Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_konfliktologiyu.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
865.79 Кб
Скачать
  1. Революции и восстания как политические конфликты.

Классическая трактовка революции исходит из понимания ее именно социальной природы, ее способности менять принципы социальной организации, статусные позиции. В конечном итоге, освобождаться от старой структуры общественных отношений, ниспровергая все то, что поддерживало старый порядок – право, государство, социальные группы.

Сама революция всегда поднимает событийную проблематику, стремиться стать событием абсолютного характера – по своей глубине и масштабу. Если вспомнить высказывание Маркса, что революция является повивальной бабкой истории, то нужно добавить, что каждая революция также и стремиться быть единственной матерью своего чада. Социальная революция в том и отличается, что пытается быть скачком в новое, «штурмом неба», созданием нового.

Проблема изучения социальных революций в том, что это не факт, а, скорее, направленность процесса. В случае социальной революции если можно обнаружить ее начало, то ответить на вопрос об ее окончании часто затруднительно.

Журналист: «Каково значение Французской революции?»

Чжоу Энлай (премьер КНР): «Слишком рано говорить об этом».

Социальная революция это то, что проявляется спустя время. С другой стороны анализ социальных революций постоянно требует актуализации широко и узкого понимания подобных событий.

Социальная революция в широком понимании является историческим процессом изменения в базисе (Энгельс писал о социальной революции в России после отмены крепостного права).

Социальная революция в узком смысле становится столкновением классов, когда новый класс (буржуазия, а потом и пролетариат) захватывает власть и создает совершенно новое государство, закрепляя в праве свои интересы.

Политическая революция в широком смысле означает, в данной логике, изменениями в надстройке под давлением снизу (право голоса как уступка буржуазии пролетариату).

Политическая революция в узком смысле обозначает изгнание прежнего правящего класса из государства. В этом отношении политическая революция в узком смысле всегда есть основа социальной революции, как реализации власти пролетариата.

Социальная революция

В марксистской теоретической традиции критерием социальной революции становится изменение роли производительных сил в производственных отношениях.

Таким образом, право является основным индикатором социальной революции.

Подобные события ведут к масштабной отмене нормативно-правовых актов, принятых ранее, и принятию новых, часто на новых основаниях.

В этом смысле логика социальной революции – это логика формирования нового государства.

«Государство и революция» В. Ленина. Слом буржуазной машины.

По социальные революции могут реализовываться:

- организованное восстание (насилие не обязательно);

- гражданская война;

- переворот (контрреволюция);

- приход новой политической силы через институт выборов (революция и контрреволюция) 1933 НСДАП А. Гитлера, победа 1970 блока «Народного единства» С. Альенде в Чили.

Определения в современной науке

Сэмюэль Ф. Хантингтон: «стремительное, фундаментальное и насильственное внутриполитическое изменение в доминирующих ценностях и мифах общества, в его политических институтах, социальной структуре, лидерстве, деятельности правительства и политике».

Теда Скочпол Социальная революция определяется как «стремительные коренные трансформации государственных и классовых структур общества, которые сопровождаются и частично поддерживаются классовыми восстаниями снизу».

А. Линкольн Демократия – это правительство народа, выбранное для народа и из народа. Аналогичным образом социальная революция – это революция, совершенная народом и для народа. В этом отношении есть определенная закономерность, чем активнее в революцию вовлечены социальные группы (т.е. не толпы и не индивиды), тем большую социальную направленность она будет иметь. Это одна из причин критики подобных революций – низы поднимаются и творят бесчинства.

Конфликтность

Социальные революции, это их главный минус, имеют тенденцию создавать между сторонами конфликт с нулевой суммой. «Либо ты с нами, либо против нас».

Поскольку объектом противоречий становится широкий перечень, то степень конфликта оказывается очень высокой. Поскольку одна группа теряет ресурсы и позиции, благодаря которым она их может получить, а другая получает их под свой контроль.

Террор не всегда является обязательным атрибутом. Репрессии для руководства, ограничение. Люстрация – страны Прибалтики. Бывшие сотрудники КГБ.

С этим связан феномен усиления государства.

Социалистическая революция, начатая в 1917 в России в силу нарастания конфликта имела тенденцию к усилению государственной власти. Это же наблюдалось и в революционной Франции.

Т.е. в ходе социальной революции формируется эффективный рационализированный в своей практике государственный аппарат. В условиях конфликта принцип формирования и функционирования государства оказывается полувоенный. Военный коммунизм.

Причина здесь не только в противодействии со стороны групп, которые теряют ресурсы, но и в необходимости реализации идей. А с идеям есть сложности: чем абстрактнее идея, тем радикальнее средства нужны порой для ее реализации. Новое требует дисциплины, четкости и жесткости.

В случае внешнего окружения социальные революции также способствуют формированию сильного рационализированного государства, способного обеспечить конкуренцию: отделение или развитие.

Государственное строительство является также индикатором успешности социальной революции. Когда оформляется основные элементы государства (М.Вебер) и начинают поддерживать государственный порядок на систематическом уровне, тогда революция с высокой вероятностью проходит точку невозврата.

В этом отношении «сталинская контрреволюция» 1926-1929 является частично обусловленной сильным административным аппаратом партии, ставшей одной из основ государства. Троцкий: Ленин создал партию, партия создала Сталина. Репрессивные основы советского государства были заложены социальным характером революции, ее максималистской вариацией. Это является констатацией тех негативных тенденций, проистекающих из коренных преобразований.

Другой особенностью социальных революций является тот факт, что современные их примеры происходили на пространстве периферии (Куба, Иран, Никарагуа, Вьетнам и др.).

Политическая революция

Новые примеры революций поставили на повестку дня вопрос об изменении подхода к ним. Как трактовать события 1989/1991 годов?

Один из современных исследователей, Дж. Голдстоун, предложил дать современное определение, где революция есть «попытка преобразовать политические институты и дать новое обоснование политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной мобилизацией масс и такими неинституционализированными действиями, которые подрывают существующую власть».

Это определение можно модифицировать:

Неконвенциональное разрушение воспроизводства политического порядка на определенной территории мобилизованными группами.

Такое определение а) политологическое и б) позволяет обнаружить факт-событие, которое необходимо для дальнейшей реализации революции. Т.е. в некотором смысле это минимальные характеристики, определяющие политическую революцию в узком смысле. Поскольку для политическая революция в узком смысле является необходимым событием для начала социальной революции.

Изучение революций с точки зрения политологии – это изучение причин падения органов власти перед лицом мобилизованных групп. Изучение кризисов режимов. Т.е изучение революций в узком смысле.

Электоральные революции.

Политические революции, произошедшие на фоне проведения выборов. Социальная революция в Мексике в начале 20 века началась на фоне недовольства итогами выборов. Современные «оранжевые революции» являются примером политических электоральных революций (revelection – на языке современных публицистов). См. политический конфликт и выборы.

Подобные революции характерны для неопатримониальных режимов и часто выполняют функцию смены политических элит (Сербия, Грузия, Киргизия, Украина).

Переворот является формой протекания политической революции в узком смысле, подчеркивая, что смена органов власти осуществлена представителями режима.

Восстание – процесс мобилизации общественных групп с целью захвата органов государственной власти. Оказывается начальным этапом революции. Неудавшаяся революция – восстание. Знаменует временную потерю государством способности контролировать определенную территорию. (СМОТРИ ТАБЛИЦУ)

История показывает, что ни одна социальная революция пока не смогла реализовать свои идеалы. Особенно это характерно для примеров социальных революций. Первые исследователи подобных феноменов использовали символическое понятие «термидора» в качестве фазы, когда радикальные элементы революции терпят поражение, открывая дорогу умеренным и даже консервативным элементам.

У подобного феномена есть объективная сторона: революционная мобилизация чем больше пытается пересоздать общество, тем больше продуцирует различных конфликтов, затрудняя реализацию замыслов. В случае социальных революций этом мешает отсутствие материальной и кадровой базы для строительства новых общественных отношений (например, «буржуазные спецы» в Советской Республике).

Право и революция

Право есть функция государства, способность писать, предписывать. Нет права – нет государства. Без фиксации нет ГО.

Право и революция

Разрушение политического порядка, захват власти означает неконвенциональную природу события. Т.е. нарушение права.

Революция нелегальна, силы нелегитимны, т.к. они разрушают закрепленные правом механизмы формирования властных учреждений.

Преступно то, что написано в законе. Т.е временной характер преступлений.

Новая власть – новые законы.

Выпуск заключенных.

Событие – разрыв, возможность нового. «Перезапуск» права (3 тур выборов на Украине 2004). Отмена права, создание нового права создающим его субъектом.

Международные факторы

Революционные кризисы всегда были интегрированы в международные взаимодействия, актуализируя дипломатические процессы и потенциал вооруженного межгосударственного конфликта. Очень многие революционные процессы сопровождались распространение суждений их идейных противников о поддержке революционеров зарубежными странами. Наиболее ярким примером этого стала октябрьское вооруженное восстание 1917 г в России. Однако пример подобной риторики мы можем найти и в событиях в Иране 1978-79 годов, когда Аятолла Хомейни далеко не всеми рассматривался как исконно иранский лидер.

Как сама революционная практика (интернационализм Французской революции), так и исследователи данных процессов (К. Бринтон – «революционное Евангелие», Т. Скочпол, Д. Голдстоун) замечают особую роль внешней среды в революционных процессах.

В данном вопросе можно выделить ряд взаимосвязанных проблем:

- влияние международной конкуренции и зависимости;

- глобальный мир и траектория революционного процесса;

- международная легитимация революционного правительства;

- межгосударственные войны и революция.

Первый вопрос на уровне концептуализации был поднят на уровне теории империализма экономистом Д. Гобсоном в одноименной работе 1902 г.

Фактически, понятие и теория оказалась разработана В. Лениным в его популярном очерке «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.)

Современные исследователи ориентируются на миросистемный анализ И. Валлерстайна.

Международная открытость и зависимость (военная, экономическая, политическая) ограничивают возможности правящего класса в внутриполитических действиях.

Пример. Отказ СССР от «доктрины Брежнева» (т.е. военной поддержки режимов стран ОВД в Восточной Европе) заставил их руководство под угрозой международной изоляции сдать власть в 1989 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]