Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Франция Четвертая и Пятая республики (Жакке).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
141.82 Кб
Скачать

§ 2. Парламентский режим?

Первоначально форма правления Пятой республики совпадала с параметрами парламентского режима. Однако начиная с консти­туционной реформы 1962 г., которая ввела выборы Президента республики путем всеобщего прямого голосования, характер формы правления стал одной из простейших истин1 конституци­онного права. Этим же объясняется появление таких конститу­ционных категорий и выражений, как полупрезидентский режим и президенционалистский режим, или признание невозможности расценивать Пятую республику с точки зрения принятых катего­рий. Названные категории содержались в докладе Консультатив­ного комитета по пересмотру Конституции от 15 февраля 1993 г.: «Наша Конституция бесспорно устанавливает парламентский режим. Но значительное число норм этого акта и, в частности, способы выборов напоминают некоторые черты президентской формы правления. Существует ли между ними смешение и в каких соответствующих дозах? Можно ли говорить о кумуляции? Или, наоборот, режим находится вне традиционных катего­рий и не имеет других определений, кроме того, которое он пред­лагает сам?»

А. Парламентское происхождение Пятой республики

Намерения учредителей очевидны. Как следует из речи Мишеля Дебре в Государственном совете при представлении Конститу­ции, Правительство хотело устранить правление Собрания, при­нимая во внимание прошлый опыт, и не вводить президентский режим, поскольку французское политическое устройство довело бы систему до паралича из-за оппозиционности исполнительной . и законодательной власти, а также потому, что закон от З.июня 1958 г. предписывал введение ответственности Правительства перед Парламентом.

Мишель Дебре заявил: «Нет конвенционному режиму (regime conventiormel), нет президентскому режиму: перед нами лежит узкий путь, это направление к парламентскому режиму. От неяс­ности полномочий только у одного Собрания к строгому разделе­нию властей с приоритетом главы государства; следует предпо­честь сотрудничество властей, при котором глава государства и Парламент отделены друг от друга; следует создать Правительст­во, получающее полномочия от первого и ответственное перед вторым; следует разделить полномочия между ними, придав каж­дому из них сходное значение в государственных делах и обеспе­чив средствами разрешения конфликтов, которые являются в любой демократической системе ценой, уплачиваемой за сво­боду».

Усиление исполнительной власти, которое закрепила Конститу­ция, привело к тому, что был создан дуалистический парламент­ский режим. Он олицетворяет возврат к первоначальной концеп­ции, которая преобладала в конце существования Июльской мо­нархии или в начале Третьей республики до кризиса 16 мая 1877 г.

В. Эволюция после 1962 г.

Выборы Президента республики всеобщим прямым голосовани­ем не изменили природу режима, поскольку продолжал сущест­вовать институт ответственности Правительства перед Парламентом. Конечно, порядок избрания значительно усилил леги­тимность главы государства, но разве конституционная монар­хия в равной мере не обладает достаточно сильной легитимнос­тью, хотя в последнем случае эта легитимность имеет ли что-либо общее с голосованием и любым монархическим принци­пом?

Если что и изменилось, то не полномочия Президента республи­ки, а практика. Президентские структуры (la presidency) абсор­бировали полномочия Правительства. Такая утрата независи­мости последним варьируется в зависимости от личностей и пар­тийности парламентского большинства, находящегося у власти, но эта независимость не является значительной. Причины в изменении статуса Правительства менее юридичес­кие, чем политические. Президент республики, избираемый все­общим прямым голосованием, предстает как глава парламентско­го большинства с того времени, когда происходит совпадение по­литической ориентации парламентского большинства и ориента­ции Президента. Президент избран всей нацией, тогда как парламентарии, хотя в своей совокупности они теоретически представляют нацию, являются избранниками только департа­ментов. Легитимность Президента, следовательно, более вы­сока.

То, что дает силу Президенту республики, так это политическое единство парламентского большинства, имеющего ту же ориен­тацию, что и Президент. Впрочем, президентство занимает менее сильные позиции, когда это большинство расколото, как это слу­чилось в президентство Жискар д'Эстена.

Однако достаточно, чтобы политическая ориентация парла­ментского большинства и ориентация Президента не совпада­ли, чтобы президентство было ограничено, с тем чтобы вернуть­ся к точному применению норм Конституции; об этом свидетель­ствуют случаи сосуществования: с 1986 по 1988 и с 1993 по 1995 гг. и после 1997 г.

Юридическая природа режима остается вполне парламент­ской, но в периоды сосуществования разной политической ори­ентации парламентского большинства и Президента республи­ки этот факт нивелируется президентским влиянием, которое обусловлено тем значением, которое ему придается средства­ми массовой информации.

Отдел 3

ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

Обычная процедура пересмотра предусмотрена ст. 89 Конститу­ции. Применение, однако, в 1962 г. в этих целях ст. 11 Конститу­ции породило новый способ, соответствие которого Конституции оспаривается. Во всех случаях пересмотр ограничивается в своем предмете, поскольку не может изменяться республиканская форма правления (ст. 89). Пересмотр не может проводиться при посягательстве на целостность территории (ст. 89), при времен­ном исполнении обязанностей Президента республики (ст. 7), при применении положений ст. 16 (толкование, данное Консти­туционным советом в решении от 2 сентября 1992 г.).