Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

316AEIsEg

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Выросший в Каире уроженец Египта Джек Леон Томас (урожденный Товмасян) не имел еврейских корней; это был армянин, владевший не только арабским, но и тремя европейскими языками, живший и пытавшийся построить бизнес в Германии; к Г.А. Насеру он при этом относился исключительно враждебно. Он был завербован «Моссадом» в 1958 году, но сам он думал, что работал на одну из стран НАТО. На конспиративной квартире в Кёльне незнакомые ему специалисты обучили его основам шпионского искусства: фотографированию документов, проявлению фотопленки, маскировке негативов в тюбиках зубной пасты, корешках книг или коробках от ботинок, способам тайнописи, зашифровке сообщений и передаче их через тайники. Д.Л. Томас вернулся в Египет, откуда он периодически выезжал в Европу для встреч со своими кураторами; он передавал им военную информацию, а взамен получал деньги и новые задания. В конце концов Д.Л. Томасу раскрыли, что он работает на израильскую разведку, но это нисколько его не обеспокоило. Он неуклонно расширял свою агентурную сеть; в числе его информаторов был один из друзей детства, Мухаммед Ахмед Хасан, ставший артиллерийским офицером египетской армии. Разведгруппа, которую постепенно удалось создать Д.Л. Томасу, обзавелась собственной оперативной техникой: фотоаппаратами, чемоданом с двойным дном, электробритвой с тайником для хранения документов, зажигалкой с тайником для хранения фотопленки и небольшой радиостанцией, замаскированной в ванной комнате в его доме.

261

В мае 1960 года Д.Л. Томас попытался завербовать египетского офицера, христианина коптского происхождения Адива Хана Карлоса, который немедленно информировал об этом своих командиров. Египетская контрразведка стала следить за Д.Л. Томасом и его агентурной сетью, и 6 января 1961 года он был арестован вместе с другими агентами. На суде он храбро заявил: «Я не предатель. Я никогда не считал себя египтянином. Армяне в Египте составляют меньшинство, подвергающееся дискриминации»305. Военный трибунал приговорил Д.Л. Томаса и двоих его сообщников, в т.ч. М.А. Хасана, к смертной казни, и они были повешены 20 декабря 1962 года.

Вольфганг Лотц, о деятельности которого был в 2007 году снят фильм «Шпион в шампанском», родился 21 января 1921 года в немецком городе Мангейм306. Он был выходцем из творческой семьи: его отец Ганс, немец по происхождению, был директором театра, а его мать Елена, еврейка, была в этом театре актрисой. В дальнейшей судьбе В. Лотца немалую роль сыграло его театральное воспитание, благодаря которому он смог втереться в доверие к высшим военным чинам Египта. Когда в 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, Ганс Лотц вступил в нацистскую партию. Елена не могла принять такой выбор мужа и, забрав с собой сына,

305Цит. там же, стр. 178.

306История В. Лотца излагается в основном по его книге воспоминаний, см.: Wolfgang Lotz, The Champagne Spy – Israel’s Master Spy Tells his Story (London: Vallentine Mitchell, 1972).

262

эмигрировала в Палестину/Эрец-Исраэль. Там мальчик взял себе еврейское имя Зеев Гур-Арье. Он учился в сельскохозяйственной школе в молодежной деревне Бен- Шемен (она существует и поныне), параллельно занимаясь верховой ездой; в те же годы там же учился и Шимон Перес, единственный израильтянин, в разные годы бывший и премьер-министром, и президентом страны. В семье В. Лотц выучил немецкий, после иммиграции иврит, арабский и английский. В 1937 году, в возрасте шестнадцати лет, В. Лотц присоединился к организации еврейской самообороны Хагана, которая поручила ему охрану единственного автобуса, возившего детей из близлежащих еврейских районов в школу в Бен- Шемен. С началом Второй мировой войны он вступил в британскую армию, где служил в качестве военного переводчика в тылу танковой армии «Африка» фельдмаршала Эрвина Роммеля, а в 1948–1949 годах в звании лейтенанта принимал участие в Войне за независимость Израиля. В 1956 году он уже в звании майора командовал ротой, которая участвовала в боях на Синайском полуострове. К работе в Военной разведке В. Лотц был привлечен уже после этого.

В отличие от Д.Л. Томаса, на момент вербовки жившего в Германии, В. Лотцу была придумана легенда, согласно которой он является бывшим нацистом, который во время войны служил в гитлеровской армии в Северной Африке, а потом более десяти лет занимался разведением скаковых лошадей в Австралии. В Германию он был направлен на год уже израильской Военной разведкой. Происхождение отца позволило В. Лотцу получить

263

официальные документы необходимости в фальшивых не было. В декабре 1960 года В. Лотц прибыл в Геную, откуда в январе 1961 года, через считанные дни после ареста Д.Л. Томаса, перебрался в Египет. Щедрое финансирование из Израиля позволило ему снять ранчо, заняться разведением лошадей и открыть школу верховой езды, которая быстро набрала популярность среди египетских полицейских и военных. Компанейский и харизматичный, В. Лотц часто устраивал у себя приемы, на которых присутствовали офицеры, в неформальной обстановке не склонные держать язык за зубами. С помощью миниатюрного радиопередатчика В. Лотц передавал своим кураторам в Израиль подробные сообщения. Деятельность Вольфганга Лотца и его новой супруги Вальтрауд Марты Нойман (Waltraud Martha Neumann) приносила значительные результаты (частично о ней будет рассказано далее); среди прочего, именно они сумели добыть сверхсекретную информацию о проекте создания системы электронного контроля за полетами египетских ракет.

В 1963 году ответственность за работу с В. Лотцем перешла от Военной разведки к «Моссаду». В 1964 году В. Лотц сумел открыть ипподром прямо на территории военной базы в Абассии, а затем еще один в дельте Нила, рядом с полигоном, где испытывались ракеты класса «земля-воздух». В. Лотц и его супруга успешно работали вплоть до 22 февраля 1965 года, когда они были арестованы ворвавшимися в их квартиру сотрудниками египетской контрразведки. По всей видимости, радиопередатчик В. Лотца был запеленгован советской

264

военной разведкой. «Моссаду» удалось направить в Египет немецкого адвоката для защиты В. Лотца и его жены. Адвокат утверждал, что лично видел В. Лотца в компании немецких офицеров. «Поскольку я никогда не служил в немецкой армии, – вспоминал позже В. Лотц, – я сразу понял, кто послал этого адвоката». В. Лотц признался в работе на «Моссад», но до последнего повторял, что он немец, польстившийся на значительное вознаграждение со стороны израильской разведки. Прокурор утверждал, что он израильтянин, скрывающий этот факт; В. Лотц же настаивал, что лишь однажды побывал в Израиле как турист в начале 1963 года, и эта поездка не продлилась и недели. Его пытали, но он и под пытками повторял то же самое и, по всей видимости, это спасло ему жизнь. Вольфганг Лотц и его супруга были признаны виновными в шпионаже в пользу Израиля; 21 августа 1965 года он был приговорен к пожизненному заключению и каторжным работам, она к трем годам лишения свободы. Однако в ходе войны в июне 1967 года в Израиле оказались тысячи египетских военнопленных, что позволило вести переговоры об обмене с выгодных позиций и добиться освобождения, в том числе, и Вольфганга Лотца с супругой. Как и Ш. Бен-Яир, после возвращения в Израиль В. Лотц не нашел себя в обычной жизни и после смерти Вальтрауд Марты Нойман (ее не стало в 1973 году) эмигрировал; умер он в Мюнхене 13 мая 1993 года, но был похоронен в Израиле с воинскими почестями.

Как справедливо указывали Д. Равив и Й. Мелман, «наиболее дерзкие операции арабов были зеркальным отражением действий Израиля. Арабские агенты учились

265

выдавать себя за евреев и направлялись в Израиль под видом иммигрантов, которые в потоке новых переселенцев не привлекали особого внимания»307. В своей книге они упоминают двух египетских агентов, причем первый из них, как и Д.Л. Томас, был по национальности армянином, только работавшим, что называется, «в обратном направлении»: против Израиля.

Родившийся в 1939 году Кобрук Яковян в декабре 1961 года под именем Ицхака Кошука въехал в Израиль из Бразилии. Не заподозрив ничего предосудительного, израильское консульство в Рио-де-Жанейро приняло его за настоящего еврея, стремящегося к возвращению на историческую родину, и выдало ему визу, дававшую право на иммиграцию и получение гражданства. На самом деле он был египетским шпионом, завербованным, когда он находился в каирской тюрьме за малозначительное правонарушение. Чтобы замаскировать его под еврея, ему даже сделали обрезание (кстати, именно его отсутствие спасло от виселицы В. Лотца). В Израиле он некоторое время работал в киббуце под Ашкелоном, а в ноябре 1962 года был призван в армию. Он стремился попасть в танковые части, но 19 декабря 1963 года был арестован израильской Общей службой безопасности, осужден, провел несколько лет в тюрьме, после чего 29 марта 1966 года был выслан в Египет (вместе с двумя другими египтянами он был обменян на трех израильтян)308.

307Ден Равив и Йосси Мелман, История разведывательных служб Израиля, стр. 192.

308О его дальнейшей судьбе никаких сведений найти не удалось.

266

Другой египетский агент, Рефаат Али Сулейман эль- Гамаль (1927–1982), живший и работавший в Израиле с 1956 года под именем Жака Битона, покинул страну свободно спустя семнадцать лет; он также подвергся обрезанию и выдавал себя за еврея. По легенде, составленной в Главном разведывательном управлении Египта, он родился в 1919 году от отца - французского еврея и матери-итальянки. Еще в Александрии он вошел в доверие к молодым сионистским активистам, среди которых была Марсель Ниньо (1929–2019), входившая в сеть, организованную Авраамом Даром (о ней говорилось в конце второй главы настоящей книги). С отроческих лет прекрасно владея как английским, так и французским языками (он к тому же успел пожить в Англии, США, Канаде и Германии), он открыл туристическое агентство в центре Тель-Авива на улице Бреннера, под прикрытием которого и действовал309.

В Египте и в Израиле публикуется противоположная информация об этом человеке. В Египте о нем вышла книга и был снят телесериал, в которых рассказывалось, как он втерся в доверие к высшим руководителям Израиля, что, якобы, позволило ему на протяжении многих лет снабжать египетскую разведку ценнейшими сведениями. В Израиле, напротив, утверждается, что этот человек будто бы был разоблачен и арестован почти сразу же по прибытию в страну, и во всем признался в ходе жесткого допроса, который вел Йосеф Хармелин, после

309 См.: Йосси Мелман и Эйтан Хабер, Шпионы (Тель-Авив: «Едиот ахронот», 2002), стр. 67–83 [на иврите].

267

чего был поставлен перед ультиматумом: или отправиться на долгие годы в тюрьму за шпионаж или работать как двойной агент310. В израильских публикациях утверждается, что Рефаат Али Сулейман эль-Гамаль сразу же согласился работать на Израиль, и что на протяжении многих лет через него египтянам передавались то достоверные, то заведомо ложные сведения311 (в частности, о том, что в июне 1967 года война начнется сухопутной, а не авиационной атакой312). Не исключено, что, несмотря на регулярные допросы и жесткий контроль, под которым он находился, ему удавалось вести свою собственную игру, обманывая своих «кураторов» и в Египте, и в Израиле (его куратором в Общей службе безопасности был Шломо Голанд, а затем глава ее арабского отдела Мордехай Шарон, урожденный Шнайдер, 1926–2017). Как бы то ни было, из Израиля он вернулся в Египет, а оттуда эмигрировал в ФРГ, где и умер от рака легких в городе Дармштадт за несколько месяцев

310Йосеф Хармелин (1922–1994) служил в Общей службе безопасности Израиля с 1949 года; он единственный за всю историю Израиля, кто дважды назначался ее руководителем: в 1964 году на десять лет, и повторно в 1986 году на два года.

311См.: Йосси Мелман, «“Ятед” – одна из наиболее успешных обманных операций в истории израильской разведки» // Хаарец Страна»], 31 марта 2011 г. [на иврите].

312См.: Йосси Мелман, «Двойной агент, сумевший дезинформировать Египет в 1967-м» // Приложение к газете Маарив, 24 июля 2014 г. [на иврите].

268

до начала Первой Ливанской войны; похоронен он был в Египте.

Еще одним делом, занимавшим в первой половине 1960-х годов разведки как Израиля, так и Египта, было дело Мордехая Лока, детали которого на русском языке, насколько можно судить, не публиковались никогда313. М. Лок иммигрировал в Израиль из Марокко в 1949 году, служил в Армии обороны Израиля, жил в Петах-Тикве, был женат и имел четверых детей. Он имел существенные проблемы с законом, и к 1961 году уже был пять раз осужден по различным статьям Уголовного кодекса. Однако именно 1961 год стал переломным в его жизни: он пересек границу сектора Газа, который тогда находился под властью Египта. Он был арестован и на протяжении нескольких месяцев находился в заключении: египетские власти подозревали, что перед ними агент израильской Военной разведки. М. Лок, однако, таковым не был, и когда египтяне убедились в этом, то определили его диктором Каирского радио на языке иврит; эта станция вещала насеровскую пропаганду на Израиль.

Египетская разведка, однако, сочла, что израильский гражданин может быть использован эффективнее; он прошел курс специальной подготовки, после чего был направлен в Неаполь, откуда должен был вернуться в

313 Наиболее свежая и обстоятельная публикация материалов этого дела на иврите Ярон Друкман, «Человек в чемодане: возвращаясь к шпионской истории, которую невозможно себе представить» // Приложение к газете Едиот ахронот Последние известия»], 17 ноября 2019 г. [на иврите].

269

Израиль, но уже с агентурными поручениями. Что-то в поведении М. Лока показалось его кураторам подозрительным (вероятнее всего, они заподозрили в нем двойного агента), и в ходе встречи в Риме 17 ноября 1964 года он был задержан и под угрозой приставленного к нему пистолета насильно посажен в автомобиль и привезен в здание египетского посольства в Италии. Там ему дали чай, в который было щедро подмешано снотворное, после чего уснувший М. Лок был погружен в ящик. 18 ноября 1964 года этот ящик был доставлен в римский аэропорт для отправки в Каир как не подлежащий досмотру «дипломатический груз». В аэропорту один из грузчиков услышал из ящика сдавленные крики по-итальянски Salvatemi! Aiutatemi! Помогите мне! Спасите меня!»]. Двое египтян, сдававших ящик в багаж, успели схватить его и отнести обратно в фургон, который и доставил груз в аэропорт. Автомобиль успел покинуть территорию аэровокзала, но был остановлен на трассе кордоном итальянских полицейских, задержавших и машину, и двух ее египетских пассажиров. Несмотря на протесты египтян, заявлявших о том, что данный «дипломатический» груз неприкосновенен, в полицейском участке ящик был вскрыт и в нем был обнаружен крепко связанный М. Лок, на голову которого был надет шлем; небольшие вентиляционные отверстия позволяли ему дышать.

В полиции М. Лок заявил, что он, якобы, – гражданин Марокко по имени Йосеф Дахан, прибывший в Рим из Неаполя, чтобы встретиться с египтянами для переговоров, касавшихся ведения бизнеса, но в кафе ему

270