Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
юр.психология.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
784.9 Кб
Скачать

7.2. Особенность межличностных отношений осужденных

В закрытом режиме при вынужденных отношениях с другими людьми возникает огромная значимость межличностных отношений и процессов группообразования. Не имея возможности выбирать, осужденный вынужден порой, чтобы выжить, адаптироваться к ус­ловиям пребывания, он должен приспособиться к жизни в новом обществе. Для этого ему необходима информация такого рода:

S о групповой морали и групповых ценностях;

S о системе деловых и личных взаимоотношений в группе;

S о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений;

S о групповых лидерах, их ценностных ориентирах и отношении к ним группы;

S отношений между ним и администрацией;

S отношений между осужденными и администрацией.

Непосредственное деление на «Мы» — осужденные и «Они» — адми­нистрация способствует объединению и сплочению осужденных, усло­виями содержания оно может усиливаться до противопоставления.

Малая группа осужденных не стихийно образована, она имеет четкую иерархию отношений, закрепленные и строго поддерживае­мые традиции. Как и в любой другой реально существующей малой группе, ее возглавляет лидер, который обязательно имеет какие-то преимущества, значительно отличающие его от других и дающие ему силу власти. Власть удерживается физическими и психологическими средствами. Прежде всего это могут быть как его собственные фи­зические возможности, так и созданная им «группа поддержки» из других осужденных. Это может быть также легенда о его возможностях, которые придают ему в глазах сокамерников силу, и авторитет в пре­ступных кругах. От характера активности лидера зависит направлен­ность группы в целом, возможность самоутверждения его членов.

Если групповую дифференциацию представить как сферу, состо­ящую из расходящихся от центра окружностей, то в центре будет находиться лидер, а самое дальнее пространство будут занимать изгои. Изгои в любом обществе — это люди, которым не удалось утвердить себя, которые являются объектом канализации агрессии всех, стоящих в общественной иерархии выше их.

Значимость группового статуса и его осознания, сохранения иден­тичности, проблема деперсонализации личности рассматривается как особая проблема «самосохранения» индивида в условиях отбывания наказания (В. Ф. Пирожков1, 1998 и др.). Такого рода исследования представляют интерес для нашего анализа, поскольку в них идет речь о «самосохранении» человека как личности, возможности быть субъ­ектом, а не объектом при активном и даже агрессивном воздействии на него носителей корпоративной криминальной субкультуры.

Например, В. Ф. Пирожков (1998) описывает среди подростков в социальной изоляции прием под названием «минирование» — введе­ние чего-либо либо кого-либо в положение «грязного», неприкасае­мого, «клеймление» колониста за прикосновение к «мине» потерей личностного статуса. Так, «минирование» пищи применяется для того, чтобы принудить несовершеннолетнего к длительному голоданию и уступкам, вынудить откупиться чем-либо от «авторитета». «Правила» таковы, что, прикоснувшись к «грязному» предмету, «отмыться» не­возможно. Как следствие, происходит психологическое уничтожение личности, превращение человека в изолированном сообществе в изгоя. По правилам этой культуры нельзя прикасаться и к изгою, однако на сексуальные действия, к которым его принуждают, это не распространяется. Эти и другие приемы воздействия, с одной стороны, ограничивают возможности одних, для того чтобы они стали легко управляемыми, с другой стороны, снимают ограничения в поведении для других, чтобы пользоваться этими преимуществами.