Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

316AEIsEg

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.43 Mб
Скачать

27 июля Э. Иден направил обстоятельное письмо Д. Эйзенхауэру, полностью посвященное кризису вокруг Суэцкого канала; Израиль в нем ни разу не упоминался192. Вопреки египетским опасениям, президент США просил Э. Идена «проявить выдержку», призывая разрешить конфликт дипломатическими средствами. Д. Бен-Гурион не верил, что Э. Иден, которого он считал излишне осторожным политиком, решится действовать против Египта без поддержки США. В отличие от египетского посла в Москве, Д. Бен-Гурион верно предположил, что американцы поддержку британцам не окажут Нет никаких шансов, что этот прохвост Даллес поддержит столь дерзкий выпад против арабов и русских», – говорил он, по свидетельству М. Даяна193, о госсекретаре), но решительность премьер-министра Соединенного королевства, как показали последующие события, он недооценил. Как бы то ни было, началась бурная дипломатическая деятельность, в которой израильские официальные лица принимали весьма ограниченное участие, и это несмотря на то, что уже 27 июля египетский посол в Париже однозначно сказал министру иностранных дел Франции К. Пино, что после национализации никакие израильские суда не смогут проходить через Суэцкий канал194. 30 июля Абба Эвен на

192Послание Э. Идена Д. Эйзенхауэру от 27 июля 1956 г.

опубликовано в антологии Foreign Relations of the United States, 1955–1957. Volume XVI. Suez Crisis, документ 5, pp. 9–11.

193См.: Моше Даян, Этапы пути. Автобиография, стр. 220.

194См: Christian Pineau, 1956. Suez (Paris: Laffont, 1976), p. 79.

181

встрече в Госдепартаменте озвучил предложение израильского правительства о прорытии альтернативного Суэцкому морского канала, который проходил бы по территории Израиля и связывал Красное и Средиземное моря через Акабский залив, а также о строительстве нефтепровода из Эйлата к Средиземному морю195, но эти идеи никто не стал рассматривать всерьез.

2 августа США опубликовали совместное с Англией и Францией заявление с предложением созвать конференцию представителей 24 стран, пользовавшихся Суэцким каналом, чтобы выработать план передачи управления им некоему международному органу. Таковая конференция действительно открылась в Лондоне 16 августа и продлилась до 23 августа; в ее работе участвовали делегаты от 22 стран, включая СССР, – и разумеется, ни к какому согласию они не пришли. В Лондоне же как раз возникло редкое внутриполитическое согласие. Глава консерваторов и премьер-министр страны Э. Иден сделал заявление в Палате общин, в котором резко осудил национализацию Компании Суэцкого канала. Лидер Лейбористской партии Х. Гейтскелл был «глубоко потрясен своевольным и абсолютно не имеющим оправдания шагом египетского правительства», заявив 2 августа, что «Насер стремится создать Арабскую империю от Атлантики до Персидского залива...». Лидер

195 Протокол встречи А. Эвена и Р. Шилоаха с сотрудниками Госдепартамента Дж. Алленом и С. Блэкистоном, прошедшей 30

июля 1956 г., см. в антологии Foreign Relations of the United States, 1955–1957. Volume XVI. Suez Crisis, док. 29, pp. 50–53.

182

Либеральной партии К. Дэвис описал национализацию канала как «прискорбный акт». Отсутствие оппозиции по данному вопросу в парламенте дало существенную свободу маневра Э. Идену, который «усматривал в Г.А. Насере угрозу политике Великобритании в регионе Ближнего и Среднего Востока, полагая, что если действовать быстро и решительно, то его свержение и замена режимом, менее враждебным Западу, не будет трудной задачей»196.

Англичане и французы уже в первую декаду августа начали подготовку к войне, начав переброску войск и вооружений на британскую базу на Кипре; 7 августа французы известили Израиль, что у них нет свободных военных судов для обеспечения согласованных поставок оружия, ибо они нужны им самим для доставки военной техники на Кипр197. За неимением выхода, после этого танки прибывали в Израиль на обычных транспортных судах. С июля по октябрь 1956 года в Израиль прибыло значительное количество оружия из Франции, и естественно, что множество людей участвовало в связанных с этим мероприятиях и невозможно было надеяться, что ни один из них не поделится информацией об этом. Дабы никто из журналистов не счел правильным раструбить миру о военно-политической сенсации (а все эти поставки проходили в тайне, как от египтян, так и от американцев), Давид Бен-Гурион пригласил на встречу

196Елена Хахалкина, «Суэцкий кризис 1956 г. – поворотный момент британской внешней политики?» // Вестник Томского государственного университета, 404 (2016), стр. 159.

197См.: Моше Даян, Этапы пути. Автобиография, стр. 220.

183

редакторов всех выходивших в стране газет и лично рассказал им о заключенном с Францией соглашении, указав, что эта информация не может быть опубликована198; военной цензуре были даны соответствующие распоряжения. Ни в одной израильской газете о том, что арсеналы израильской армии существенно увеличивались от недели к неделе, не публиковалось никакой информации до тех пор, пока сам Давид Бен-Гурион 15 октября 1956 года не рассказал об этом с трибуны Кнессета199.

Информация о совместном плане Британии и Франции по захвату Суэцкого канала поступила в Израиль от военного атташе в Париже 1 сентября 1956 года. Тогда же стало известно, что командовать этой операцией, получившей кодовое название «Мушкетер», будет британский генерал сэр Чарльз Кейтли (Charles Keightley, 1901–1974), а его заместителем будет французский адмирал Пьер Бажо (Pierre Barjot, 1899–1960). По свидетельству М. Даяна, согласно полученной тогда телеграмме, Израиль будет приглашен присоединиться к боевым действиям на седьмой день с момента начала войны200. Если М. Даяна не подвела память, то возможно одно из двух: или военный атташе Израиля в Париже получил и передал недостоверную информацию, или вскоре планы кардинально изменились.

198См.: Давид Бен-Гурион, Обновленное Государство Израиль,

том I, стр. 517.

199См. там же, стр. 518–524.

200См.: Моше Даян, Этапы пути. Автобиография, стр. 223.

184

Д. Бен-Гурион в первой половине сентября 1956 года испытывал серьезнейшие колебания: в 1954–1955 годах он сам неоднократно предлагал членам правительства утвердить проведение той или иной инициированной Израилем военной операции против Египта, а вернувшись на пост премьер-министра, раз за разом оказывался в ситуации, когда сдерживал пыл М. Даяна и А. Шарона, предложения которых по проведению «акций возмездия» на территории Египта (включая сектор Газа), Иордании и Сирии проходили теперь через двойное сито: часть их сразу же отвергал лично Д. Бен-Гурион, а часть отклонялась на заседаниях правительства. Вот как вспоминал об этом Рафаэль Эйтан (1929–2004), тогда бывший молодым офицером, а в 1978 году ставший начальником Генерального штаба израильской армии: «“Операции возмездияна египетской границе должны были убедить египтян, что им придется заплатить дорогую цену за бесконечные проникновения в Израиль, нападения террористов на мирное население не только с разрешения египетских властей, но по их прямой инициативе. … Мы находились в постоянном напряжении. Много операций, запланированных и разработанных нами, было в последний миг отменено указанием свыше»201. В качестве министра обороны Д. Бен-Гурион регулярно встречался с молодыми офицерами, за самых храбрых из которых он чувствовал отеческую гордость, но другие члены правительства вели себя и думали иначе.

201 См.: Рафаэль Эйтан при участии Дова Гольдштейна, Повесть солдата, пер. с ивр. Е. Бауха (Израиль: «Яир», 1987), стр. 75, 78.

185

10 сентября 1956 года госсекретарь США Д.Ф. Даллес выдвинул план создания международной Ассоциации пользователей Суэцким каналом. 19–21 сентября в Лондоне собралась вторая международная конференция, которая большинством голосов одобрила этот план; формально Ассоциация была создана четырнадцатью странами в октябре202. Эти решения, однако, не имели большого практического значения, ибо среди участников сентябрьского форума не было представителей Египта; поддерживая Г.А. Насера, Советский Союз также эту конференцию бойкотировал.

18 сентября Шимон Перес вновь отбыл в Париж. Беседуя с ним утром того же дня, Моше Даян отметил три важных момента, на которые просил обратить внимание. Во-первых, инициатива по привлечению Израиля к военной операции против Египта должна исходить от Франции, которая должна пригласить уполномоченную израильскую делегацию на ведение официальных переговоров. Во-вторых, крайне важно удостовериться, что ни при каком развитии конфликта не возникнет опасность вооруженного столкновения между Великобританией, связанной союзническими обязательствами с Иорданией, и Израилем. В-третьих, если начнется война, в результате которой изменятся границы в регионе, Израиль должен и после окончания боев сохранить под своим контролем Абу-Агейлу, Рафиах и Шарм аш-Шейх, чтобы обеспечить свободу судоходства в Тиранском проливе203.

202См.: Михаил Пелипась, «Суэцкий кризис 1956 г.», стр. 564.

203См.: Моше Даян, Этапы пути. Автобиография, стр. 228.

186

В Израиле серьезно опасались, что в случае нападения на Египет власти Иордании откроют второй фронт; рассматривался и вариант вступления армии Ирака на территорию Иордании и ее беспрепятственного продвижения до израильских границ. Возможная необходимость защищать восточную границу страны одновременно с ведением боев на юго-западных рубежах очень беспокоила и Д. Бен-Гуриона, и М. Даяна. К счастью для Израиля, эти опасения не сбылись; когда война против Египта началась, ни Иордания, ни Ирак не начали боевые действия против еврейского государства.

Дипломатия продолжалась, как будто приготовления к войне уже не шли полным ходом почти два месяца. 23 сентября Великобритания и Франция обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой обсудить «ситуацию, возникшую в результате односторонних действий египетского правительства», которое, в свою очередь, попросило обсудить «направленные против Египта действия некоторых держав, особенно Франции и Великобритании, которые составляют угрозу международному миру и являются серьезным нарушением Устава ООН»204. Заместитель министра иностранных дел

СССР В.А. Зорин вызвал 24 сентября исполняющего обязанности израильского посла и передал ему устное заявление советского правительства, в котором прямо говорилось именно о совместной деятельности Парижа и Иерусалима по подготовке к войне: «Обращает на себя внимание тот факт, что в израильской печати 9 сентября

204 См.: Михаил Пелипась, «Суэцкий кризис 1956 г.», стр. 565. 187

появилось сообщение о заявлении французского посла в Израиле Жильбера о том, что Израиль будет выступать против Египта на стороне Запада, причем израильское правительство не выступило с опровержением такого провокационного заявления»205. 27 сентября посол СССР в Египте Е.Д. Киселев (1908–1963) передал министру иностранных дел этой страны М. Фаузи содержание этого заявления206. Днем ранее, 26 сентября, посол СССР в Израиле А.Н. Абрамов был принят министром иностранных дел Израиля Голдой Меир. Они провели между собой обстоятельный и очень непростой разговор, отчитываясь о котором А.Н. Абрамов не без оснований указал: «Следует отметить, что Меир обошла молчанием наше обвинение Израиля в намерении воевать на стороне Запада против Египта»207.

И на то, разумеется, были веские причины, в которые Голда Меир советского посла посвящать не стала. В те самые дни она готовилась к поездке в Париж во главе израильской делегации, в которую входили также министр транспорта, генерал в отставке Моше Кармель (урожденный Залицкий, 1911–2003), а также начальник Генерального штаба армии Моше Даян и генеральный

205Запись беседы В.А. Зорина и А. Шлуша и сделанное устное заявление правительства СССР опубликованы в антологии

Ближневосточный конфликт. 1947–1967, том I, стр. 500–502.

206Сделанная советским послом запись беседы М. Фаузи и Е.Д. Киселева опубликована там же, стр. 507–509.

207Сделанная советским послом запись беседы Г. Меир и А.Н. Абрамова опубликована там же, стр. 502–504.

188

директор Министерства обороны Шимон Перес. В Париж они прибыли уже 29 сентября. На встрече с ними накануне вылета Д. Бен-Гурион сформулировал те условия, которые были наиболее желательными для Израиля для вступления в войну. Израиль не будет начинать войну один и без причины, но будет готов к вступлению в нее одновременно с Францией или с совместными силами Франции и Британии. Д. Бен-Гурион заранее остановился и на желаемых результатах этой войны: для обеспечения свободы судоходства в Эйлат Израиль хотел бы сохранить контроль над восточным берегом Красного моря и добиться демилитаризации Синайского полуострова208.

В израильском правительстве не было единства мнений в отношении целесообразности ведения войны против Египта; министр образования и культуры З. Аран считал это чрезмерно опасной и рискованной авантюрой. Однако Д. Бен-Гурион полагал, что избежать войны с Г.А. Насером, который постоянно угрожал уничтожить Израиль, все равно не удастся, а коли так, то предпочтительнее действовать не в одиночку, а при поддержке западной державы, являвшейся постоянным членом Совета Безопасности ООН, ведь второго подобного шанса может и не представиться209. В прежние времена наиболее активным противником идеи войны с Египтом был М. Шарет, но 19 июня 1956 года он был выведен из правительства, а его место во главе МИДа заняла Г. Меир.

208Моше Даян, Этапы пути. Автобиография, стр. 231–232.

209См.: Motti Golani, Israel in Search of War: The Sinai Campaign 1955–1956 (Brighton: Sussex Academic Press, 1998), pp. 7779.

189

По ее свидетельству, о том, что Израиль начинает войну против Египта, М. Шарет ничего не знал вплоть до дня начала боевых действий210.

Переговоры, в которых участвовали министры иностранных дел Франции и Израиля К. Пино и Г. Меир, начались утром 30 сентября; проходили они в замке Сен- Жермен и в Париже в частном доме на Монпарнасе. Д. Бен-Гурион доверял Г. Меир и назначил ее руководителем делегации, однако это едва ли был очень удачный выбор, ибо она не знала не только французский язык, но и никого из сидевших за столом французских государственных и военных деятелей; все они были хорошо знакомы с к тому времени свободно говорившим по-французски Ш. Пересом, к которому Г. Меир как раз относилась настороженно, в глубине души считая его самонадеянным выскочкой211. Уже тогда К. Пино сообщил, что французские руководители настроены на военное решение; операция против Египта должна быть начата не позднее середины октября. К. Пино обосновал этот выбор даты как погодными условиями в Средиземном море, так и предстоявшими 6 ноября 1956 года президентскими выборами в США. Французский министр указал, что Д. Эйзенхауэр не поддерживает начало войны против Г.А. Насера, но едва ли выступит на стороне СССР и против действий стран Запада Франции и Британии в те самые

210Голда Меир, Моя жизнь (Чимкент: «Аурика», 1997 [пер. с изд.

на иврите 1976 г.]), стр. 361.

211См.: Мирон Медзини, Голда. Политическая биография (Тель-

Авив: «Едиот ахронот», 2008), стр. 292–295 [на иврите].

190