Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник-23-х-чтений.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
701.41 Кб
Скачать

Литература

1. Кураев. А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, – 2010. – 36 с.

2. Фомин А.В. Составитель. Лекарство от греха. Притчи. – М.: НОВАЯ МЫСЛЬ, – 2011. – 98 с.

3. http://www.youtube.com/watch?v=58XR_l7q0zk (Всего-то навсего. Видео)

Социальное служение церкви и общества. Традиции, современность, взаимодействие

ХРИСТОС И СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТИАН

Священник Николай Абрамов

Отдел по социальному служению и благотворительности ТЕ РПЦ

«…я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого».

Апостол Павел. (1 Кор.2,2) [1].

  1. Недостаток духовного состояния современного общества.

Оценивая духовное состояние современного общества, Председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Пантелеимон в беседе с корреспондентом ЖМП сказал: «Говорят, что люди забыли о Боге. Нет, люди о Боге не забыли, Бог в их сознании присутствует. Они забыли о Христе – о Боге, ставшем человеком, Боге, Который умер за них на кресте, Который воскрес» [2. С. 48].

Действительно, это мысль евангельская, очень сильная и верная. Со Христа начинается евангелие:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1;1) (эта и все дальнейшие подобные ссылки из [1]);

и Христом заканчивается:

«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20;31).

В книге Деяний святых Апостолов рассказывается удивительная история об уверовании во Христа Корнилия, римского сотника (Деян.10;1–6):

Корнилий – сотник Италийского полка, благочестивый, боящийся Бога, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Казалось бы, это верх человеческого совершенства, однако ему является Ангел Божий и, сообщая, что молитвы его и милостыни его дошли до Бога, затем говорит:

«Итак, …призови Симона, называемого Петром… он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой»,

т.е. добродетелей Корнилия недостаточно для спасения!

Преп. Серафим Саровский в своей знаменитой беседе «О цели христианской жизни» отмечает:

«Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает…»[3. С. 212].

Наконец, возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа ап. Иоанн Богослов в своем евангелии прямо пишет:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (ἐξηγήσατο)» (Ин.1;18). (ἐξήγησις, греч. изъяснение, толкование, открытие)

Ответам на вопросы:

– почему добродетелей Корнилия сотника недостаточно для спасения?

– почему знания о Боге недостаточно для спасения, необходим Христос?

– как Христос «явил» Бога человекам?

– и какое это значение имеет к социальному служению?

посвящена эта работа.

  1. Образ Божий. Первое общение Сына Божия с человеком.

Ап. Павел так благовествует о Сыне Божием, Иисусе Христе:

«…Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, … все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1;15–17).

О сотворении человека в Священном Писании сказано:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1;27).

Из сопоставления этих и подобных им мест Священного Писания, Святые Отцы (свт. Афанасий Великий, свт. Василий Великий и др.) слова «по образу Божию» относили ко Христу [4. С. 205; 5. С. 150]; Христос есть образ Божий, а всякий человек сотворен по образу Божию, т.е. по Христу. Такое понимание позволяло древнему учителю церкви Тертуллиану утверждать, что душа всякого человека на земле в своей глубине имеет верные интуитивные понятия о Боге, потому что она «по природе христианка» [6. гл.17. С. 5–6]. Свт. Григорий Богослов, преп. Максим исповедник говорили о первом общении Сына Божия с человеками через Свой образ [7. С. 641; 8. С. 69]. Образ Божий до грехопадения соединял человека с Богом и, как следствие этого единства, позволял человеку пребывать в добре. Известно, что грехопадение разрушило этот образ в человеке, тем самым нарушив единство человека с Богом и, как следствие, разрушив нравственное совершенство дел его. Однако, этот образ до конца никогда не разрушим в человеке. Именно присутствие этого неистребимого божественного начала в человеке позволяет каждому человеку в любом народе иметь стремление к добру (Корнилий сотник). Это стремление человека приятно Богу, однако, как сказано, оно несовершенно и не дает спасения человеку.

Ап. Павел, когда уразумел эту истину, воскликнул:

«Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое…Бедный я человек!» (Римл.7;21).

По мысли ап. Павла, беда мне человеку начинается, не когда творю злое, но, «когда хочу делать доброе», уже начало беды моей человеческой, потому что «прилежит мне злое», потому что образ Божий в человеке нарушен и доброе человека самого по себе несовершенно – «Бедный я человек!». Ап. Павел обозначил свое открытие как закон («Итак я нахожу закон»), т.е. то, что действует объективно и непреодолимо, и назвал его «законом греха и смерти» (Римл.8;2)

Этот закон не позволял добродетелям Корнилия сотника быть совершенными, а его самого лишал спасения. Этот закон не позволяет достигнуть нравственного идеала тем современникам нашим, которые пытаются без Христа, вне Бога (или даже «с Богом в душе») быть просто добрыми людьми. Этот закон очень глубоко и тонко чувствовали все святые Отцы, посвятившие свои труды православной аскетике. Свт. Игнатий Брянчанинов подытоживая их размышления, написал:

«Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его…» [9. С. 355; см. также: 10, гл.31. С. 12].

Именно поэтому Сын Божий пришел для второго общения [7. С. 641; 8. С. 69,11] с человеками.

  1. Боговоплощение.

Согласно святоотеческому учению всякая природа имеющая бытие познается по своему действию (ἐνέργειαι) [12. С. 222]. Нравственное содержания своего действия имеет разумная природа, та, что имеет свойство произволения. Единственная благая природа – Божественная, все остальные по причастию и общению с этой единой благой и совершенной природой. Первое общение было через образ, которое оказалось разрушенным грехопадением, чтобы восстановить этот образ в человеке и сделать присутствие его неразрушимым, Сын Божий приходит для второго общения с человеками. Он воплощается, совершает крестную жертву, воскресает.

Боговоплощение есть ипостасное единство двух природ божественной и человеческой в лице Иисуса Христа. Христос это чудо из чудес, в Нем соединено несоединимое: нетварное с тварным, бессмертное со смертным, Божественное с человеческим. Соединено ипостасно, т.е. цельно и нерасторжимо (ибо ипостась есть некое неделимое (ἄτομος) существо, множество всех однородных ипостасей составляет соответствующую природу [12. С. 84, 240]). Как соединиться тварному человеку с нетварным Богом, невидимым Богом? Самому по себе человеку никак! Бог есть дух, который невидим, неслышен, неосязаем, всеми внешними чувствами не воспринимаемый. Поэтому Богочеловек, Христос, ипостасно (цельно, нерасторжимо) соединивший в Себе две не соединяемые природы, дает возможность каждому человеку через единение с Ним по человечеству, войти в теснейшее общение, причастие единственно благой Божественной природе, и, как следствие, прикоснуться к начаткам абсолютного блага и добра.

Ап. Петр так благовествует об этом: во Христе

«…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Петр. 1;4).

Мы видим, что самое причастие Божественной природе уже задает определенный вектор нравственной жизни: удаление от господствующего в мире растления похотью.

Боговоплощение открывает дверь причастию Божественной природе, и является фундаментальным основанием жизни христиан. И все же это ступень в общем плане домостроительства спасения совершенного Христом. Для спасения разумной природы, имеющей способность произволения, необходим подвиг, и Христос его совершил.

  1. Крестная жертва Христа.

Все евангелия с первых страниц до последних наполнены историями служения Иисуса Христа, начиная от исцеления болящих и до умовения ног Своим ученикам (см. напр. Мф.8;2,6,15,16; Мф.9;6; Мф.26;6; Ин.2;11; Ин.13;5). Но если бы только в этом и подобном доброделании было спасение мира, наверное, евангелие на этом бы и закончилось, однако евангелие заканчивается совсем другим. Однажды Христос сказал:

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20;28).

Итак, служение было поступью жизни Иисуса Христа. Но спасение мира было совершено крестным подвигом. Крестная жертва Христа в Новом Завете осмысливается как действо величайшей любви Бога к человекам:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3;16).

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римл.5;8) .

По причине грехопадения, некогда прекрасно созданный мир теперь поврежден и несовершенен (Быт.1;31;3;17–19). Держится этот мир милостью Божией и служением людей подобных Корнилию сотнику, но спасение в этот мир пришло через крестный подвиг Господа Иисуса Христа. По христианскому мировоззрению, очень хорошо, что мы совершаем те или иные добродетели (добрые дела), но мы и должны их совершать, человек для того и был создан. Но это все-таки некий фон бытия, смысл и главное в том, что в жизни всякого общества и всякого человека всегда будут какие-то крестные обстоятельства, и именно преодоление их в мужественном подвиге христовой любви и определяет истинную цену наших добродетелей, и созидает спасение каждому человеку и всякому обществу. В этом смысл новой заповеди Иисуса Христа:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13;34).

В крестном Христовом подвиге любви видели нравственное совершенство Сам Христос (Ин.15;13), свв. Апостолы (1Кор.1;18, 23–24; 1Кор. 2;2; 1Петр.2;21; и др.), все свв. Отцы и потому свт. Игнатий вдохновенно закончил упомянутую нами ранее его мысль:

«Не ищи христианского совершенства в добродетелях человеческих. Там нет его: оно сокровенно в кресте Христовом» [9. С. 355; см. также: 10, гл.31. С.12].

  1. Воскресение.

Крестный подвиг Христа, кроме нравственного содержания, несомненно, имел и онтологическое (сущностное). Об этом свидетельствовали природные явления сопутствовавшие крестному страданию Богочеловека (Мф.27;45,51; Мрк.15;33; Лк.23;44–45). Величайшим онтологическим плодом крестного подвига явилось воскресение Господа Иисуса Христа. Однажды Ап. Павел сказал:

«Любовь созидает» (ἀγάπη οἰκοδομεῖ - букв. любовь домостроительствует) (1Кор. 8;1).

Христова любовь воссоздала этот мир. Прежде всего Христос воссоздал человеческое естество в Себе самом, в Своей богочеловеческой Ипостаси. На Воскресной утрене 3-го гласа мы читаем: «…истлевшее естество рода нашего в Себе самом обнови…» [13, с.181 обр.]. Человеческое естество во Христе обожено и воскрешено, и исполнено Божественных энергий: благодати и света. А по всесвязанности и органичности единства всего мироздания Христово воскресение есть начало воссоздания всего человечества и всего мироздания [14. С. 236; 15. С. 803]. Воскресший воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос – начаток воссозданного нового мира, источник новой для земли объективной духовной реальности – Царствия Божия, которое существуют и действуют уже сейчас здесь на земле, в этом земном тварном мире, являясь источником новой жизни, нового бытия, где побеждена смерть, где все залито Божественным светом, где все исполнено благодати и радости, ибо все пронизано всепобеждающей Божественной любовью. Это существенный плод победы Христовой, который является объективным основанием духовного подвига для всякого подвижника Христова. Именно в этой новой реальности Ап. Павел пережил освобождение от открытого им «закона греха и смерти» – проклятия человечества:

«Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим… нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римл. 7; 25–8;2).

Теперь всякий подвижник Христов, вставший на путь служения ближнему во Христе, в заповедях Христовых, по закону духа жизни во Христе Иисусе, имеет несомненную возможность встретиться на опыте с этой духовной реальностью, которую даровал нам и приблизил к нам воскресший Христос: реальностью Божественной благодати и Божественного света – энергий Царства воскресшего Христа. Соединение с этими Божественными энергиями одновременно приближает человека и к нравственно совершенному действию, но теперь это переживается человеком не как плод его усилий, но Божий дар.

Вот как вдохновенно писал об этом св. Ап. Павел:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес.2;8–9).

То есть всякий подвижник Христов, конечно, совершает «добрые дела», но смысл этой деятельности совсем иной. Мы и должны их делать, мы на это созданы Господом, так же как дышать чистым воздухом и пить родниковую воду и проч. Это нам органически необходимо по созданию нашему и здесь нет никакого повода к какому-либо возношению. Смысл совсем в другом. Смысл в том, что истинно совершить их («добрые дела») мы можем только благодатью Божией:

«…я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15,10).

Так свидетельствует Апостол Павел. Это уже не наше личное дело, но содействие наше Христу, синергия со Христом воскресшим и несомненно действующим в этом мире. Вот как благовествует об этом Ап. Павел:

«Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4;6–10).

По мысли св. Апостола, человек причастный в Божественным дарам света и благодати всегда ощущает свою «глиняность» («адам» с евр.человек, от слова «адама» глина, земля), т. е. немощь человеческую, тем не менее он осознает свое причастие Божьему дару благодати и света – славы Божией. И, как следствие, к тем нравственным совершенствам, о которых пишет Апостол, и новой жизни, которую переживает в себе подвижник Христов, жаждой которого, несомненно, является встреча с Источником всех этих благих даров.

«…Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2;19–20).

Сораспятие Христу – вершина нравственного подвига человека, то есть известная жертвенность служения христианина, пронизанная Божественной любовью. Этот нравственный подвиг приносит и величайший плод: «живет во мне Христос» теснейшее единение со Христом.

Итак, служение христиан, как в современном обществе, так и во все времена, есть соработничество Христу. Начинается оно с желания бескорыстной помощи ближнему, а верные признаки его – благодать и свет Царствия Христова, которые являются силою этого служения, которые переживают (воспринимают) участники этого служения, совершая его по закону духа жизни во Христе Иисусе, и сила действия которых в этом мире – плод победы Христа, распятого ради нас и воскресшего.