Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методическое пособие Иваньшина.DOC
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
650.75 Кб
Скачать

3. Изменение официальной идеологии и введение “Табели о рангах”.

Ю. М. Лотман выделяет две социокультурные модели государства, соответствующие двум типам психологии: договорную и религиозную. Их можно сравнить с двумя противоположными отношениями к знаку. Власть в перспективе сознания русского средневековья наделяется чертами святости и истины, ценность её безусловна. Человек не договаривается с властью, а отдаёт себя ей, не требуя ничего взамен. На государство распространялось религиозное чувство: царь делался живой иконой, символической фигурой, тогда как от остальных членов общества требовалась чисто практическая деятельность, котирующаяся весьма низко.

18 век принёс глубокие изменения во всей системе русской культуры. Государственно-религиозная модель не исчезла, а подверглась трансформациям. Во-первых, практическая деятельность из области «низкого» была поднята на самый верх ценностной иерархии. Поэзия ремесла, полезных умений, которые ценны сами собой, составляла значительную часть пафоса петровских реформ и научной деятельности Ломоносова. Возник идеал царя-работника. Но петровская государственность, как и допетровская, требовала веры и полного в себе растворения. Человек вручал себя ей. Создавалась светская религия государственности. Во-вторых, изменился удельный вес семиотики договора в структуре культуры. Власть царя мыслится как данная от Бога, однако одновременно утверждается, что царь, приняв власть, вступает в безмолвный договор, обязуясь царствовать на благо подданных. Перестав быть символом, царь так же обязан практически служить подданным, как подданные ему.

Была введена система государственных отличий и чинов, конкурировавшая с принципом безусловного и врождённого благородства по крови. Обойдённый наградой мог сам напоминать о себе и требовать награждения, перечисляя свои на него права. Это свидетельствовало о том, что был узаконен обмен обязательствами между служилым человеком и властью.

Признаком культурной значительности становится принадлежность к какому-либо целому: существовать – значит быть частью целого. Семантическая («символическая») структура средневековой культуры заменяется структурой синтаксической. Значение того или иного человека или явления определяется включением его в определённый ряд, будь то государство или сословие.

Служба становится достоинством, степень которого зависит от места в системе. Именно через службу дворянин 18 века сознавал себя частью сословия. Табель о рангах, вырабатывавшаяся в течение ряда лет при активном участии Петра и опубликованная в январе 1722 года, была одной из реализаций принципа «регулярности».

Табель о рангах устанавливала зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии: чем больше заслуги перед отечеством, тем выше должность и, соответственно, тем больше почестей (почести зависят от ранга).

Табель о рангах отменила распределение мест по крови, по знатности.

Военная служба ставилась в привилегированное положение: все 14 классов воинской службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с 8 класса.

Теперь доступ в высшее государственное сословие открылся людям разных общественных групп, отличившимся в службе. Без службы нельзя было получить чина. Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением многих реальных привилегий). Табель о рангах создавала военно-бюрократическую машину государственного управления. В культуре петербургского периода русской истории понятие чина приобрело особый, почти мистический характер, став узаконенной фикцией22. Иерархия распространилась на мундиры, фасады зданий, систему орденов, но бюрократический принцип не мог исчерпать разнообразия жизни.