Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по истории.rtf
Скачиваний:
698
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
8.92 Mб
Скачать

Глава 6

Россия (СССР) и мир в первой половине XX в.

§ 1. Международные отношения на рубеже х1х-хх вв.

Завершение раздела мира и борьба за колонии. Капиталистические войны конца XIX — начала XX в. за рынки сбыта и источники сырья

В последние десятилетия XIX в. завершался раздел мира между ведущими дер­жавами. В 1882 г. Великобритания оккупировала Египет, затем Восточный Судан. На юге Африки по инициативе крупного предпринимателя Сесиля Родса были захвачены территории, получившие название Родезия.

В Юго-Восточной Азии к концу XIX в. англичане захватили Бирму и Малайю.

В 1910 г. англичане создали Южно-Африканский союз на правах доминиона.

Франция сначала захватила Тунис (1881). В ходе жестокой войны 1883-1885 гт. к французским владениям в Индокитае был присоединен Вьетнам. В 80-90-х гг. XIX в. французские колонизаторы завоевали Мадагаскар, земли Экваториальной и Северо-Западной Африки. Свои колониальные владения Франция с 70-х гг. XIX в. до 1914 г. увеличила в 10 раз.

Германия с 80-х гг. XIX в. начала захваты в Африке (Камерун, Германская Вос­точная Африка и Германская Юго-Западная Африка). К 90-м гг. XIX в. колонии Германии в 5 раз превышали ее территорию, но были в 12 раз меньше английских колоний.

Ведущими колониальными державами в конце XIX в. были Англия и Фран­ция. Территория колоний Англии была больше метрополии в 109 раз, а население в 10 раз. К началу XX в. 90% Африки находилось под контролем ведущих европей­ских колониальных держав.

Германия, Италия, США, Япония считали такое положение вещей несправед­ливым и начали борьбу за передел колоний. Агрессия, гонка вооружений, мили­таризм, шовинизм, расизм на десятилетия определяли облик внешней политики ведущих государств мира. Первыми войнами за передел мира стали испано-аме- риканская (1898), англо-бурская в Южной Африке (1899-1902), русско-японская (1904-1905). В 1898 г. разразилась американо-испанская война, в результате кото­рой США захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам, Гавайские острова и уста­новили контроль над Кубой, получившей формальную независимость. В 1911 г. Италия отобрала у Османской империи Ливию в Северной Африке.

Обстановка в мире постоянно обострялась. В 1900-1913 гг. европейские дер­жавы затратили на военные нужды 90 млрд марок. Вооруженные силы к 1914 г. достигли 4,6 млн человек, постоянно находившихся под ружьем. В большинстве стран вместо прежних рекрутских наборов была введена обязательная воинская повинность. Шло техническое иереоснащение армий. В Англии, Германии, России, Франции, США, Италии, Японии в больших масштабах шло строительство военно- морского флота. Период относительно мирного развития капитализма (1871-1914) было бы правильнее называть эпохой вооруженного мира. Начало Первой мировой войны было лишь вопросом времени.

Политика США

После окончания гражданской войны 1861-1865 гг. сельское хозяйство про­должало играть важную роль в экономике США. За 40 лет было получено около 1 млн 424 тыс. гомстедов, что привело к распашке огромных массивов девственных земель. В пять раз большее число фермерских хозяйств образовалось в результате покупки участков у частных лиц — железнодорожных и горнорудных компаний, земельных спекулянтов.

Фермеры были неплохо оснащены разнообразными механизмами. В 1834 г. была запатентована жатка Р. Маккормика. В 1864 г. жатки и косилки производили 200 фирм, которые выпускали 90 тыс. этих агрегатов ежегодно. В Европе сложные сельскохозяйственные машины считали «дорогими игрушками», а в России боль­шинство крестьян работало сохами и косами.

Продукцию сельского хозяйства американцы перерабатывали на основе спе­циализации и высокой производительности труда. Одна свиная туша от раз­делки свиньи до укупорки в ящик ходила из рук в руки не более 10 минут. Уже в 1860 г. 30 чикагских фирм перерабатывали 200 тыс. голов крупного рогатого скота и свиней63.

За 1860-1910 гг. число ферм выросло с 2 до 6 млн, а площадь обрабатываемой земли — со 160 млн до 352 млн гектаров. В каждом штате были созданы сельскохо­зяйственные и технические колледжи, для которых выделялись участки государ­ственной земли. На средства конгресса агроном Марк Карлтон вывез из России образцы засухоустойчивой озимой пшеницы. Были ввезены североафриканская кукуруза и желтая люцерна из Туркестана. Ветеринары нашли средства борьбы с чумой у свиней и с ящуром. К услугам фермеров были механическая сеялка, соло­морезка, машина для очистки кукурузных початков от листьев, лущильная машина, молочный сепаратор, картофелесажалка, инкубатор и многое другое. В США уже в начале нашего века стали использоваться трактор и уборочный комбайн. Потре­бление населением большинства сельскохозяйственных продуктов к началу XX в. достигло научно обоснованных норм потребления64.

Промышленное развитие было еще более впечатляющим. В стране происходила индустриализация на основе механизации и концентрации производства, а также технического совершенствования и распростра­нения средств коммуникации. Железные дороги способствовали быстрому освоению огромных пространств, особенно к западу от Миссисипи. В 1869 г. была открыта первая трансконтинен­тальная магистраль, связавшая Атлантическое и Тихоокеанское побережья США. Быстро разви­вались телеграф и телефон. Индустриализация проводилась в значительной степени за счет внешних займов. В 1843 г. иностранная задол­женность США составляла 150 млн долларов, в 1896 г. достигла 3,3 млрд долларов. К 1914 г. инвестиции американцев за границей состави­ли 3-3,5 млрд долларов, вклады иностранцев в США — 5 млрд долларов.

Экономическое развитие опиралось на ус­тойчивую финансовую систему. После граждан­ской войны сложился единый рынок капиталов, в создании которого участвовали многочислен­ные банки штатов, частные и сберегательные банки, трастовые и страховые ком­пании. Происходило подчинение банковскому капиталу различных отраслей промышленности. В 1901 г. покровитель железных дорог и электротехнической промышленности Дж. П. Морган создал Стальной трест с капиталом в 1,4 млрд долларов. В то время капитал всей американской промышленности составлял 9 млрд долларов.

Внедрение стандартизации и индустриальных технологий в легкую промышлен­ность позволяло обеспечить население большим набором потребительских товаров. Уже в 60-е гг. XIX в. в Америке появились первые универмаги, а в 1872 г. — тор­говля по каталогам. Через пятнадцать лет фирма — пионер в этом деле предлагала покупателям 540-страничный каталог с названиями 24 тыс. изделий65.

К началу XX в. США стали ведущей промышленной державой мира, давали 30% мирового промышленного производства. США имели собственную огромную территорию и быстро ее осваивали. Но в конце XIX в. началась активная внешнепо­литическая экспансия, направленная против ближайших слабых соседей и чужих колоний.

В 1898 г. были заняты Гавайские острова, имевшие важное стратегическое значение на перекрестке морских путей в Тихом океане. После войны с Испанией за влияние в Карибском бассейне США захватили Пуэрто-Рико и навязали Кубе грабительский договор. В Тихом океане США захватили Филиппинские острова и остров Гуам. В отношении Китая США в 1899 г. выступили с доктриной «от­крытых дверей», которая предполагала равные возможности для экономической экспансии всех заинтересованных сторон в эту страну. США рассчитывали на относительную территориальную близость к Китаю и свои экономические воз­можности. В отношении стран Латинской Америки президент Тафт заявил о «ди­пломатии доллара», о доктрине «доллары вместо пуль», что должно было усилить экономическое влияние США в этих странах. Вскоре президент Т. Рузвельт пере­шел к политике «большой дубинки», в контексте которой США подчинили себе Панаму (полный контроль над зоной Панамского канала), Никарагуа и Гондурас.

Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах

В Британской империи сложилось несколько типов колониальных владений. «Белые» доминионы («доминион» по-английски значит «владение») — Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, а также Южно-Африканский Союз — поль­зовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они не только имели собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями (например, Австралия и Южно-Африканский Союз). Про­текторатами обычно становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них существовало как бы два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам; они, в отличие от губернаторов доминионов, которые скорее представляли интересы британской короны, чем правили от ее имени, были полновластными хозяевами подчиненных стран. Так называемая ту­земная администрация (местные правители, вожди) пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями, правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Туземная администрация выполняла роль буфера между верховной властью евро­пейцев и угнетаемым местным населением. Такая система управления получила название косвенной, или непрямой. Она была наиболее распространена в британ­ских владениях, и английскую колониальную политику стали называть политикой косвенного (непрямого) управления. Англичане практиковали и так называемое прямое управление в некоторых колониях. Такие колонии назывались коронными, то есть были напрямую подчинены Лондону, имея минимальные права на само­управление или вообще не имея таких прав.

Франция использовала, главным образом, методы прямого правления, с по­мощью армии и полиции подавляя сопротивление тех, кто не желал мириться с колониальным господством. В то же время она, как и Португалия, проводила в своих колониях политику ассимиляции, в которой в какой-то мере отразились идеи революции 1789 г., провозгласившей равенство жителей метрополии и коло­ний. Преимуществами ассимиляции пользовались, однако, немногие. В Африке в конце XIX — начале XX в. — только жители четырех городов Сенегала, которые имели французское гражданство и могли посылать по одному депутату во фран­цузский парламент

.Германия, как и Англия, применяла различные методы управления. Вся полно­та власти принадлежала назначаемым Берлином губернаторам, немцы составляли высшие и средние звенья колониальной администрации, командование колони­альных войск и полиции. Территория колоний была разделена на административ­ные и военно-полицейские округа во главе с окружными начальниками, обычно офицерами. Низшая администрация формировалась, как правило, из грамотных местных жителей. В Камеруне, Бурунди, Руанде и Танганьике немцы сохранили власть вождей и правителей, поставив их под свой жесткий контроль.

Из колониальных стран на протяжении десятилетий и даже столетий вывози­лось ценное сырье, золото и серебро. Происходил интенсивный грабеж националь­ных богатств, беспощадная эксплуатация местного населения и бедной части коло­нистов. Торговые компании завозили на захваченные территории товары массового спроса и продавали с большой выгодой. Товарная интервенция вела к разрушению традиционного туземного ремесла. Осуществление «культурной миссии белого че­ловека» приводило к разрушению традиционных форм быта, устоявшихся систем ценностей, соответствовавших местным условиям.

В то же время восточные цивилизации испытывали большое влияние индустри­альной западной цивилизации. Колониальные страны втягивались в новую систему мировых связей. Возникали различные элементы капиталистической экономиче­ской инфраструктуры. Некоторые западные идеи и политические институты каза­лись весьма привлекательными. Разворачивались процессы реформирования тра­диционных восточных цивилизаций, тесно связанные с антиколониальной борьбой.

На начальных этапах антиколониальная борьба зачастую носила стихийный, неорганизованный характер и была ответом на какие-то проявления особой жесто­кости, произвола со стороны колонизаторов. Во главе антиколониальных высту­плений вставали представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Не все представители туземной элиты могли уехать в ме­трополию и успешно адаптироваться к чужой этнокультурной и социальной среде.

Большая часть туземной молодежи, даже побывав в метрополии и приобщив­шись к более высокой цивилизации, возвращалась обратно и чувствовала себя при­ниженной, ущемленной в возможностях. Во второй половине XIX в. под влиянием наиболее активной и просвещенной части местных элит, местной интеллигенции национально-освободительное движение стало принимать более организованные формы. Стали возникать первые общественно-политические организации, а также общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера. Стали появляться первые политические партии, программы которых отражали общенациональные интересы и устремления. Так, в 1885 г. образовалась партия Индийский национальный конгресс (ИНК), которая возглавила антибританское сопротивление.