Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

211

благодаря обещаниям никогда не нарушать утвержденных Лигой Наций обязательств относительно санкций против агрессоров). Итальянская дипломатия тщательно следила за ходом подготови-тельных работ в то время, как эфиопская, возможно, не была ос-ведомлена вообще или знала очень немного.

Муссолини задержал на несколько дней ноту с изложением итальянской позиции, и этого промедления оказалось достаточно, чтобы спровоцировать резкий политический поворот, послед­ствия которого нельзя было даже предположить. Возможно, бла-годаря информации, полученной от дипломатов, враждебно отно-сившихся к политике уступок в пользу Муссолини (как считает Алексис Леже), текст проекта компромисса 13 декабря был опуб­ликован во французских газетах «Эвр» Женевьевой Табуи и А. Же-раром (Пертинаксом) в парижской «Эко».

18 декабря Муссолини созвал фашистский Большой Совет, чтобы объявить о готовности Италии вести переговоры на основе англо-французского проекта, но реакция англичан на опублико-вание проекта подсказала ему, что было бы более целесообразно отложить на несколько недель определение итальянской позиции. Только 5 марта итальянское правительство заявило о своей готов-ности к компромиссу на иных условиях, когда в пылу полемики превратилась в пепел всякая возможность подобного компромисса.

Взрыв негодования против сторонников международного пра-ва, готовившихся вознаградить агрессора, вызвал острую реакцию в Великобритании. Хор вынужден был подать в отставку, а Бол-дуин 19 декабря заявил, что проект компромисса «безоговорочно и полностью погребен». С этого момента пути для дипломатичес-кого разрешения кризиса были перекрыты. Муссолини решил от-править в Эфиопию более мощные силы, заменил Де Боно гораздо более способным генералом Пьетро Бадольо, который произвел реорганизацию войск и в начале мая добился военного успеха. Итальянские войска 5 мая вошли в Аддис-Абебу, а 9 мая Муссо-лини объявил об аннексии Эфиопии и торжественно возложил на голову Виктора Эммануила III Савойского корону императо-ра, ставшую символом амбициозной и дорогостоящей авантюры, в тот момент представленной в качестве демонстративного три-умфа. Это торжество происходило в обстановке серьезных пере-мен в международных отношениях.

Итальянская дипломатия действовала в традиционном кон­тексте и в столь же традиционном ключе пожинала плоды своей деятельности. Агрессия против Эфиопии началась с одобрения французов и продолжалась в двойственной международной обста-новке. Гитлер не мог не заметить антигерманский характер объеди-

212

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

ненного «фронта Стрезы» и оказал военную помощь Эфиопии еще до начала войны.

Со своей стороны, Муссолини высказался вполне определенно, как бы это ни выглядело жестко. В речи, произнесенной 25 мая 1935 г., он кратко охарактеризовал итальянскую внешнюю поли-тику в последние месяцы. По мнению дуче, «Фронт Стрезы» по-казал, что Италия может войти в число стран, готовых встать на защиту европейской системы и, в частности, выступить в защиту Австрии. Но эту позицию Италии Муссолини не считал оконча-тельной и вечной. Австрийский вопрос разделяет Италию и Гер-манию, но, уточнил Муссолини, Италия не намерена «окаменеть на Бреннере», отказавшись от активных действий в остальной ча-сти мира. Вопрос о независимости Австрии является проблемой не итальянского, а общеевропейского масштаба. Итак, вся Евро-па должна нести это бремя. «Фашистская Италия, - изрекал Муссолини, - не намерена ограничить свою историческую мис­сию только одной политической проблемой, только одной воен-ной задачей, которая заключается в защите границы, которая мо-жет быть чрезвычайно важной, как граница на Бреннере, потому что границы и метрополий, и колоний, все без исключения гра-ницы священны, их следует бдительно охранять и защищать от любой, даже потенциальной угрозы».

Выступление было очень ясным, а сопровождавшие его ком-ментарии итальянских дипломатов делали его еще более четким: Италия со всей определенностью встала на сторону «фронта Стрезы», потому что ждала от него солидарной поддержки или терпимого отношения к своим эфиопским планам. Если это ус­ловие не выполняется, то Италия сохраняет за собой свободу действий. Это не означало еще заключения союза с Германией, но означало, что нельзя больше рассчитывать на участие Италии в проведении политики сдерживания германского ревизионизма. Становится ясно, почему французы гораздо более последователь-но, чем англичане придерживались разработанного ими курса в то время, как Великобритания занимала колеблющуюся позицию по проблемам Средиземноморья, поскольку ее раздражало чрез­мерное усиление Италии в этом регионе. Двойственное отноше-ние англичан к проблемам Центральной Европы было также об­щеизвестно.

3.5.4. ПРИЗНАКИ ИТАЛО-ГЕРМАНСКОГО СБЛИЖЕНИЯ

Трагическим последствием происшедших событий стало воз-вращение Италии к тактике лавирования, ставшей своего рода реакцией и на действия Германии. Если на первом этапе итало-