Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по основам градостроительства.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
27.11.2019
Размер:
274.41 Кб
Скачать

2. Основа планировочной структуры древних городов Восточной Европы. С 30-33

В основе планировочной структуры самых древних городов Восточной Европы лежали преимущественно два подхода.

Первый — центрическая планировочная структура, когда формирование городской структуры происходило вокруг первичного заложенного крепостного укрепления. В этом случае ядро будущего города — детинец, или кремль — занимало стратегически важную точку ландшафта: высокий холм, господствующий над окружающей территорией, берег, удобный для организации обороны, как правило, при слиянии двух рек, удобный остров в речной пойме и т. д.

Как правило, такая практика закладки и постепенного развития города приводила к образованию традиционной для отечественной истории градостроительства радиально-кольцевой планировочной структуры. Классическим примером такой планировки может служить город Москва.

Однако в южной части Восточной Европы — в Приазовском и Прикаспийском ЭТК — применялся иной подход — соблюдение регулярной прямоугольной планировки. Можно считать, что такой подход был заимствован из античной и византийской практик (Херсонес, Феодосия, Керчь, Иллурат, Танаис и др.). Такая планировочная структура южных городов имела свои преимущества, особенно в плане регулирования городской застройки.

Второй — принятие православия восточноевропейским этносом и следование в «кильватере» тех норм и правил, которые к IX-X векам были уже канонизированы Константинополем, в том числе и норм в строительстве православных храмов.

Обучение зодчеству в этот период времени, скорее всего, происходило на примере строительства храмов в Поднепровье, Прибалтике и в Приазовье под руководством опытных строителей — византийцев. Не исключена и возможность обучения зодчеству представителей славянского населения непосредственно в самой Византии.

3. Отечественное градостроительство на этапе феодальной раздробленности XIII – xVвв. С 35-44

Период независимого развития феодальных княжеств совпадает с монголо-татарским нашествием и установлением их зависимости от Золотой Орды (XIII-XV вв.). Этот период развития отечественной архитектуры и градостроительства отмечен сокращением объемов строительства вообще, и прежде всего каменного строительства, а также замедлением процессов развития систем расселения и отдельных городов.

Тем не менее развитие систем расселения в Восточной Европе продолжалось. Центр этих процессов в XIII веке сместился в северо-западном, северном и северо-восточном направлениях. Ставшее независимым от Киева и не покоренное Золотой Ордой Новгородское княжество распространило свое влияние не только на Прибалтийский, но и на Беломорский этнокультурный территориальный комплекс. Славянский этнос стал постепенно увеличиваться количественно в этих территориях, а к концу XV века являлся преобладающим. К XV веку в развивающейся системе расселения наблюдается значительный количественный рост городов, в том числе и развитие ранее существовавших.

Несколько меняется качество фортификационного зодчества. Новгород становится в этой системе расселения наиболее быстро и динамично развивающимся городом. Сказывается его географическое положение и удаленность от границ Золотой Орды. В этом плане его расположение значительно предпочтительнее, чем у городов Центрального этнокультурного комплекса (Москва, Ярославль, Владимир, Суздаль и др.).

В Новгороде активно осуществляется перестройка его оборонительной системы. Стены детинца (кремля) возводятся из камня (1239-1305 гг.). Из камня возводятся и оборонительные стены Окольного города (1335 г.). Для укрепления обороны Новгорода зодчие сооружают в 1387 г. могучую каменную крепость — город Порхов, прикрывающий подходы с юго-запада.

В начале XIV века начинается активное каменное строительство в г. Пскове, который, как и Новгород, в XIV веке становится независимым. В системе обороны города появляются каменные стены и башни, которые возводятся в 1309-1387 гг. Это Кром, Средний город, Окольный город, Запсковье, Завеличье. Так же как и новгородцы, псковичи возводят каменные крепости Изборск и Остров на подступах к Пскову.

На карте Центрального этнокультурного территориального комплекса появляется новый политический, религиозный и экономический центр — город Москва, дата образования которого, по летописным сведениям, отнесена к 1147 году.

В 1323 году русская православная метрополичья кафедра переносится в Москву, которая становится теперь религиозным центром всей Восточной Европы. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году возводит каменные стены Кремля (практически в его современных границах). До конца XV века идет формирование

Идет реконструкция и самого города, постепенно занимающего ведущую роль в экономической и культурной жизни Восточной Европы. К концу XV века Москва становится одним из крупнейших городов Европы.

Несмотря на близость границ Золотой Орды в Центральном этнокультурном территориальном комплексе, после периода стагнации в XIII веке, так же как и в Псковской и Новгородской землях, идет процесс развития систем расселения.

В Поднепровском этнокультурном территориальном комплексе, наиболее уязвимом со стороны Золотой Орды, градостроительство развивалось замедленными темпами, преимущественно в западной его части, попадающей под влияние западноевропейской культуры. Развитие западноукраинских городов носило относительно стихийный характер, ориентированный на направление сухопутных коммуникаций. Главным градообразующим и архитектурно—композиционным фактором и центром становится рыночная (торговая) площадь, которая дополняется городской ратушей. Начало каменного зодчества в западноукраинских городах относится к XIII веку.

К концу XV века значительная часть территории современной Белоруссии входила в состав Литовского княжества. (В XVI в. завершилось формирование Литовского княжества, в которое вошли и некоторые прибалтийские русские земли.) В 1385 г. была заключена уния между Польшей и Литовским княжеством. Таким образом, на длительное время значительная часть земель, населенных славянским этносом, оказалась изолированной от православной славянской культуры и стала объектом западноевропейского культурного влияния.

В распоряжении отечественной архитектурной исторической науки сегодня имеется очень мало сведений о состоянии и развитии систем расселения в Волжско-Камском, Прикаспийском и Приазовском этнокультурных территориальных комплексах. На территории этих комплексов разместилось монголо-татарское субгосударственное объединение Золотая Орда, имеющая несколько политико-экономических центров. В северной ее части, на Волге, функцию центра выполнял г. Казань (ранее Волжская Булгария). В западной части Золотой Орды центром был город Бахчи-Сарай, расположенный в центральной части Крыма. В Подонье роль золотоордынского центра исполнял г. Азов (Азак). В степном Предкавказье — Маджары (современный город Ставропольского края Буденновск). В Нижнем Поволжье и Прикаспии центром был г. Аштархан (созвучен с современным городом Астрахань). Главной столицей Золотой Орды был город Сарай на Волге, расположенный неподалеку от современного города Капустин Яр. В археологической литературе столица Золотой Орды получила название Царевское городище

К сожалению, в распоряжении исследователей сегодня находится незначительное количество материалов, анализ которых позволил бы сделать вывод о планировочных особенностях городов Золотой Орды, о характере их застройки в XIII-XV веках. Тем не менее определенные сведения на этот счет имеются, и можно судить об их некоторых особенностях. Прежде всего следует сказать о том, что серьезные фортификационные сооружения у этих городов практически отсутствуют. Это объяснимо тем, что ханам Золотой Орды в период их расцвета нападение противника не угрожало. Раскопки Царевского городища на Волге (столица Золотой Орды — г. Сарай) и изучение территории г. Бахчи-Сарая говорят о том, что каменное строительство было основой их застройки. На территории золото-ордынских городов возводились из камня не только жилые постройки, но и храмы различных религиозных конфессий, дворцовые комплексы.

К сожалению, процессы градостроительного развития в Золотой Орде длительное время не изучались, в результате чего значительная часть материала оказалась утраченной.

Однако есть основания утверждать, что Золотая Орда допускала и поощряла на своей территории развитие систем расселения других этнических групп. Так, известно, что в Подонье активно формировалась славянская система расселения, осваивающая земли по течению реки Дон и его притоков — Северского Донца, Хопра, Медведицы.

Некоторые новые картографические сведения заставляют по-новому рассматривать систему расселения в Восточном Приазовье, в составе которой по южному и восточному берегу Азовского моря было размещено значительное количество населенных мест, обозначенных символами, имевшими в своем составе христианский крест, что может означать присутствие славянского населения в этих городах.

Также логично предположение о том, что после упадка возобновляли свою жизнь населенные места в Западной и Восточной Алании, в степных и горных районах Дагестана, а также на Черноморском побережье Кавказа.

В XIV-XV веках происходит еще одно очень интересное явление в развитии систем расселения Крыма и современного юга России, также явно недостаточно изученное. Здесь начинают появляться генуэзские и венецианские колонии. На территории Крыма это колонии в Судаке и Феодосии. На территории Подонья это колонии в г. Азове (Тана), не сохранившиеся сегодня. Возможно, в Приазовье имели место и другие поселения венецианцев и генуэзцев, которые еще ждут своего открытия.

XIII-XV века были сложными и противоречивыми в развитии вбсточнославянского архитектурного творчества. В результате военного поражения от монголо-татар и последовавшей зависимости от золотоордынского монголо-татарского государства в древнерусских княжествах активное строительство в XIII-XIV веках было свернуто. Градостроительное творчество (закладка и возведение новых городов) оказалось в этих сложных экономических и политических условиях маловостребованным. Сказывался и разрыв традиционных связей с византийской культурой, которая была уничтожена турками. Южные территории Восточной Европы, где также были сильны славяно-византийские архитектурные традиции, оказались захваченными тюркским и монгольским этносом. В XIV веке значительно сузилась территория, на которой до начала XIII века шел активный процесс вызревания и формирования новых архитектурных тенденций.

Храмовое строительство продолжалось, но сократившиеся экономические возможности в условиях зависимости от Золотой Орды свели его количественные показатели к минимальным.

Лишь только в Прибалтийском и Беломорском этнокультурных территориальных комплексах продолжалось поступательное развитие зодчества, которое оставалось в плену эстетических и инженерных концепций византийских традиций. Тем не менее в Псковском и Новгородском княжествах зодчие занимались поиском и выработкой архитектурных образов нового поколения.

Каменное зодчество Новгорода и Пскова получило определенный стимул для развития в условиях постоянной военной угрозы со стороны Золотой Орды с юго-востока и от германских завоевателей с запада.

Каменное зодчество XIV века было преимущественно обращено в сторону фортификационных построек. Тем не менее и в других отраслях зодчества камень как строительный материал был более предпочтительным.

Таким образом, во второй половине XIV и в XV веке архитектурное и градостроительное творчество вновь стало развиваться достаточно быстрыми темпами.

Восточнославянские города стали приобретать традиционный вид российских (или русских) городов за счет прекрасного сочетания архитектуры с природным ландшафтом. Основой планировочной структуры городов стала радиально-кольцевая структура. Центром города был кремль — его укрепленная часть, сочетавшая оборонительные, храмовые, административные и жилые сооружения. Иллюстрацией такой традиционной планировочной структуры является Москва конца XV века и другие древнерусские города.

В условиях прерывания традиционных культурных связей с Византией в княжествах Новгорода, Пскова, Суздаля, Владимира, Москвы, Рязани происходят процессы становления собственных архитектурных школ. Традиционные византийские архитектурные формы дополняются славянскими чертами и начинают приобретать вполне ощущаемую степень славянской автохтонности.

Несмотря на сложную этнокультурную ситуацию на территории Восточной Европы, православное храмостроение было единственным направлением культового строительства практически на всей огромной территории современных государств Белоруссии, России и Украины.

Одной из особенностей в развитии архитектуры православного храма стало активное участие в их строительстве иностранных зодчих, и прежде всего итальянских. Приглашение иностранцев было необходимо в условиях недостатка архитектурного и инженерного опыта на территории современной России в XV-XVI веках.

Удивительным последствием этого процесса для развития отечественного архитектурного творчества явилось сохранение и развитие славянской составляющей в храмовом зодчестве конца XV века.

Несмотря на быстрое развитие строительного дела, обучение зодчеству осуществлялось по-прежнему по принципу образца, то есть цеховый принцип организации зодчества был основным. Тем не менее в XV веке произошел в этом процессе некоторый незримый перелом. Из зодчества все явственнее выделяется особая специальность — проектирование, то есть специальность архитектора в ее современном понимании. Зодчий новой формации — специалист, который держит в своем сознании весь архитектурный образ будущей постройки и может его изобразить графически. Таким образом, в XV веке речь идет уже об авторстве построек.

Одной из характерных особенностей архитектуры и градостроительства этого периода является неравномерность развития в различных этнокультурных территориальных комплексах.

Так, например, в Волжско-Камском, Прикаспийском и Приазовском этнокультурных территориальных комплексах идет обособленный процесс развития систем расселения и архитектурных форм. Здесь значительное влияние оказывают тюркская, монгольская культуры, а также местные этические традиции коренных этнических групп.

Такие же автономные тенденции в развитии архитектуры и градостроительства отмечены и в Крыму.

Замедленными темпами идет развитие архитектурного творчества и в Поднепровье, оказавшемся в непосредственной близости от Крымского ханства, сохранявшего угрозу внешнего вторжения в славянские земли.

Однако к концу рассматриваемого периода проявляются тенденции и перспективы грядущего воссоединения всех восточноевропейских территорий.

В целом XIII-XV века для отечественной архитектуры были периодом не только фактического разрыва связей с византийской культурой, но и причиной автохтонного развития славянской архитектуры в дальнейшем. Таким образом, творческий процесс в зодчестве от полной византийской зависимости перешел в русло самостоятельного развития и выработки регионально-территориальных традиций в храмовом, фортификационном и светском строительстве.