Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Nespokoynoe_sosedstvo_problemy_Koreyskogo_poluostrova_i_vyzovy_dlya

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
2.52 Mб
Скачать

жин» удастся достичь договоренности с российской стороной о поставках сырой нефти на завод «Сынри».

предлагаемый Россией маршрут прокладки газопровода из России через КНДР в Южную Корею должна пройти через северокорейские города Кёнсон и Вонсан, а затем по южнокорейской территории через Косон в порт Инчхон и порт пхёнтхэк. Газопровод, прежде чем достигнет территории Южной Кореи, трижды должен будет идти вдоль северокорейских железных дорог: на участке Хамбук (Кёнсон – Вонсан), вдоль линии пхённан (Раджин – Вонсан) и линии Кымгансан и Чхоннён (Вонсан – Косон). На Юге труба пойдет вдоль железнодорожной линии Кёнвон (Сеул – Вонсан). прокладка газопровода вдоль железных дорог является наиболее эффективным и экономичным методом. похоже, что Северная Корея также была согласна с тем, чтобы трасса газопровода прошла через упомянутые районы.

Длина планируемого газопровода — 1100 км, в том числе по территории Северной Кореи — 700 км, годовая мощность — 10 млрд куб. м. поставки же планируется осуществлять в течение 30 лет начиная с 2015 года. Важно то, что у Северной Кореи нет системы газоснабжения и ей негде будет хранить газ в случае, если она станет тайком откачивать его из трубы. А подрыв нитки газопровода приведет к крупномасштабным пожарам вдоль всего восточного побережья Севера.

Общая стоимость прокладки газопровода достигнет 2,2 млрд долл., а ежегодная прибыль для Северной Кореи за транзит газа через ее территорию 118,4 млн долл. Стоимость перекачки газа из России по трубопроводу в Корею окажется в три раза дешевле его доставки морем в сжиженном виде. Вероятность того, что на трехсторонних переговорах по реализации проекта прокладки газопровода из Сибири в Южную Корею через территорию КНДР в ближайшее время будет достигнут прорыв, крайне невелика. Об этом писала газета «Кориа геральд» в августе 2010 года со ссылкой на участвующую в этом проекте государственную корпорацию «Когаз».

Именно эта южнокорейская корпорация еще в 2008 году подписала с российским партнером «Газпром» меморандум о

310

взаимопонимании, положениями которого предусматривались поставки к 2015 году природного газа из Владивостока в Южную Корею через территорию Севера.

Вскоре, после того как в России было завершено строительство части газопровода Сахалин – Владивосток, президент «Когаз» отправился в сентябре 2011 года в Москву, однако до обсуждения между сторонами каких-либо условий реализации проекта дело и близко не подошло. «Мы не приступили к обсуждению даже чернового наброска проекта, — заявил пресс-секретарь ”Когаз” Сон Чэ Хо. — Для продвижения этого проекта необходимо принятие политического решения правительств соответствующих государств. “Когаз” не в том положении, чтобы обсуждать эти вопросы»386.

Выступая в сентябре 2011 года перед законодателями Национального собрания РК, президент корпорации «Когаз» Чху Кан Су заявил, что его план заключался в импорте морем сжиженного природного газа по такой же цене, если бы его транспортировали из России по газопроводу. Но известно, что стоимость трубопроводного газа обходится в три раза дешевле доставки сжиженного газа танкерами-газовозами.

президент госкорпорации «Когаз» Чху Кан Су также отметил, что планирует увеличить ежегодный импорт природного газа на 1 млн т, чтобы довести его до 7,5 млн т, а также намерен найти пути для поставок излишков газа, если они образуются при удовлетворении всех потребностей Южной Кореи, в третью страну. Китай и Япония уже выразили желание закупать у РК газ. Что касается предложений прокладки газопровода по дну моря, то он считает его неосуществимым по причине коррозии трубы.

В своем телевизионном обращении к нации в сентябре 2011 года бывший президент Ли Мён Бак выразил уверенность в том, что проект прокладки газопровода через Северную Корею может быть реализован скорее, чем ожидается. С аналогичными заверениями, что этот проект — не мечта далекого будущего, южнокорейский лидер выступил двумя неделями позже во время визита в Нью-Йорк.

386 Кориа Геральд. — 2011. — 5 октября.

311

Одним из новых, но давно заявленных КНДР проектов является переброска электроэнергии с российского Дальнего Востока в Северную Корею и ее дальнейший транзит в Южную Корею. Доводом в его пользу служил тот факт, что нехватка электроэнергии на Севере в условиях наблюдаемого политического и экономического сближения корейских государств может стать серьезным препятствием на этом пути.

Впервые вопрос о поставках электроэнергии с Севера на Юг был обозначен в 2000 году на встрече глав государств Ким Чен Ира и Ким Дэ Чжуна. Они обговорили принципиальную возможность такого сотрудничества. Однако спорность вопроса заключается в технической возможности поставки электричества с Севера на Юг в условиях ветхого, отсталого состояния северокорейских ЛЭп. Имеющееся на них оборудование требует не ремонта, а полной замены. Сомнительна и способность соответствующих ведомств и предприятий управлять обновленной энергетической системой. Не была урегулирована финансовая сторона дела: не решен вопрос формы оплаты поставляемой электроэнергии.

В Северной Корее рассматривались следующие пути решения проблемы обеспечения страны электроэнергией:

получение электроэнергии из России;

получение электроэнергии из РК;

модернизация имеющихся гидро- и теплоэнергостанций;

модернизация изношенных электросетей;

создание новых мощностей на существующих электростанциях;

строительство новых ГЭС и ТЭС;

строительство АЭС на реакторах легкой воды;

увеличение закупок сырой нефти и мазута для ТЭС. Тем не менее как представляется, вариант импорта элект-

роэнергии на ближайшую перспективу (с точки зрения эффективности и быстроты реализации) должен выглядеть наиболее предпочтительным для северокорейцев.

по первому варианту были начаты переговоры «Интер РАО ЕЭС», «Востокэнерго» с южнокорейскими Министерством

312

торговли и энергетики, институтом KERI, представителями ряда компаний во главе с «КЕпКО», с северокорейским Министерством электроэнергетической промышленности; состоялись визиты представителей руководства крупнейших российских организаций в этой сфере в Северную и в Южную Корею.

ОАО РАО «ЕЭС России» (дочерняя структура ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») было заинтересовано в сотрудничестве с КНДР в области электроэнергетики, в частности в реализации совместного проекта строительства межгосударственной линии электропередачи 500 кВ «Владивосток – Чхончжин».

проект включает в себя:

поставку электроэнергии из России в КНДР;

строительство следующих энергетических объектов: трансграничной ЛЭп 500 кВ «Владивосток – Чхончжин», подстанции (пС) 500 кВ в Краскино (русский пункт) и Чхончжине (северокорейский пункт);

резервирование электрической мощности для передачи электроэнергии из России в КНДР. На российских генерирующих станциях планируется резервирование в региональном балансе энергии и мощности, а также усиление схемы линий электропередачи в районе предполагаемого экспорта;

эксплуатацию ЛЭп, техническое обслуживание, ремонт

итак далее.

Развитию торгово-экономических связей и реализации инвестиционных проектов России и КНДР препятствует в первую очередь дефицит электрической энергии и мощностей в КНДР. по этой причине реализация проекта сотрудничества России и КНДР в области электроэнергетики имеет приоритетный характер. Его успешное осуществление является условием реализации проектов в сфере транспорта, промышленности, горнодобывающей промышленности, а также в других сферах сотрудничества.

Не теряет своей актуальности вопрос о строительстве первой на территории Северной Кореи АЭС. Имевшее место на рубеже 1980–90-х годов недолговременное советско-северо- корейское сотрудничество в области атомной энергетики вы-

313

лилось в оказание российскими специалистами технического содействия в поиске и определении на северокорейской территории базовой площадки для строительства первой в стране атомной электростанции. Работы велись на основе разового контракта и к 1992 году, как нами было сказано, были прекращены в связи с использованием всей суммы контракта и из-за отказа северокорейцев от его пролонгации (на деле непоступления дальнейших платежей). Для строительства АЭС были созданы договорные условия. Северная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1985 году, в 1992 году заключила с МАГАТЭ Соглашение о гарантиях.

Актуальным может стать вопрос о физической безопасности ядерных реакторов, которые КНДР продолжает строить в непосредственной близости от российских границ. Следовало бы подумать, каким образом можно было бы скорректировать режим санкций, чтобы позволить российским специалистам в области ядерной безопасности и государственным компаниям мониторить ситуацию с системой обеспечения безопасности на ядерных объектах КНДР и оказывать содействие в ее грамотном становлении (возможно, с использованием фонда инвестиций в энергетику КНДР в счет погашения долга КНДР России).

С начала 2014 года наблюдался своего рода шквал визитов высокопоставленных российских чиновников в пхеньян.

Вмарте 2014 года президент Республики Татарстан Р. Минниханов договорился о развитии регионального экономического сотрудничества с КНДР и подписал соответствующие соглашения.

Вмарте 2014 года российский министр по развитию Дальнего Востока А. Галушка обсудил в пхеньяне с северокорейскими коллегами ключевые вопросы двусторонней торговли и инвестиций, транспорта, энергетики и минеральных ресурсов, экспорта рабочей силы, межрегионального сотрудничества.

Виюне состоялось заседание возглавляемой им Межправительственной комиссии во Владивостоке. Стороны согласились с тем, что прямой товарооборот должен увеличиться до 1 млрд

314

долл. к 2020 году и двусторонние сделки могут совершаться в российских рублях. Среди других вопросов обсуждались новые правовые документы о двустороннем сотрудничестве, облегчение режима выдачи виз для бизнесменов, улучшение связи, включая мобильный телефон и Интернет, специальные юридические гарантии для российских инвестиций, облегчение доступа к правовой базе КНДР. присутствие бизнесменов в составе делегации позволило обсудить также вопросы о дополнительном терминале в порту Раджин, модернизации предприятий горнодобывающей промышленности, в том числе добычи и экспорта угля, автомобильные и энергетические проекты. В конце апреля 2014 года пхеньян посетил российский вице-премьер-министр Ю. Трутнев, в состав делегации которого вошли губернаторы приморья, Хабаровской и Амурской областей, высокопоставленные представители российских министерств экономического развития, сельского хозяйства, промышленности и торговли, представители российских банков и крупных компаний. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Амурской областью и провинциями Северной Кореи.

Министр иностранных дел КНДР в октябре 2014 года совершил беспрецедентную поездку по Дальнему Востоку, встретился с региональными руководителями и обсуждал конкретные проекты сотрудничества. В октябре же были произведены первые трансакции в рублях по внешнеторговом сделкам — через Внешторгбанк КНДР и Российский региональный банк развития.

В отличие от прошлого российский бизнес играет главную роль во взаимном сотрудничестве, которое строится на строго коммерческих условиях, предполагая взаимовыгодность. Интерес представляет желание российской компании «Мостовик» начать разработку северокорейских угольных месторождений и масштабную модернизацию железной дороги для экспорта угля на западном северокорейском побережье (проект «победа»). Во время визита Ю. Трутнева в апреле 2014 года был подписан договор о создании совместного предприятия с северокорейскими партнерами, его цель — добыча и экспорт

315

корейского минерального сырья и вложения в счёт выручки инвестиций в развитие горнодобычи и транспортной инфраструктуры. На первом этапе компания «Мостовик» займётся модернизацией железной дороги на западном побережье (до Нампхо) с целью транспортировки угля на экспорт в Китай (церемония начала работ состоялась 21 октября 2014 года). Впоследствии возможна модернизация как минимум половины всех железных дорог КНДР (3500 км), что потребует крупных инвестиций в сумме 25 млрд долл. по словам выступившего на церемонии подписания соглашения Генерального директора НпО «Мостовик» О. Шишова, НпО «Мостовик» совместно с представителями правительства КНДР разработало план реконструкции железных дорог, согласно которому будет построена современная железная дорога с высокой пропускной способностью и соответствующая самому высокому уровню безопасности. Кроме того, предстоит не только реконструировать существующие сети железных дорог в Северной Корее, но и возвести новые участки — в частности, в обход пхеньяна с юга и с севера для перевозки грузов. Вся сеть реконструируемых железных дорог будет разделена на 10 участков, компания уже приступила к сбору необходимых данных по проектированию первого участка — узловой станции «пхеньян Восточный»387.

Беспрецедентным стал визит в Россию спецпосланника Ким Чен Ына, секретаря ЦК ТпК «третьего человека» в КНДР Цой Рён Хэ, который имел встречи с В. путиным и обсудил широкий круг вопросов двусторонних отношений и ситуации на Корейском полуострове.

387 Дан старт реализации коммерческой сделки модернизации российскими компаниями железных дорог КНДР в обмен на северокорейские минеральные ресурсы [Электронный ресурс]. URL : http://news.khabara.ru/2014/10/22/dan– start–realizacii–kommercheskoj–sdelki–modernizacii–rossijskimi–kompaniyami– zheleznyx–dorog–kndr–v–obmen–na–severokorejskie–mineralnye–resursy.html (дата обращения: 11.11.2014).

Глава 13

республиКа Корея — важнейший Элемент

вструКтуре взаимоДействия россии с атр

13.1.Долгий путь к «стратегическому партнерству»

Советский Союз, находясь в плену идеологических догм и неуступчивости северокорейского руководства, упустил шанс нормализации отношений с Южной Кореей в период разрядки напряженности с Западом в 1970-е годы. В 1970-80-е годы южнокорейские администрации пак Чжон Хи, Чон Ду Хвана неоднократно выражали желание наладить контакты с Советским Союзом, развивать торгово-экономические связи. Однако СССР не шел на это, ограничивался небольшой по объему торговлей через посредничество третьих стран, в исключительных случаях допускал южнокорейские делегации на международные форумы. В силу резкой реакции КНДР и таких трагических эпизодов, как уничтожение советским пВО южнокорейского «боинга» (сентябрь 1983 года), контакты с РК запоздали и начали налаживаться лишь в перестроечное время.

Этапным моментом стало выступление М. Горбачева в Красноярске в сентябре 1986 года, где говорилось о связях с Южной Кореей. Далее последовали развитие прямой торговли, либерализация визового режима между двумя странами, коммерческое соглашение между авиакомпаниями СССР и РК, открытие морского сообщения, телефонной связи (в январе 2014 года исполнилось четверть века прямых отношений). Важное значение имело участие советской делегации в Сеульской олимпиаде 1988 года. Рубежным событием стало открытие в апреле 1990 года первых официальных представительств: Торгово-промышленной палаты в Сеуле и торгового

317

отдела посольства Южной Кореи (КОТРА) в Москве. позднее при них были созданы консульские отделы.

Начало взаимному официальному признанию Советского Союза и Республики Корея положила встреча президента

СССР М. Горбачева с президентом РК Ро Дэ У в Сан-Фран- циско в июне 1990 года, организованная благодаря усилиям ряда прогрессивных деятелей советской верхушки. В августе 1990 года в Москве были проведены первые переговоры между правительственными делегациями СССР и РК о развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества, причем южнокорейской стороной рисовалась впечатляющая перспектива сотрудничества, делались намеки и об оказании экономического содействия. под влиянием этих заверений и «обиды» на КНДР 30 сентября 1990 года министр иностранных дел СССР

Э. Шеварнадзе пошел на досрочное (предполагалось с 1 января 1991 года) дипломатическое признание Сеула. В декабре 1990 года состоялся визит президента РК Ро Дэ У в Москву и подписание Московской декларации.

Отношения прошли несколько этапов — от завышенных ожиданий в начале 1990-х годов (Москва ждала экономического сотрудничества и инвестиций, Южная Корея — помощи

вобъединении Кореи на своих условиях) к разочарованию в 1990-х годах и к адаптации и реалистичности в 2000-е годы. В связи с обострением отношений России с Западом возникли объективные лимиты для двусторонней доверительности. Вместе с тем южнокорейцы не хотят слепо следовать в фарватере политики США и ЕС в отношении России и видят свой собственный интерес в развитии партнерства с нею.

Вэкономической сфере прогресс в 1990-е годы был ограниченным, так как южнокорейцы начали познавать нашу страну

вне лучшее для нее время. политические кризисы, болезненные реформы, экономические проблемы, неразбериха вкупе со вновь возникшими двусторонними проблемами (российский долг и другие) серьезно подпортили наш имидж в Южной Корее. Лишь после стабилизации ситуации в России крупный южнокорейский бизнес осмелился приступить к освоению ее рынков.

318

РК строила свои политические отношения с нашей страной главным образом через призму межкорейской конфронтации. Сеул пытался диктовать Москве линию поведения по ядерной проблеме КНДР, склоняла ее к наиболее жесткому варианту давления на пхеньян, к расторжению союзнического договора с пхеньяном.

Сегодня политические отношения между двумя странами довольно активны — всего в 1991-2014 годах состоялось 26 встреч на высшем уровне. В ноябре 1992 года состоялся первый визит президента России Б. Ельцина в РК, подписан базовый «Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея», была озвучена формула «взаимодополняющего конструктивного партнерства». В качестве жеста доброй воли южнокорейцам были преданы копии записей «черного ящика» сбитого в 1983 году южнокорейского «боинга», документы периода начала Корейской войны, позволяющие сделать вывод о том, что ее начал Север.

В ходе визита президента РК Ким Ен Сама в Москву в 1994 году Южная Корея пыталась добиться перехода России на ее позиции в межкорейской конфронтации, к чему Б. Ельцин отнесся достаточно благосклонно. Начиная примерно с 1995 года российская дипломатия стала более прагматично подходить к корейским проблемам, избегая становиться на чью-либо сторону, пытаясь выдержать взвешенную и сбалансированную линию. Сеул же недооценивал потенциал и роль России в корейских делах, а потому ее переход к политике «стоять на двух ногах» в Корее путем активизации связей с Севером был для РК неприятной неожиданностью. Южнокорейский истеблишмент воспринял возникновение ситуации, как ее назвали в Сеуле, «равноудаленности» Москвы в отношении Севера и Юга как серьезное поражение. С учетом разразившегося в то же время финансово-экономического кризиса в обеих странах отношения пошли на спад.

Однако с приходом к власти Ким Дэ Чжуна и проведением им одобряемой Россией политики «солнечного тепла» в отношении Севера, а также в связи с ростом экономических отношений после окончания финансово-экономических кризисов в

319