчеркнуть, что для каждого типа социаль­ности и вида совместной жизнедеятельности людей харак­терны не только определенные условия для свободного раз­вития как своеобразной индивидуальности личности, реали­зующей себя в большей или меньшей степени, но и меха­низмы лишения человека его "индивидуальности", подчине­ния индивидуального общему и особенному. Так, в рамках отношений личной зависимости мощным фактором форми­рования индивида, его индивидуально-личностных качеств и одновременно его подчинения той или иной общности была традиция. Традиционные механизмы регламентации созна­ния и поведения людей содержат весьма жесткие требова­ния, которые не может игнорировать практика социальной работы. Ни биологические предпосылки, ни социальные условия сами по себе или в сочетании друг с другом еще не могут вполне сформировать индивидуальность человека, ес­ли эти источники индивидуализации не соединяются с тре­тьим компонентом - собственной деятельностью, внутренней активностью самого индивида.

Российская культура значительно уступала западной по уровню социальной организации первичных ячеек быта, ко­торая должна учитывать определенные материальные изме­рения, а также все, что входит в понятие социальной работы. Речь идет о констатации факта, что по количественным и качественным показателям уровня бытовых услуг, да и са­мого быта, Россия значительно уступала Западу.

На Западе общинные традиции плавно переросли в до­вольно эффективные муниципальные связи, тогда как в Рос­сии были разрушены естественные исторически сложив­шиеся социальные связи, а интернационалистическая идео­логия не получила закрепления в формах социального быта. Причем государство даже не осознавало этого. Одновремен­но, вопреки бытующему мнению, следует признать, что в России всегда, включая и советский период, существовал определенный и достаточно широкий диапазон вольномыс-

лия, высокой культуры, духовности, которая постоянно при­тягивала и продолжает притягивать Запад. И хотя это выгля­дит подчас парадоксально, но за нравственными уроками, за "духовной подпиткой" люди с благополучного Запада, в том числе и связанные с социальной работой, и сегодня едут в Россию. В определенной степени это связано е глубокими традициями христианства и деятельностью Русской Право­славной Церкви.

В современном обществе ныне уделяется большое вни­мание влиянию религиозных воззрений христианства на формирование концепции и сушностно-функциональной роли социальной работы. Христианство как религиозное учение предложило миру важное понимание социального благосостояния и социальной работы, выдвинув почти два тысячелетия тому назад две основополагающих идеи, свя­занные с общественной помощью: благотворение и жертвен­ность во имя нуждающихся. Вся западная социальная прак­тика вплоть до появления протестантизма основывалась на этих двух постулатах.

Христиане, действуя согласно учению Христа, что слу­жение человеку есть служение Господу, считали своей глав­ной обязанностью в жизни заботиться о нуждающихся, вдо­вах и сиротах. Согласно библейскому учению. Иисус Хрис­тос продемонстрировал миру, что аутсайдеры общества, от­вергаемые общественным мнением как недостойные, такие. например, как проститутки, прокаженные, представители другой веры и другие маргиналы нуждаются в особой любви и заботе. Для имущего и знатного непременным условием приближения к божественному должна стать раздача его бо­гатства нуждающимся. В Древнем Иерусалиме каждый день вдовы и другие малоимущие люди бесплатно получали пи­щу.1 Гостеприимство, забота о чужестранце была не только философией христианства, но и его конкретной практикой.

Благотворительность, самоотдача рассматривались и какформа очищения от грехов. Уже к середине II века н.э. бла­готворительность принимает организованные формы в видепожертвований.1 :л Одновременно с этим существовала вера в необходи­мость трудиться, чтобы не быть никому обузой, чтобы иметьнеобходимые средства для оказания помощи нуждающимся,чтобы быть примером трудолюбия для окружающих. Этихристианские ценностные установки противоположны поли­теистическим установкам древних греков, которые считали,что трудиться должны только рабы, а также древних римлян,которые утверждали, что заниматься трудом ниже досто­инства благородного горожанина.2

Возникновение протестантизма привело не только к расслоению общества по религиозному признаку, но и изме­нило отношение к труду и бедности. Основная идея этого учения сводилась к тому, что работа являлась божественным призванием и что работать - означало служить Богу (в то время как в раннехристианском учении под служением Богу понималась любовь и забота о ближнем). В протестантском учении одним из главных смертных грехов считалась пустая трата времени - бесполезные разговоры, безделье, жизнь в роскоши и излишний сон (более восьми часов в день). Это была новая ценностная установка, опиравшаяся на слова апостола Павла, что труд является главной целью жизни че­ловека. Основной социальной установкой жизни общества становится лозунг: кто не работает - тот не ест3 (позднее, он нашел свое отражение в теории и практике социализма).

На социально-экономическое развитие западных об­ществ большое влияние оказал кальвинизм. В соответствии с

этим духовно-религиозным направлением усиливалась ответ­ственность человека за свое благополучие, соблюдение им личной дисциплины в повседневной жизни, подчеркивался индивидуализм в общественных делах. В своих отношениях с обществом, человек сам должен отвечать за свои поступки, стремиться выжить в одиночку и перенести все жизненные тяготы. Лень и безделье объявлялись социальным злом. Про­явлениями веры и любви к Господу были целеустремлен­ность, собранность и трудолюбие.1 Отсюда отношение к бед­ным, бродягам и попрошайкам носило сугубо отрицательный характер. Считалось, что их состояние является порождени­ем их собственной лености, бездуховности. Леность - основ­ной социальный порок, ведущий в конечном счете к право­нарушениям и росту преступности. Преуспевание в делах, напротив, рассматривалось как богоизбранность.2

Идеи кальвинизма положены в основу создания работ­ных домов как исправительных учреждений, в которых лю­ди, чтобы получить кров и питание, должны были работать, невзирая на свое физическое состояние, вызванное состоя­ние здоровья или возрастом. (Лютеранство также, в спою очередь, подчеркнуло тот факт, что богатство является приз­наком богоизбранности, а бедность - проклятием Бога).

Подобные религиозные учения вели к еще большему духовному разобщению людей и делению их на избранных и проклятых Богом, то есть бедных, призывая последних сми­риться со своим бедственным положением.

Различные мировоззренческие подходы к определению сущностно-функциональной характеристики социальной работы наряду с духовно-нравственными принципами по­строения различных обществ оказывает свое влияние на

принципы социальной политики, то есть на вопросы функ­ционирования социальных институтов в обществе.

Историко-теоретический экскурс, позволяющий про­следить генезис социальной работы, свидетельствует, что, во-первых, для осуществления социальной работы не обязатель­но достижение высокого уровня материального благополу­чия. Для устойчивого социального развития достаточно в первую очередь иметь определенную ценностную систему, предполагающую распределение в обществе материальных ресурсов на принципах солидарности и соучастия.

Во-вторых, для обществ с низким уровнем материаль­но-технического развития и ценностными установками на эгалитаризм и сопричастность взаимоотношения между об­ществом и человеком носят равноправный характер.

В-третьих, общество или государство доминирует в тех общественных структурах, в которых социальная работа рас­сматривается как форма поддержания трудоспособности на­селения для материального процветания высших слоев об­щества за счет развития каждой отдельной личности.

В-четвертых, в обществах высоких технологий и ры­ночного хозяйства сущность социальной работы дуалистич-на. Она меняется в зависимости от объекта применения -нуждающиеся или преуспевающие. При этом социальная политика как форма осуществления социальной работы в теории и на практике преследует цель поддержать и развить способности для самореализации меньшей, наиболее конку­рентоспособной и активной части трудоспособного населе­ния, оставляя в тупиковом состоянии большинство. Не имея возможностей для реализации своего жизненного потенциала в "обществе двух третей", влачащая жалкое существование часть населения, которая никогда или очень редко в состоя­нии получить работу, создает "армию" правонарушителей. Это, в свою очередь, заставляет развивать такие функции социальной работы, как превентивные, направленные на предотвращение кризисных, криминальных ситуаций и дей-

ствий, а также контрольные, то есть сосредоточенные на ра­боте по надзору в местах заключения и другие, которые не являются аутентичными и "производительными" для соци­альной работы.

Наконец, различные модели социальной работы сегод­ня, как к модели, основанные на идеологизированной кон­цепции "государства благосостояния", претерпевают кризис, потому что вступают в противоречие с самой природой чело­века. Действуя во имя гармонизации отношений между че­ловеком и обществом, данные модели сводят одновременно этот процесс к созданию резерваций для нуждающихся, для упавших, вместо того, чтобы способствовать формированию гармонично развитой личности во всех ее проявлениях, включая духовную сферу.