Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методическое пособие Иваньшина.DOC
Скачиваний:
14
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
650.75 Кб
Скачать

Литература

  1. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. СПб., 2005.

  2. Погосян Е. А. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730-1762 гг. Диссертация на соискание степени доктора философии по русской литературе. Тарту, 1977.

  3. Л. В. Пумпянский. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) // Контекст – 1982. Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 303-331.

  4. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227-253.

2. Наука, религия и искусство в творчестве м. В. Ломоносова

Научные и литературные труды Ломоносова по сей день привлекают внимание ученых, работающих в разных областях знания. Из одиннадцати томов полного собр. соч. Ломоносова лишь один том включает его литературные произведения. Эта десятая доля написанного Ломоносовым рассматривается то в контексте истории литературы, то в контексте мифологии власти 18 века, то как воплощение научных открытий (совершенных самим Ломоносовым), то как размышления о Боге, Природе и Человеке.

Пересмотр отношения к науке в России начинается в эпоху правления Петра Первого. При Петре начинается импорт научного знания, неотделимый от импорта западной культуры. Ломоносов всю жизнь остаётся верным приверженцем и пропагандистом дела Петра и продолжает культурную борьбу Петра, которая не прекратилась со смертью царя. В своих произведениях он воспевает науку и обрушивается на её врагов. При этом Ломоносов прекрасно отдавал себе отчет в том, что для христианина с его традиционными верованиями встреча с наукой Нового времени была болезненной и чреватой внутренними конфликтами. Именно поэтому всю свою жизнь Ломоносов обращался к размышлениям о возможности примирения научного миропонимания с верой. В этом он идёт дальше петровской традиции. Ломоносов хорошо представлял себе духовную ситуацию своих соотечественников: в отличие от Петра, который, невзирая на препятствия, стремился насадить в сознании своих подданных новую картину мира с помощью указов и карательных мер, Ломоносов ищет тот путь, которое соединит старое с новым и облегчит воспитанному православной традицией русскому человеку переход в Новое время. В своих устремлениях Ломоносов опирается на так называемую «физико-теологическую» доктрину, развитую ранним Просвещением. Зародившись в Англии, физико-теологическое учение широко распространилось по всей Европе, особенно в Германии, благодаря школьной философии Лейбница-Вольфа. В послепетровской России следы вляния этого учения заметны не только у Ломоносова, но и у Тредиаковского в его «Феоптии» (1750-1754), а позднее у Державина в оде «Бог». В основе физико-теологической доктрины лежит мысль о том, что, обратившись к научному изучению природы и исследованию её законов, человек способен особенно глубоко постичь мудрость Творца; с этой точки зрения, по знаменитой формулировке Хр. Вольфа, учителя Ломоносова по Марбургскому университету, природа предстаёт «зеркалом божественного совершенства».

В посвященной ему научной литературе Ломоносов нередко предстаёт деистом, причем деизм может подаваться как стыдливая форма перехода к атеизму. По мнению И. Клейна, нет никаких оснований говорить о деизме Ломоносова, о том, что он разделял деистические представления о Боге-творце, устранившемся от непосредственного участия в упорядоченной им жизни тварного мира. Мысль о том, что порядок селенной разумен, а в его основе лежат законы природы, ещё не делает Ломоносова деистом. Столь же неосновательным, по мнению И. Клейна, является утверждение о ломоносовском пантеизме, о том, что Бог-творец для него – олицетворение природы. Главная цель Ломоносова – защитить науку от нападок церкви и повысить её социальный статус, окружив научное знание ореолом религиозной святости.

Ломоносов создает в России новый тип религиозности: на место традиционного благочестия, устремленного в мир иной, возникает новое, укорененное в здешнем бытии, мирское благочестие, основа которого – благоговейный и одновременно исследовательский взгляд на сотворенную Богом природу. В «Прибавлении» к своей статье о солнечном затмении 1761 года Ломоносов вновь защищает предложенную Коперником картину мира и критикует тех ревнителей церкви, которые противопоставляют Писание знанию, добытому современной наукой. Правда и вера для Ломоносова – родные сестры, дочери одного всевышнего родителя. Противоречия между Писанием и наукой легко устранимы, если понимать сказанное в Библии не буквально, а в глубинном смысле, то есть обращаясь к метафорико-аллегорическому способу толкования священных книг. Чтобы наглядно представить равнозначность научного познания и религии, Ломоносов прибегает к образу «книги природы», ключевой метафоре в истории европейского духа, восходящей к латинскому средневековью. Бог даровал людям две книги. Одна из них – Святое Писание, где Бог раскрыл свою волю. Другая – видимый мир, созданный для того, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность этого мира, признал божественное всемогущество. Толкование Библии – удел церковных учителей; книга природы толкуется физиками, математиками, астрономами и т. д. Церковь, по Ломоносову, должна утратить свою традиционную монополию на истолкование мироздания.

«Утреннее размышление о Божием величестве» (1743)

Вопросы:

  1. Какое природное явление является поводом к написанию этого стихотворения?

  2. Как соотносятся в стихотворении прекрасное светило, Бог и человеческая мысль?

  3. Какие научные гипотезы высказана в этом стихотворении?

«Вечернее размышление о Божием величестве» (1743)

Вопросы:

  1. Какое природное явление является поводом к написанию этого стихотворения?

  2. Как ощущает себя лирический субъект наедине со звездной бездной?

  3. Объясните, что значит «множество светов» и «несчетных солнцев»? Как объяснить употребление существительных (свет, солнце) во множественном числе?

  4. С помощью какого художественного приема описывается северное сияние?

  5. Чем объяснить парадоксальность этого описания?

  6. Какие научные гипотезы высказаны в этом стихотворении?

  7. Дает ли наука ответы на вопросы, которые задает природа?

  8. Каковы границы научного познания?

  9. Как мысль лирического субъекта приходит к идее величия Бога?

  10. Примиряет ли Ломоносов науку и религию?

Ломоносов вписывает Землю в модель мира и задает особый – вселенский – масштаб, согласуясь с которым Земля предстает всего лишь точкой в бесконечности космоса. Это непривычный для земного наблюдателя мысленный взгляд из космоса на землю явлен во многих научных поэмах (земли в этом случае традиционно представляется как точка).

Появление образа Иисуса Христа в художественной картине мира Ломоносова – случай исключительный. Важнейшим и самым частотным библейским персонажем, стоящем во главе образной иерархии Ломоносовской одической поэзии, является Бог. Одический бог предстает в нескольких ипостасях: Он – творец Вселенной; Он – неусыпный наблюдатель земных дел и справедливый вершитель судеб государств и народов; Он – податель благ, защитник России; Он – гневный карающий Бог по отношению к ее врагам.

Здесь предложена оригинальная концепция христианства, которую можно было бы назвать космической. В общих чертах Ломоносов соответствует церковному учению: Божий Сын добровольной жертвой спасает грешное человечество. Однако сюжет о появлении Спасителя в мире людей вписан во вселенский масштаб, заданный предыдущими стихами о множестве миров. Согласно новой – космической – проекции появляются и новые смыслы: Бог-Демиург, сотворивший множество миров, необычайно милостив к обитетелям земли, ведь из всего множества светов Он почтил своим вниманием малой шар.

Случились вместе два Астронома в пиру (1761)

Вопросы:

  1. Почему в стихотворении, посвященном астрономии, Ломоносов обращается к ситуации пира?

  2. Кто такие Птолемей и Коперник?

  3. Могли ли они встретиться за одним столом?

  4. О чем спорят два астронома?

  5. Почему точку в этом споре ставит повар?

  6. Как повар объясняет правоту одного из ученых?

Это стихотворение представляет собой научный анекдот на астрономическую тему. Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза спроецирована на вполне конкретные предметы: солнце – очаг, земля – жаркое.

Центральная тема раннего Просвещения, породившая немало острых дискуссий, - предложенная Коперником теория вселенной. Речь идет об актуальной концепции множественности миров, ставшей в России предметом научных и религиозных споров. Российская история этой идеи начинается с перевода А. Кантемиром трактата «Разговор о множественности миров» Фонтенеля (1686), сделанном в 1730 году. Фонтенель способствовал популяризации теории Коперника. В изящной и легкой форме разговоров, происходивших якобы по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагает собеседнице важнейшие сведения о земле, луне, планетах, неподвижных звездах и пр.

Ещё в первой половине 18 века гелиоцентрическая теория Коперника вызвала раздражение католической церкви; официальный протестантизм проявлял в этом отношении не больше терпимости. В России эта теория натолкнулась на противодействие церкви, для которой примириться с ревизией традиционной геоцентрической концепции оказалось не менее трудным, чем западным церквям. Эта идея обрела скандальную историю в доносах и запретах Святого Синода на печатание книг, содержащих упоминание или намеки на идею не-единственности Божьего мира.

Из-за противодействия церковных кругов труд Фонтенеля в России был напечатан только в 1740 г. Ломоносов в своих научных и литературных произведениях продолжал отстаивать точку зрения, предложенную Коперником.

«Письмо о пользе Стекла» (1752)

Вопросы:

  1. Что послужило поводом для написания этого стихотворения?

  2. Как обозначено в стихотворении занятие поэзией?

  3. Что противопоставляется стеклу и почему?

  4. Как представляет автор миф о рождении стекла?

  5. Какое место отведено в этой истории Прометею? Как переосмыслен у Ломоносова образ Прометея в сравнении с традиционным мифом о Прометее?

  6. Какие свойства стекла описывает Ломоносов?

  7. Как используются эти свойства на благо человека?

  8. Как связаны у Ломоносова Стекло и Наука?

  9. Где в данном стихотворении находит своё выражение физико-теологическая доктрина?

  10. Как связаны у Ломоносова стекло и наука?

«Письмо о пользе Стекла» (1752 г.) – знаковое произведение и для русской культуры 18 века, и для творчества Ломоносова, так как именно здесь наглядно расставлены приоритеты его деятельности:

  • Наука

  • Слово, помогающее его популяризации

Информативное богатство текста, в котором отражены ключевые идеи и концепты – политические, религиозные, научные – века Просвещения, реалии быта и культуры того времени, позволяет считать это сочинение просветительской энциклопедией.

Заглавие отсылает к эпистолярной форме, по содержанию это изложение научных идей в стихотворной форме, а также научно-практическое руководство по использованию стекла, по пафосу – апология просветительских идей, по топосам – высокая поэзия.

Как явствует уже из названия, значимость науки определяется Ломоносовым по-петровски – через пользу. Все уровни русской культуры 18 века пронизывает принцип иерархичности. В «Письме…» Ломоносов конструирует иерархию вещей, и главным критерием иерархичности у него выступает польза – одно из базовых понятий культурной парадигмы 18 века. Польза – универсальный критерий оценки жизненных явлений (ср.: 6 сентября 1751 г. в публичном собрании Императорской Академии Наук Ломоносов произносит «Слово о пользе Химии»; в 1757 им написано «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»). В «Письме о пользе Стекла» Ломоносов пытается балансировать между пользой и красотой, но у него нет красоты без пользы: эти две категории в послании успешно синтезированы в образе полезной красоты – в самом желанном для той эпохи и утопичном по своей природе.

Первое двустишие имеет полемическую направленность и отражает научную стратегию Ломоносова, направленную на развенчание застывших мнений. В сентябре 1736 г. Ломоносов отплывает в Германию для изучения химии и горного дела, а вернувшись был прикомандирован к Минеральному кабинету. Он написал несколько работ по минералогии и совершил в этой области немало открытий. Ученый-поэт знал толк в минералах, но ко времени написания Письма его научным вниманием завладели цветные смальты.

Занятия поэзией в «Письме…» обозначено риторической формулой – восхождением на Парнас. Метафора движения между двумя мирами – земным и небесным – иллюстрирует специфику взаимодействия научного и поэтического творчества Ломоносова. Открыть и познать законы естества, а затем с парнасским вдохновением рассказать о найденном, открытом и понятом. В финале письма также появляются Парнасские горы, с которых поэт спускается на землю. Восторг – базовая категория нормативной поэтики классицизма – в данном случае нужен для воспевания Стекла. Перед нами ода, посвященная стеклу.

Предмету поэтического восторга – Стеклу – Ломоносов противополагает «лживое счастье», точнее, «ломкость счастья». Появление пары Стекло – Счастье кажется странным: предмет мира материального включен в сравнение с понятием мира идеального. Основными значениями, составляющими в 18 веке понятие Счастья – Удачи, стали переменчивость и всемогущество, неожиданность действий Фортуны. Мотивы преодоления непостоянства счастья и желания сохранить счастье недвижным становятся общими одическими местами. Счастье – вещь достижимая, хотя и переменчивая и зависящая от воли богов. Стекло дает счастье истинное, полезное. Стекло, как и счастье, блистает приманчивым лучом. Предпочтение Стекла «ломкости лживого счастья» обозначает идею превосходства мира материального над миром идеальным, прагматики над абстракцией, постоянства над переменчивостью, истины над ложью. Слово «ломкость» (синоним непостоянства) принадлежит научной лексике и обозначает свойство физическое. И в этом оригинальность ломоносовского образа счастья.

В дидактической поэме, предназначенной для пропаганды научного знания, поэт-ученый Ломоносов создает научный (просветительский) миф творения природного стекла – Первостекла. Основой этого мифа являются научные представления Ломоносова о природных процессах (в частности, об извержениях вулканов и химическом составе магмы), которые облачаются в форму архаического мифа о строении первых природных объектов. Поэт не просто одушевляет природные стихии, он конструирует особую мифологическую реальность со свойственным ей набором персонажей и хронотопом. В эпоху Ломоносова оказался востребованным сам потенциал архаического мифа как древнейшего способа интерпретации мира, содержащего адаптационный механизм для объяснения окружающей действительности, что позволяет транслировать научные идеи в мифопоэтической форме. Поэтическая форма мифа отвечала задачи популяризации научного знания, введения его в культурный обиход в наивно-художественном виде, доступном для обыденного сознания. Ломоносовский миф творения Стекла – своеобразный пролог к рассказу о его полезности – повествует о появлении первого стекла в результате соединений усилий Огня и Натуры.

Стекло обретает биографию – историю своего рождения. Причина рождения Стекла – появившееся у Огня желание «произвесть дитя». Огонь обретает свободу в извержении вулкана. Мать Стекла – Натура. Достойное дитя – полезное дитя.

В ломоносовском мифе о Стекле Огонь занимает господствующее положение. Такое предпочтение связано со сферой деятельности Ломоносова, с его сознательной устанокой на трансляцию в общество нового знания о силе подземного огня в мифопоэтической форме. Если солнце, земля, вода были доступны современникам Ломоносова для непосредственного наблюдения, то подземный огонь, скрытый от глаз, - явление, требующее описания и объяснения.

В мифопоэтической картине мира у Ломоносова отсутствует Бог-творец, создатель мира. Процесс творения автор связывает с природными стихиями, которые подчиняются собственным законам. Такую трактовку следует оценивать не как антирелигиозную, но как научно-мифологическую. Обращение поэта-ученого к мифопоэтической интерпретации творения, в которой слиты образное и научное постижение мира, связано с функциональной направленностью его произведения. В Письме утверждается полезность любого природного процесса, даже такого, который рождает страх. Эсхатологический ужас, представленный в мифе, компенсируется обретением нужного для жизни материала. Два дискурса, мифопоэтический и научно-популярный, неожиданно совпадают в единой функции – популяризации знаний.

Далее следует кумулятивное перечисление полезностей Стекла. Выбор столь скромного предмета, как стекло, приобретает программное значение: в отличие от презренного золота, причинившего человечеству много зла, стекло полезно во многих отношениях. Ломоносов называет и описывает множество предметов, в которых используются различные свойства стекла: сосуды, в которых хранятся напитки и лекарства, окна, зеркала, бисер, оранжереи, зажигательные стекла, микроскопы, телескопы, барометры, стеклянный шар электростатической машины. Все эти достижения человеческой изобретательности выступают для него воплощением идеи прогресса.

В частности, Ломоносов не только указывает на одну из областей применения Стекла (микроскоп), но и презентирует один из методов научного поиска – микроскопический метод, для российской науки новый и нуждающийся в обосновании и популяризации.

В научных и литературных трудах Ломоносов пытается примирить материалистический и идеалистический взгляды на ми, породив тем самым «академическую религизность» (определение Л. В. Пумпянского). Он разрабатывает способ философствования, который на некоторое время станет приоритетным методом в русской культуре 18 века. Традиционно этот метод постижения мира именуют научно-религиозным: научные идеи не противоречат идее божественного творения мира, более того, они представляют доказательства существования Бога, тем самым предоставляя доказательства существования Бога, тем самым прославляя гениальность «архитектора мира».