Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Шпагин.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
887.81 Кб
Скачать

"Яблоко" - Блок Явлинского – Болдырева - Лукина

«Яблоко», в отличие от «Выбора России», было не столь тесно связано с «ДемРоссией». Правда, входившие в состав «ДемРоссии» Республиканская партия России, Социал-Демократическая партия России и Христианско-Демократический союз России внесли свой вклад в формирование блока Явлинского-Болдырева-Лукина, но по реальному влиянию они намного уступали другим организациям, стоявшим у истоков «Яблока», - прежде всего исследовательской группе Явлинского «ЭПИЦентр», таким ярким личностям, как Юрий Болдырев, Владимир Лукин и Вячеслав Игрунов, и Региональной партии Центра, основанной не принявшими гайдаровский курс членами Ленинградского Народного Фронта. К парламентским же выборам 1995 г. организационная мощь «Яблока» была уже такова, что оно перестало нуждаться в поддержке основавших его партий.

Сколоченный второпях за несколько месяцев, объединивший политиков и организации самого различного толка, блок Явлинского-Болдырева-Лукина был обречен на внутренние разногласия. Самый яркий тому пример - предвыборная кампания 1993 г., когда остро встала проблема отношения к октябрьским событиям того года и к политике правительства вообще. В блоке выделялись две основных группировки. Первую составляли жесткие оппозиционеры типа Юрия Болдырева и Вячеслава Игрунова, резко критиковавшие политику Ельцина, в особенности экономические реформы (денежно-кредитную политику, формы проведения приватизации, отказ признавать существование социального аспекта реформ); роспуск парламента и обстрел Белого дома они считали политическими преступлениями. Они также протестовали против президентской редакции Конституции и выступали за проведение одновременных парламентских и президентских выборов. Вторая группировка, возглавляемая лидером Республиканской партии Владимиром Лысенко, была намного ближе к позициям президента и правительства. Эти политики подчеркивали, что «в целом» поддерживают реформы, критикуя лишь недостаток социальных гарантий. Эта группа считала, что действия Ельцина 3-4 октября были печальной, но неизбежной реакцией на проявленную парламентом нетерпимость, а новую ельцинскую Конституцию, несмотря на ее недостатки, все же следует вынести на референдум.

Разногласия по поводу экономической реформы и взаимоотношений с исполнительной властью не приобрели в «Яблоке» такого накала, как в «ДемРоссии» или в движении Гайдара; возможно, это объяснялось тем, что команда Явлинского занимала в своей партии господствующие позиции. Уже в своем первом публичном заявлении блок объявил себя «демократической оппозицией» и определил свою идеологию как либеральную, подчеркнув различия между своим вариантом либерализма и «вульгарным либерализмом правительства»: под либерализмом предлагалось понимать не освобождение экономики от контроля государства, но освобождение общества от нынешнего экономического курса, неприятие методов, которыми осуществлялась гайдаровская реформа.

1991-1993 - Открытый раскол

Хотя было бы неверно возводить раскол демократического движения к разногласиям его ведущих деятелей, олицетворением размежевания стали Егор Гайдар и Григорий Явлинский. Чтобы определить, в какой именно точке разошлись политические пути этих двух лидеров российского либерализма, нужно вернуться в ноябрь 1991 г., когда Ельцин предпочел Гайдара Явлинскому.

Борис Ельцин был рьяным приверженцем программы «500 дней»; так, во время своего визита в Великобританию в сентябре 1991 г. он заявил, что, «с некоторыми оговорками, мы должны вернуться к программе [Явлинского]». Соответственно, можно было ожидать, что после распада Советского Союза Явлинского ждет блестящее будущее в ельцинской администрации. Однако 7 ноября 1991 г. Ельцин назначил заместителем председателя правительства по вопросам экономической реформы Егора Гайдара. В отличие от Явлинского, всегда рассматривавшего свои реформы в контексте единого союзного государства, он ратовал за то, чтобы Россия разработала свою собственную программу экономических реформ, не завязанную на программы других республик. Явлинский же в августе 1991 г. занял пост зампреда Межреспубликанского экономического комитета - органа, фактически пришедшего на смену союзному правительству. По ряду причин гайдаровская стратегия «одиночного плавания» импонировала Ельцину гораздо больше, чем идея сохранения Союза, выдвигаемая Явлинским. В результате именно Гайдар стал главным советником Ельцина по экономическим вопросам; между ним и Явлинским началось личное и политическое соперничество, продолжающееся по сей день.

Этот ключевой период в эволюции российского демократического движения нельзя, однако, рассматривать исключительно как столкновение двух сильных личностей (хотя таковое, несомненно, имело место). Их расхождения были преимущественно идеологического толка. Явлинский считал, что Ельцин и Гайдар осуществляют реформы слишком поспешно, а распад СССР приведет к уничтожению всех механизмов экономической координации, в том числе в финансовой, кредитной и денежной сферах. Явлинский утверждал, что Ельциным движет прежде всего желание ликвидировать СССР, и вся его экономическая программа ориентирована на достижение именно этой цели: «Моя точка зрения, точка зрения моих коллег была принципиально иная. Никакого коллапса; вопрос об армии и границах должен был стать предметом тщательно подготовленных переговоров; постепенное претворение в жизнь экономического соглашения [с республиками]; свобода торговли, банковский союз, резервная система; координация экономического законодательства; взаимное ограничение бюджетного дефицита. Даже график реформы был иным: не такой стремительный и эффектный, но, с другой стороны, реалистичный» (из интервью Г. Явлинского).

На заре реформ Ельцина-Гайдара Явлинский хранил молчание, но в мае 1992 г. его «ЭПИЦентр» опубликовал на страницах «Московских новостей» критический разбор экономической политики правительства. Особенно жестко в этом документе критиковалась стоявшая за гайдаровскими реформами монетаристская доктрина. Авторы заключали, что причиной кризиса стало сознательное нагнетание напряженности правящим режимом; указывали на опасность перехода к недемократическому правлению; предостерегали от политики изоляционизма по отношению к Западу. Публикация этого документа задолго до создания «Яблока» указывала на появление социал-либеральной, реформистской оппозиции режиму Ельцина.

Хотя разногласия внутри самого блока Явлинского-Болдырева-Лукина не помешали его членам объединиться вокруг общей платформы на выборах 1993 г., отношения с другими группами реформаторов, которые, казалось бы, могли стать его ближайшими, естественными союзниками, особенно с «Выбором России», оставались сложными. Позднее один из членов «Яблока» заявил, что «Выбор России» пытался «задушить нас в объятиях». Представители «Выбора России» подчеркивали несущественность разногласий между реформаторами и выступали с призывом объединиться перед лицом «красно-коричневой» угрозы. Явлинский не внял призыву, заявив, что его блок не станет объединяться с «правительственными» партиями, которые не в состоянии признать свои ошибки. В начале декабря была предпринята попытка к примирению - состоялись переговоры с целью согласовать кандидатуры общих кандидатов по одномандатным округам. Однако договориться об этом не удалось, и идея сотрудничества на выборах была забыта вплоть до 2000 г., когда «Яблоко» и СПС вновь стали задумываться о создании предвыборной коалиции.