Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Франция Четвертая и Пятая республики (Жакке).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
141.82 Кб
Скачать

3. Министерская нестабильность была весьма значительной:

в Четвертой республике за 12 лет сменилось 22 правительства. При этом следует отметить стабильность министерского состава: министры оставались в должности при правительственных изме­нениях. Это обстоятельство имело своим следствием дедраматизацию кризисов, поскольку министры оставались на своих мес­тах. В равной мере данное обстоятельство способствовало по­рождению в общественном мнении негативных представлений о существовавшей системе, при которой «всегда берут в Прави­тельство одних и тех же, и все начинается сначала».

4. Нестабильность не вызывалась исключительно конститу­ционными факторами. Прежде всего она была связана с при­менявшейся избирательной системой; союзы партий, когда они имели место, во время выборов не приводили к союзам при образовании Правительства. Коалиционные правительст­ва распадались из-за разногласий его участников, а избиратель­ная система не позволяла применять санкции при таких раз­ногласиях.

С. Возврат к практике декретов-законов

Хотя Конституция запрещала делегирование законодательной власти, Национальное собрание вновь ввело практику Третьей республики. Используемая процедура заключалась в расшире­нии регламентарной власти. Закон устанавливал сферы, которые отдавались в ведение регламентарной власти; в этих сферах Пра­вительство могло заниматься регулированием путем издания декретов. Такой подход, одобренный Государственным советом 6 февраля 1953 г., позволял Правительству принимать меры, перед которыми Национальное собрание отступало. Основное в такой практике состояло в том, что она подчеркивала недостатки системы, заставляя ее развиваться в направлении аб­солютного парламентаризма. В том виде, в каком данная система функционировала, она не смогла противостоять алжирскому кризису.

§ 3. Закат Четвертой республики

Алжирский конфликт со всей очевидностью показал неэффек­тивность деятельности государственных властей и отсутствие у режима легитимности. Мятеж в Алжире в мае 1958 г. ускорил падение Четвертой республики. Председатель Совета министров Пьер Пфимлен1 не смог «возвыситься» до положения, позволившего бы разрешить кризис и исключить риск военного государст­венного переворота.

Генерал де Голль был готов взять власть, а основные политичес­кие лидеры присоединились к нему. Он получил инвеституру

1 июня 1958 г. и стал последним Председателем Совета мини­стров Четвертой республики, поскольку одним из условий, кото­рые им были поставлены при его согласии возглавить Прави­тельство, была разработка новой Конституции.

2 июня Национальное собрание и Совет республики предостави­ли генералу де Голлю право принимать ордонансы в отношении мер, необходимых для восстановления положения в Алжире, и использовать при этом чрезвычайные полномочия.

В соответствии с Конституцией Национальное собрание и Совет республики также приняли конституционный закон, устанавли­вавший процедуру разработки нового основного закона. Консти­туция должна была разрабатываться Правительством генерала де Голля с получением заключений Государственного совета и Кон­сультативного комитета; в последнем 2/3 членов были парламен­тариями. Предусматривалось, что проект Конституции должен быть передан на одобрение референдума.

Закон от 3 июня 1958 г. устанавливал принципы, которыми сле­довало руководствоваться при разработке Конституции: всеоб­щее голосование; разделение властей; ответственность Прави­тельства перед Парламентом; независимость судебной власти та­кого характера, который мог бы обеспечить соблюдение основ­ных прав; определение отношений с народами заморских территорий. Делегирование полномочий было, следовательно, тщательно кадрировано, и в соответствии с этими принципами режим мог воспринять только форму парламентской демо­кратии.

Проект Конституции был передан на голосование народа и 28 сентября 1958 г. одобрен 80% проголосовавших. С вступлением в силу Конституции от 4 октября 1958 г. был по­ложен конец долгому периоду парламентаризма на француз­ский лад. Предложения реформ, которые не получили отражения в конституционных законах 1875 г. и в Конституции 1946 г., были интегрированы в новую Конституцию, сохранившую пар­ламентские механизмы и значительно усилившую исполнитель­ную власть.

ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА

В течение долгого времени считалось, что существование Кон­ституции 1958 г. связано с обстоятельствами, которые сопутство­вали ее разработке. «Первородный грех» 13 мая 1958 г., тот факт, что Конституция реставрировала исполнительную власть, много­кратность использования процедуры референдума в первые годы применения Конституции повлекли оппозиционное отношение к ней, породили мнение о том, что этот акт и практика его приме­нения обладают формой плебисцитарного бонапартизма. Время, однако, делает свое дело. Даже если принять во внимание внесен­ные в Конституцию некоторые поправки, например предложен­ные Президентом республики в 1993 г., то нельзя не видеть, что национальный консенсус сформировался вокруг основных эле­ментов системы. Политические перемены в 1981 г., приспособля­емость режима, позволявшая нормально функционировать ин­ститутам в течение двух периодов сосуществования1, несмотря на то что политическая ориентация Президента республики не совпадала с партийностью парламентского большинства, опыт второго семилетия Ф. Миттерана, в течение которого правитель­ства социалистов находились у власти, опираясь на относитель­ное большинство в Национальном собрании, способствовали ре­ализации названного консенсуса, свидетельствовали о качестве системы, учрежденной в 1958 г. Часто критиковался текст Кон­ституции, который мог давать повод либо к его президенциона-листскому, либо к парламентскому прочтению, но такая амбива­лентность является одним из условий продолжительного дейст­вия этого акта.