Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Шпагин.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
887.81 Кб
Скачать

Национальная терпимость и веротерпимость

Характерно, что национальные и религиозные различия, доминирующие в политике в полинациональных и полирелигиозных государствах, в России больше проявляются в бытовой сфере и значительно меньше вторгаются в политику. Возможное объяснение тому — отмеченная многими иностранными и отечественными наблюдателями культурная терпимость доминирующей в России национальности — русских. Корни этой терпимости лежат в истории становления русской нации, формировавшейся во взаимопроникновении культур или культурной ассимиляции соседних народов. С точки зрения евразийцев, серьезное влияние на русское самосознание оказал туранский элемент, отличающийся терпимостью и восприимчивостью к инородческим культурам. В качестве наиболее характерного свидетельства этого приводится терпимость татарских властей к религиям покоренных народов.

Большинство российских мыслителей подчеркивали особый характер взаимоотношений русских с соседними «колонизуемыми» народами. Ильин, Бердяев, Сорокин и многие другие отмечали мирный процесс ассимиляции нехристианских народов России (взаимоотношения с христианскими соседями вообще считались органичными и непроблемными).

Хотя официальная идеология императорской, а затем советской России действительно заслонила от большинства наблюдателей конфликтный характер присоединения к России многих самостоятельных народностей, отличия от традиционно порицаемой западной политики колонизации очевидны. Несхожесть западных отношений между метрополиями-колониями с реалиями российской государственности в любую эпоху ее развития проявляется и в естественноисторическом ходе присоединения территорий, и в культурной ассимиляции народов с сохранением их самобытного уклада, и в предоставлении национальным окраинам более широких политических прав, чем собственно русским территориям.

Особый характер отношений с чужими народами предполагает некоторые культурные особенности России.

Культурная терпимость

Одной из важнейших черт рассматриваемого аспекта политической культуры можно назвать уже упомянутую политическую неактуализованность национальной проблематики во внутренней политике страны. Имеется в виду отсутствие в национальном сознании русских проблемы отношений с другими нациями как проблемы политической, что определило относительную национальную нейтральность российской государственности. Другая особенность — широкая веротерпимость и спокойное отношение к иным культурам, признание законности существования разнообразных социокультурных групп. В таких условиях главным критерием «принятия» в систему российской государственности является соблюдение социокультурной группой правил функционирования политической системы.

В качестве объяснения указанных особенностей культуры России, как правило, используются три главных фактора: религиозный, психологический и исторический. В. Соловьев дал наиболее развернутое описание важнейшего принципа православия — идеи соборности, т. е. самоценности как каждой индивидуальности, так и всего сообщества. Данная черта религиозной культуры России и ее отличие от западного христианства действительно могут быть признаны фактором, формирующим культурную терпимость православного сообщества. Косвенным подтверждением этого служит факт выдвижения православными мыслителями Н.Я. Данилевским и К.Н. Леонтьевым идеи самостоятельных и самоценных культурных типов.

При объяснении феномена национальной терпимости в российском обществе часто ссылаются также на психологию русского человека — миролюбивого, уверенного в своей национальной независимости, а потому открытого чужим культурам. Ильин характеризовал это свойство как способность «удивляться» другим народам и «созерцать» происходящее. Удивление ведет к заинтересованному созерцанию, и этим своим свойством российская культура отличается от западной, которая не созерцает, а стремится воздействовать и приспособить окружающее к себе самой. Многие исследователи объясняли дружелюбное отношение к чужим культурам в России огромными размерами территории и значительным числом населения, которые, с одной стороны, давали человеку уверенность в национальных силах, а с другой — не заставляли беспокоиться о конкуренции иноплеменников.

Исторический фактор национальной терпимости российского общества состоит в вековой необходимости славянских, угорских, туранских и других народов жить в тесном соседстве, развиваться во взаимодействии и противоборстве, что вело к органической взаимосвязи между этими народами. Таким образом, в сознании народа складывалось исторически обусловленное представление о многообразии жизненных принципов и бытового уклада.