Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
юр.психология.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
784.9 Кб
Скачать

8.3. Психология деловых отношений и профессионального общения

Межличностные отношения

Человек характеризуется через различные формы внешней и внут­ренней активности. Он как субъект инициирует, творит, создает внутренний мир и свои поступки, контролирует чувства, выраба­тывает собственные ценности и жизненные стратегии, разрешает трудные ситуации, ставит жизненно важные задачи, вырабатывает способность ладить с людьми, создает условия для своего развития. Все это трудно представить без связи с другими людьми, которые называются межличностными отношениями.

При формировании группы или вхождении в нее нового члена наблюдается развитие межличностных отношений, проходящее через 4 стадии (Немиринский1, 1999).

Стадия «Мы — Они» показывает, что найдены единомышленники, получена поддержка части группы, с которой идентифицируют себя члены, сформированы симпатии и антипатии, возникло чувство причастности к тому, что происходит в группе.

Стадию «Я — Они» характеризует дистанцирование или отчуж­дение «Я» от группы, хотя продолжает идти поиск общего. Здесь важным является проявление автономии и чувства личной свободы члена группы.

Стадия «Я — Ты» характеризуется драматизмом поиска своего места, борьбой за статус и подходящую групповую роль, на этом этапе также формируется близость, принятие другого, проявляется стремление быть нужным.

Стадию «Я — Я» характеризует полная самоактуализация и реали­зация человека в группе таким образом, что он и без группы не теряет себя. Если групповые отношения позволяют достичь этой стадии, возникает высший этап самоинтеграции и самопринятия личностью себя (в любой группе, включая и трудовой коллектив).

В разных группах может проявляться разный тип отношений, при котором определенная стадия фиксирована и дальнейшее раз­витие не происходит. Если стадия зафиксирована из-за субъектив­ных возможностей личности, значит, на более высокие отношения она не способна, это — барьер ее личностному росту и развитию ее отношений.

Нередко при формировании «проблемных» отношений возни­кает потребность в профессиональной психологической помощи. В настоящее время существуют организации и* предприятия, где работает психолог или создана психологическая служба. Психолог должен быть не гостем и наблюдателем, а активным участником процесса развития и функционирования коллектива и отдельной личности; нужно, чтобы он не только понимал, каким должен быть этот процесс, но и умел практически его вести, участвуя в создании необходимых условий.

При использовании технологии групповой работы в психоло­гической или психотерапевтической практике могут быть развиты такие способности личности, как способность к принятию ответс­твенности за свое существование, способность доверять другим людям, способность любить, способность отстаивать свое мнение и т. п. То есть не операции, не знания, не умения, а нечто прямо соотносимое со смыслами целостной жизнедеятельности человека (О. В. Немиринский, 1999).

Личностный и профессиональный рост — такое развитие личнос­ти, которое позволяет ей снимать в жизнедеятельности разнообраз­ные барьеры, разрешать противоречия. Это последовательное или стихийное приобретение человеком ряда способностей, материал для формирования которых в этой и других книгах дается в виде знаний.

Любая группа характеризуется дифференциацией отношений (о них уже шла речь выше), которые способствуют ее продуктивности, проявляются в ее психологическом климате либо разъедают или взрывают ее изнутри склоками, завистью, конфликтами.

Психологические основы взаимодействия людей

Поскольку способности к взаимодействию зависят от тех требо­ваний, которые предъявляет эта деятельность, рассмотрим важные психологические особенности взаимодействия людей.

Необходимо отличать личные и деловые отношения. Первые осно­ваны на симпатии-антипатии, вторые опосредованы теми функциями, которые выполняет человек, его статусом, деловой целью. Первые фор­мируются по свободному выбору, вторые — как предписано штатным расписанием и обязанностями. По этой причине любить на работе никто никого не обязан, но все должны быть вежливы и предупре­дительны. На работе человек не имеет право не только игнорировать свои обязанности, но и пребывать в плохом настроении.

Есть тактика и стратегия отношений и взаимодействия. Первая зависит от эмоционального отношения к партнеру, от оценки собс­твенной выгоды. Вторая от понимания ценности общей цели и цен­ностного отношения к людям. Стратегическое должно доминировать. Лучшая стратегия — взаимная выгода, основанная на ценностном выборе. Доминирование тактики порождает конфликты. Э. Эриксон сформулировал так «золотое» правило человеческих взаимоотно­шений: «Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе».

Взаимодействие может формироваться как содействие, соревно­вание, конкуренция, противодействие и т. п.

Общение может быть формальным (чем-то ограниченным) и неформальным, а именно масочным, ролевым и свободным. При масочном общении происходит лишь обмен какими-то знаками, это самое ограниченное для индивидуального проявления и поверхностное взаимодействие. Наиболее используемое ролевое общение обуслов­лено и ограничено выполнением различных социальных функций (межличностных, профессиональных и других ролей). В свободных отношениях, примерами которых может быть дружба, любовь, лич­ность может проявить себя лишь с теми ограничениями, которые ей ставит самоуважение. В таких отношениях проявляются принципы: 1) каждый имеет право быть самим собой; 2) никто никому ничего не должен; 3) я уважаю себя. Понятно, что такие отношения редки, происходят с избранными людьми. Их формирование требует больших вложений от партнеров, ведь нужно создать общее пространство вза­имодействия, не потеряв себя и не нарушив границы другого «Я».

Результативность воздействия на другого человека зависит от контакта с ним и способов воздействия. И то, и другое связано с информированностью о партнере.

Человека, несущего о себе информацию, можно сравнить с играю­щим оркестром, он полифоничен. Информация от него (и о нем) идет по трем каналам и дается вербально (с помощью речи), невербально и языком самопринятия. Последний несет информацию о субъективном отношении говорящего к себе, к сообщаемому, к ситуации. Для того чтобы быть убедительным, естественным, необходимо, чтобы инфор­мационные потоки всех каналов не конфликтовали, тогда человек выглядит конгруэнтным, т. е. целостным, гармоничным. Обычно так непротиворечиво и гармонично выглядит человек, говорящий правду или убежденный в том, в чем убеждает других. Таким образом, уже этим он вызывает к себе доверие. Неконгруэнтность сигналов, идущих по трем обозначенным каналам, вызывает у партнера дискомфорт и недоверие на сознательном уровне или бессознательно, например, в виде смутного или интуитивного чувства дискомфорта, желания закончить общение, увеличить расстояние в контакте.

Основную информационную нагрузку в общении имеет вербаль­ный канал. В речи имеют значение ее грамотность, логичность, лаконичность, понятность и другие параметры.

Говорящий человек — диалогическое существо, ему необходим другой, кто выслушает и поддержит. Он очень ценит хорошего слу­шателя и может, благодаря этому свойству, углубить степень откро­венности, не планируемую ранее.

Система невербальных (неречевых) средств очень обширна: внеш­ний вид; веши, которыми человек пользуется; физиогномика лица (застывшая мимика); мимика; взгляд, выражение глаз; интонация, темп, ритм речи, паузы и различные «вкрапления»; дыхание; вегетатив­ные проявления (покраснение, потение и др.); запах; жесты, характер движений, походка; пространство и время контакта. Наибольшую информацию дают изменения этих показателей. Например, в движе­ниях информативны степень напряженности, нацеленность, степень спонтанности и гармоничности, их уместность, направление (вовне или на себя), их широта и вариативность. Чтобы читать человека, словно книгу, по его движениям, необходимо знать его индивиду­альные показатели и сравнивать с ними ситуативные. Безусловно, есть и типичные проявления: когда человек притрагивается к себе, он в диалоге с собой; если движения выходят за рамки привычной широты и человек начинает излишне жестикулировать, значит си­туация неординарная или экстремальная; суетливые движения дают выход чрезмерному напряжению и т. п.

Контакт в общении — необходимое условие возникновения содейст­вия, если «граница партнера на замке», он не открыт для общения и недосягаем для воздействия. Контакт возникает при объединении двух «Я» в «Мы»: взглядом, приветствием, прикосновением, интересом к собеседнику и его проблемам, подчеркиванием общего, повышени­ем значимости партнера с помощью комплимента и всего того, чем можно показать, что другой существует для нас, мы его принимаем, ему неопасны, а возможно полезны, интересны, ценны для него.

Психологическое воздействие осуществляется путем убеждения, подражания, внушения и эмоционального заражения. В них в порядке перечисления растет мера участия бессознательного. Несмотря на то что убеждение является сознательным и рациональным способом воздействия, при котором какое-то явление логично связывается с тем, что для человека является очевидным, все же недостаток аргумен­тации порой прикрывается рядом факторов, например, авторитетом источника информации.

При ненасильственном воздействии создаются условия для того, чтобы партнер сам принял решение. При этом им анализируются ар­гументы, оцениваются позитивный результат и получаемые издержки. Конструктивным является воздействие, учитывающее самоценность и мотивацию любого партнера по общению: коллеги или клиента, начальника или подчиненного, ребенка или взрослого.

Принуждение — это способ заставить человека поступать так вопреки его желаниям или убеждениям.

Важным фактором взаимодействия (воздействия, спора, перего­воров) является осведомленность (о предмете, партнере и пр.).

Обычно о криминальной ситуации наиболее осведомлены ее авторы и участники. Чаще всего подозреваемые (обвиняемые) не стремятся быть уличенными, их участие на предварительном следс­твии, в процессе судопроизводства может быть явно или скрыто конфликтным, поэтому получение информации с помощью допроса имеет свою специфику.

Стратегическая цель допроса — установление истины способами, предусмотренными законом. Тактические цели — обеспечение сни­жения противодействия следствию, получение правдивой и полной информации.

Человек, скрывающий информацию, дающий ложные показания, постоянно взаимодействует с двумя образами произошедшего: реально прожитым и сконструированным. Он должен постоянно находить­ся в напряжении, блокируя правдивую информацию, поэтому ряд тактических приемов допроса направлен на то, чтобы эту блокиров­ку снять (при создании контакта или нагнетании эмоционального напряжения, при котором у человека возникает желание от него избавиться, это происходит, например, при усилении аргументов или с помощью улик). Ряд тактических приемов связан с конкуренцией во внутреннем мире человека правдивой и ложной информации, например повторные допросы, анализ проговорок, демонстрация осведомленности.

Рассказ о «живой» и «абстрактной» ситуации может отличать­ся эмоциональной вовлеченностью человека. Так, рассказывая о полученном оскорблении, обвиняемый стал дрожать всем телом, речь его потекла сбивчиво. Причем он сам этих изменений в себе не замечал. Настолько был погружен в ситуацию, представляемую ретроспективно.

Отмечено также, что виновный человек может характеризоваться стремлением увязать все элементы в ложной версии, а невиновный — сам недоумевать, почему возникают несостыковки в том, о чем и как он рассказывает. Все вышесказанное подчеркивает, что осуществляя допрос, необходимо обеспечить проявление трех сторон общения: коммуникативной, при которой происходит передача информации, пер­цептивной, обеспечивающей восприятие и понимание партнерами друг друга, а также интерактивной, характеризующейся как взаимодействие. Подчеркнем, что это двусторонний процесс, например, следователь не только воздействует, но и сам является объектом воздействия.

Резюме

Юрист, осуществляющий профессиональную деятельность, благо­даря своим сформированным способностям, становится компетент­ным, творческим, независимым субъектом, способным к взаимодейст­вию, результативно и с удовольствием проявляющим себя, несмотря на то что действует порой в новых, непредвиденных ситуациях, связанных с риском не только для своей репутации, но и жизни. Таким образом, характеристика субъектности человека-личности оказывается значимой, в какой бы юридической профессии мы его ни рассматривали. Она значима в жизни человека в целом. Только в этом случае, он сможет решать задачи, поставленные перед ним жизнью, а также те, которые он ставит перед собой.