Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
юр.психология.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
784.9 Кб
Скачать

3.4. Психология преступления

Изучение преступной личности возможно только через ее про­явление, получившее такую квалификацию. Употребление термина «личность, склонная к совершению преступлений» противоречит принципу презумпции невиновности. Не лишне здесь еще раз упо­мянуть идущие в практику рекомендации Ломброзо: «Измерить, взвесить и повесить» человека, имеющего всего лишь выделенные тюремным врачом признаки преступника.

В. Н. Кудрявцеве книге «Причины правонарушение 1990) пишет: «Структура конкретного правонарушения может быть проанализиро­вана с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон, субъекта. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить видение человека в развитии. С этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересу­ют причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им события. Таким образом, раскрывается генезис противоправного поведения, т. е. его происхождение и развитие».

При изучении преступной личности всегда ставились вопросы, почему человек совершает преступление, несмотря на тяжесть ус­тановленного наказания, почему не останавливается, испытав его, почему совершает корыстные преступления, не имея порой матери­альной нужды. В чем стержневая причина правонарушений вообще и для каждого случая в отдельности?

По-разному у личностей происходит принятие преступного умыс­ла, разный смысл имеет совершенное деяние, как действие, так и бездействие. Преступление характеризует своеобразие замысла и способов его воплощения. Таким образом, психология преступления может быть понята через рассмотрение преступления как деятельности личности, а также через виды самоуправления в жизнедеятельности, поскольку, кроме преступления, совершенного умышленно (ст. 25 УК РФ), оно может быть совершено по неосторожности (ст. 26 УК РФ) или как невиновное причинение вреда (ст. 28 УК РФ).

Преступление, рассматриваемое как вид деятельности, будет иметь ту же структуру, что и любая деятельность, в которую входит потребность, цели, мотив, действия и операции (по А. Н. Леонтьеву). Преступная деятельность будет побуждаться потребностью, направ­ляться на мотив и окрашиваться им в личностный смысл. «Немо­тивированных», т. е. преступлений без мотива, не бывает, бывают трудности в установлении мотива, так как он может быть скрытым не только для окружающих, но и для самого субъекта преступления, поскольку не всегда осознается.

Так, например, о наличии хулиганских мотивов свидетельствует ряд признаков: вздорность притязаний к окружающим, отсутствие существенных поводов к конфликту, пренебрежение общественными нормами и принципами. В то же время в сознании хулигана его по­ведение представляется борьбой за справедливость, за уважительное отношение.

Человеком не всегда осознаются мотивы его поступков, смыслы принятых решений (безотносительно правонарушение это или нет), даже если он объясняет, почему действовал. Понятна и трудность рассмотрения — и толкования, и оценки чужого поведения. В связи с этим понимание преступления как преступной деятельности или специфического самоуправления — криминального деяния — должно помочь провести подобный анализ.

Как и любая деятельность, преступная состоит из различных действий, направленных на достижение промежуточных результа­тов — целей. Каждое из действий может выполняться своеобразным способом — операцией. Для осуществления действий необходимы знания, умения, опыт. Если на пути проявления деятельности или действия возникает барьер, ситуация приобретает проблемный ха­рактер и должна решаться как не учебная, а жизненная задача.

При анализе преступной деятельности, чтобы определить ос­новные элементы в ее структуре, необходимо задать вопросы. Для определения операции: каким образом выполняется действие? Для определения действий: из каких актов состоит сложная деятель­ность? Для определения целей: какие промежуточные результаты достигались или необходимо достичь? Для определения смысла: каков основной результат, ради чего (зачем) человек действовал или бездействовал?

Преступный по характеру мотив и смысл делает преступной де­ятельность в целом. Она может быть совершена ради корысти, мести, сокрытия другого преступления. Преступными также могут быть цели действия: украсть (цель), чтобы поесть и выжить (мотив). Сравните: нанести телесные повреждения (цель), чтобы защитить свою жизнь (мотив). Как видно из примеров, основу квалификации деяния со­ставляет соотношение целей и мотива. Так, например, мотивы участия в очередном групповом преступлении у членов банды могут быть разными. У одних — завладеть чужим имуществом, у других — само­утвердиться в собственных глазах либо приобщиться к референтной группе и жить «воровской романтикой», у третьих — сохранить свою жизнь, боясь расправы за неповиновение.

Возможно, что в деятельности ни цель, ни мотив не являются пре­ступными, например, испугать (цель), чтобы пошутить (мотив), но для осуществления шутки выбираются опасные способы (операции).

Кроме этого, характер наступивших последствий может не вытекать из поставленной цели, а наступить как побочный результат, неожи­данный для человека. Очевидно, что для понимания совершенного и правильной его юридической квалификации необходимо установить все элементы в структуре деятельности человека.

По закону в числе обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по каждому уголовному делу, указаны мотивы пре­ступления. В ряде статей УК РФ в качестве специальных квалифици­рующих обстоятельств выступают различные побуждения, которые должны быть установлены. Например, в ст. 105 УК РФ в качестве специальных квалифицирующих признаков убийства указаны ко­рыстные, хулиганские побуждения, мотивы национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, кровной мести.

Некоторые побуждения учитываются судом либо в качестве обсто­ятельств, смягчающих наказание виновному за содеянное (например, мотив сострадания: п. «д» ч. 1 ст. 61 УК РФ), либо отягчающих его вину (например, совершенные с особой жестокостью, садизмом, издева­тельствами, мучениями для потерпевшего: п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Анализируя мотивообразующие факторы у человека, необходимо изучать его психику в целом, а затем в ее конкретном взаимодействии с условиями криминальной ситуации. Решение действовать опреде­ленным образом принимается на основе функционирования всей психической организации. При принятии решения очень важны все звенья. Например, когнитивное звено психики (отражение), оправ­дывая свое предназначение, делает человека «человеком разумным». Но не всякое деяние конструируется человеком на сознательном уровне, оно может быть создано в континууме от осознанного до бессознательного и проявиться, например в виде неосознаваемого влечения или установки реагировать или действовать определенным образом.

Побуждение человека может быть ситуационным проявлением и зависеть от временного психического состояния, например па­тологического или эмоционального. Побуждение может быть как элементарным, непроизвольным психическим проявлением, так и результатом проявления личностных черт, мировоззрения человека, его жизненной позиции, содержания и устойчивости его ценностных ориентации, которые либо ставят заслон преступному проявлению, либо способствуют ему. Если ценности антисоциальны, а убеждения циничны, они будут основой устойчивости преступного проявле­ния. Личность такого рода будет способна проявлять себя преступ­ной не только благодаря сложившейся ситуации, но и вопреки ей.

Поэтому неоднократность проявления относится к квалифицирую­щим признакам особо опасного преступления (например, убийства: п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Для анализа преступной деятельности необходимо определение всех ее элементов. Такое проявление, как серия ударов, выстрелов, может быть как операцией или действием, так и деятельностью в це­лом, т. е. разными по психологической структуре видами активности. Например, серия ударов может проявляться как особо жестокое де­яние ради доставления жертве мучений, а может как автоматическое, стереотипное проявление в состоянии аффекта.

Разные виды деятельности человек осваивает в процессе социа­лизации и своего развития. При развитии деятельности вначале она осваивается как серия сознательных действий, которые при упраж­нении начинают превращаться в навыки и автоматизироваться, пе­реходя в разряд операций. Освоенная сложная деятельность может сократиться либо до действия, либо до операции, уже не контролиру­емой сознанием человека в момент выполнения. Например, вначале человек учится новым видам деятельностей, например ходить, шить, писать, рисовать, драться, стрелять и т. п., а затем делает это на уровне действий или даже автоматизированных операций, включенных в различное проявление своей жизнедеятельности.

Формируясь, человек не только осваивает разные виды деятель­ностей, чтобы соответствовать требованиям жизни, но и утверждается в готовности учиться и развиваться всю жизнь, создавать новое, т. е. творить, а не только заниматься репродукцией деятельностей, подра­жая другим. В связи с динамичностью и сложностью жизни человек должен осознать объективную конфликтность своего существования, принять ее как норму своей жизнедеятельности и стремиться совладать с жизненными противоречиями просоциальными способами.

Однако посмотрим, что в реальности. Среди российских пред­принимателей оказалось немало людей с низкими возможностями, амбициозными притязаниями и слабыми нравственными ограни­чениями своей деятельности, которые свое неумение организовать бизнес, а в ряде случаев нормальные неконфликтные взаимоотношения с окружающими компенсировали агрессивными действиями. У этих «бизнесменов» преступное поведение становилось способом разре­шения конфликтной ситуации, которую они сами провоцировали.

Чтобы соответствовать решению жизненных задач, человеку недо­статочно лишь побуждения, необходимо, чтобы мотивационной стороне деятельности соответствовала операциональная, т. е. чтобы человек знал, как достичь результат. А при возникновении противо­речия, чтобы субъектные возможности личности увеличивались бла­годаря ее развитию, приобретению разнообразных способов и техник, включая и основанные на психологии — психотехники. Например, с разнообразными психологическими приемами в работе юриста можно познакомиться в книге А. М. Столяренко1 (2000). Благодаря появлению новых знаний и умений возникают потребности в новых достижениях, так, деятельности человека и он сам развиваются через разрешение указанных противоречий.

Итак, проявляя жизнедеятельность как ряд разнообразных де-ятельностей, человек познает мир, окружающих людей и себя самого, общаясь, учится взаимодействию, опробует и реализует себя через учебную деятельность, спорт, искусство, ремесло, отлаживает свой быт, организует отдых, развлекается и осуществляет профессиональ­ную деятельность, семейные взаимоотношения, напряженную работу своего внутреннего мира. Внешние проявления деятельности у него находятся в единстве с внутренней (психической) деятельностью, и психическая деятельность имеет ту же структуру независимо от того, что человек собирается делать: организовывать свое внимание, запоминать или строить планы на будущее.

В силу своей сложности преступная деятельность, как и лю­бая другая, может быть неудачно организованной, проявиться как неудавшееся преступление или такое, от которого человек, в силу сложности деятельности отказался сам. В связи с вышесказанным следует различать психическую деятельность и психическую органи­зацию (психику в целом в той или иной степени организованности). Благодаря тому что психика представляет собой организацию (целе­устремленную систему), она может обеспечить человеку организацию разных деятельностей, в том числе и преступной.

1 Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. М.: Юрайт, 2000. 288 с.

Однако деятельность как культурная активность, направленная на какой-то предмет, которая связывает человека с окружающей действительностью, направлена вовне. А организация деятельности как самоорганизация, самоуправление, наоборот, направлена на себя самого. В связи с этим, например, то или иное преступное деяние можно рассматривать и как деятельность, и как самоуправление при проявлении этой деятельности. Причем рассмотрение деяния как самоуправления очень важно для характеристики человека, совер­шившего преступление, поскольку позволяет определить, в какой мере он при этом мог проявить субъектность.

Резюме

Криминальная психология изучает психологические механизмы преступления. Изучению подлежит образование преступного умыс­ла, личность преступника, структура преступной группы, а также психологические особенности потерпевших.

Личность преступника могут характеризовать самые разнооб­разные, порой противоположные, психологические особенности, поскольку, даже если опираться на интеллектуальный признак, ряд преступлений совершается благодаря высокому интеллекту и компе­тентности человека, способного сконструировать хитроумную схему преступления, позволяющую надеяться на избежание наказания, а другие — по глупости, недальновидности, легкомыслию.

При психологическом критерии деления правонарушителей по типам может выступать какая-то психологическая характеристика: характер отношения к действительности, эмоциональность, уровень развития психики и пр. Однако при выделении одной характеристики не создается полный портрет личности или типа личностей, посколь­ку психологические особенности следует рассматривать системно, а также целостно, вместе со сложившейся ситуацией, предшествующей правонарушению.

Преступное деяние в психологическом плане может быть рас­смотрено двояко: как деятельность и как самоуправление. Механизм деятельности рассматривается как цепочка действий, приводящая к результату. Механизм самоуправления рассматривается как цепоч­ка звеньев, образующих кольцо, позволяющее получать обратную связь (в схеме деятельности она также предполагается). Кроме того, деятельность анализируется через структуру, компонентами которой являются потребности, цели, мотив, а также действия и операции. Деятельность входит в структуру психической организации как ее часть, поэтому анализ самоуправления личности дает более полную картину совершенного и инкриминируемого конкретному лицу деяния.

Психическая организация как самоуправление человека рассматри­вается через характеристику тринадцати звеньев психики, играющих роль базовых психических функций, в связи с чем побудительное звено раскрывает потребность, являющуюся предпосылкой деяния, целе­вое — цель, звено отношения — ценность, мотив и смысл содеянного. Характеристика мотива — идеального или материального предмета потребности — определяет, какая именно деятельность проявлялась. Ряд звеньев психической организации может осуществляться в виде действий, остальные — в виде операций. Характеристика мотива задает в структуре психики то, какая деятельность организуется: иг­ровая,учебная, профессиональная и др. Соотношение мотива, целей, способов с общественными нормами позволяет оценить веяние как правомерное или неправоверное.

Вопросы для самопроверки

  1. Что изучает криминальная психология?

  2. В любом ли случае при любом виде преступления можно харак­теризовать личность преступника как аномальную личность?

  3. Какая психологическая модель: психической деятельности или психической организации — наиболее результативна для анализа и квалификации преступного деяния?

  4. Какие психические компоненты включены в осуществление преступного деяния и должны быть подвергнуты анализу?

  5. Какие компоненты психики делают содержание деяния пре­ступным?

  6. Типологический и индивидуальный подход к преступной лич­ности объединяет юридическую психологию с другим направ­лением психологии. С каким?

  7. Что такое преступная деятельность, какова ее структура?

  8. Что такое психическая организация как самоуправление?

  9. Отражение, контроль, прогноз, отношение, оценка — структур­ные компоненты деятельности или психической организации (самоуправления)?