Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 77

Венгерской империи и поражением Оттоманской империи. Бал-канский полуостров оставался, в определенном смысле, «чистым листом» (за исключением обязательств, взятых в отношении Ита-лии), в отношении которого были возможны различные варианты урегулирования. Однако на заднем плане вырисовывалась совсем не второстепенная проблема: кто будет осуществлять ту геополи-тическую роль, которую история доверила империи Габсбургов? Достаточно ли было положиться на национальный принцип в каче-стве регулирующего элемента нового балканского порядка? Можно ли было использовать на Балканах национальный принцип? Габс-бургская империя в условиях нарастающего ослабления Оттоман-ской империи занимала в геополитическом плане промежуточное положение - это касалось и проникновения Германии и устрем-лений России - выполняя таким образом функцию сдерживания и поддержания равновесия в регионе, подверженном частым им­пульсам к переменам. Кроме того, она регулировала в институцио-нальном плане (хотя и не идеальным образом из-за враждебного отношения Венгрии к новым институциональным изменениям 1867 г.1) сосуществование разных национальностей, предотвра-щая взрыв разрушительных кофликтов. Империя дорого заплати-ла за эту свою роль, поскольку была разрушена центробежными импульсами, исходившими от разных национальностей. Вместо многонациональной империи создавалось множество новых госу-дарств, каждое из которых претендовало на то, чтобы быть выра-жением национального принципа. Однако в случае с Чехослова-кией это было, конечно, не так. То же самое можно сказать и о Югославии.

Представители этнических групп южных славян договорились (провозгласив Корфскую декларацию 20 июля 1917 г.) о создании независимого государства, чья этническая структура характеризо­валась присутствием по крайней мере трех крупных нацио­нальных групп (сербов, хорватов и словенцев), а также черногор-цев, македонцев, албанцев, венгров и итальянцев, придававших временный характер новому государству, устойчивость которого могла поддерживаться только извне. В равной степени Румыния, побежденная автрийцами и немцами на поле боя и принужден-ная к заключению унизительного мира 7 мая 1918 г., моменталь-но воспользовалась распадом Габсбургской империи и кризисом России для присоединения всей Трансильвании, населенной в значительной мере венграми и немцами, Бессарабии и Буковины,

1 В 1867 г. Австрийская империя была преобразована в двуединую (дуали-стическую) Австро-Венгерскую монархию. - Прим. редакции.

78

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

отторгнутых от Украины, и Южной Добруджи, отторгнутой от Болгарии. Таким образом рождалось другое многонациональное государство, создавая ситуацию по меньшей мере парадоксальную: только побежденные страны становились этнически однородными. Это Венгрия и Болгария (чья судьба была определена соответ-ственно Трианонским - 4 июня 1920 г. - и Нейиским - 27 нояб­ря 1919 г. - договорами), конечно, не испытывавшие внутренних противоречий, однако, разъедавшиеся изнутри горечью поражения и стремлением к реваншу.

Если ситуация с Грецией и Албанией, связанными с судьбой Оттоманской империи, требует отдельного разговора, то для того, чтобы охарактеризовать балканскую систему, остается прояснить новую роль, которую играла на полуострове единственная вели-кая держава, непосредственно граничащая с полуостровом или обращенная к нему, а именно - Италия. Лондонский договор, текст которого в послевоенный период был уже известен, предус­матривал урегулирование вопроса о границе, не учитывавшее на-циональный принцип в отношении Словении, а также в отноше-нии Фиуме, хотя большинство его населения составляли тогда итальянцы.

В 1915 г. итальянцы не выдвигали требование относительно этого города, предполагая, что сохранится Габсбургская империя. Когда это предположение отпало, националистические импульсы внутри Италии побудили итальянских делегатов на Парижской конференции потребовать, чтобы, кроме территорий, предусмот-ренных Лондонским договором, Италия получила бы также Фиу-ме. Вильсон, не подписавший Лондонский договор, выступил против как передачи Италии всей Истрии и Далмации, так и против передачи ей Фиуме. Возникшее в результате острое столк-новение обусловило неспособность держав в конечном счете ре-шить вопрос о восточной границе Италии. Сен-Жерменский до-говор, передававший Италии Триест и Истрию, но не Далмацию, отложил решение вопроса о границе до прямых переговоров между двумя заинтересованными сторонами.

Эти переговоры состоялись год спустя, при совсем иных обсто-ятельствах, и по Рапалльскому договору 12 ноября 1920 г. устанав-ливалось, что Италия получает всю Истрию, до Монте Невозо, а также город Зара в Далмации; город Фиуме превращается в сво-бодный порт под эгидой Лиги Наций. Это было временное реше-ние, с учетом диспропорции в соотношении сил и напористости, с какой итальянские националисты поставили вопрос о Фиуме, где группа волонтеров во главе с поэтом Габриэле Д’Аннунцио, захва-