Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

175

было ни сил, ни возможностей, ни политической воли действо-вать в одиночку, в то время как Германия и Италия готовились предпринять свои акции в Европе.

В этой ситуации Японии ничего не оставалось, как вести ко-роткую арьергардную кампанию против признания Лигой Наций доклада Литтона. Затем, когда Женевская ассамблея в феврале 1933 г. одобрила рекомендации комиссии расследования и потре-бовала, чтобы Япония подчинилась им, то японцы заявили о сво-ем выходе из международной организации. Лига Наций могла лишь с горечью констатировать свой провал при первом же серь-езном испытании, которому она была подвергнута (в 1923 г. Лига уклонилась от непосредственного участия в решении кризиса на Корфу). Японцы не остановились в Маньчжурии и начали посте-пенно просачиваться в Северный Китай, уверенные в тот мо­мент, что никто им не помешает.

3.2. Колебания Муссолини между германским

ревизионизмом и политикой европейской

безопасности Австрийский вопрос

3.2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МУССОЛИНИ

С тех пор, как Муссолини пришел к власти, установив затем личную диктатуру, он по существу не изменил основные направ-ления итальянской внешней политики, и, по крайней мере до 1927-1928 гг. не сменил даже лиц, которым был вверен междуна-родный курс Италии. Лишь в 1928-1932 гг. он пытался провести некоторую фашизацию внешней политики, но результаты были скромными, так как международные концепции, за небольшим исключением (в частности, взгляды князя Карло Сфорца, мини-стра иностранных дел в 1920-1921 гг.), совпадали с представле-ниями национализма, характерного для идеологии Муссолини.

Муссолини изменил лишь внешние характеристики традици-онных концепций, что выражалось в двух аспектах. Первое нов­шество было связано с обостренным восприятием Муссолини проблем внутреннего консенсуса и поддержки общественного мнения: поэтому формировалась постоянная потребность обра-щаться к пропаганде - сфере, где Муссолини в течение долгих лет был искусным мастером. Он умел убедить как итальянцев, так и зарубежных государственных деятелей, что после 28 октября 1922 г. ситуация изменилась коренным образом, что даже пора-жения, резкие виражи или тактические отступления были ни чем иным, как попыткой Италии играть новую роль в Европе и мире.

176

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

Другое новое качество, которое Муссолини придал традици-онной дипломатии, было ощущение неотложности, нетерпения или неспособности ждать, пока обстановка созреет. Подобная окрашенность внешнеполитической деятельности была непосред-ственно связана с пропагандистским аспектом, который порож-дал потребность непрерывно демонстрировать дипломатические победы; но эта сторона внешней политики была тесно связана с исторической ситуацией, сложившейся в те годы в Европе.

После 1919 г. на континенте господствовали только французы и итальянцы. Все другие великие державы переживали послед-ствия войны либо испытывали трудности во внутренней и внеш-ней политике, что парализовало их деятельность. Не надо было обладать проницательностью гениального государственного дея-теля, чтобы понять временный характер сложившейся ситуации и что рано или поздно, по крайней мере, Германия и Россия, или Советский Союз (как страна стала называться с 1922 г.) снова станут главными участниками событий на мировой и европей-ской арене, а Италия неизбежно окажется государством более низкого ранга. И это вынуждало Муссолини добиваться осуще-ствления своих амбициозных целей, прежде чем произойдет по-добное возвращение на круги своя.

Определить эти цели в течение всего фашистского экспери-мента, не составляло большого труда. Вкратце можно сказать, что они заключались в способности развеять впечатление «увечной неполноценной победы», в умении получить компенсацию в ко­лониальной сфере в тех же пропорциях, что получали (или дума-ли, что получают) англо-французы с приобретением мандатов, в частности типа А.

Главная цель была связана с положением Италии на Балканс-ком полуострове. Здесь итальянцы всегда играли значительную роль, которую теперь хотели усилить, создав на полуострове сис­тему союзов, чтобы контролировать весь бассейн Адриатического моря. Это могло бы послужить предпосылкой для создания об­ширной зоны влияния, по согласованию с Великобританией, во всем Средиземноморье - от Испании до Ближнего Востока.

Что касается колониальных амбиций, Муссолини стремился к тому, чтобы Италия получила, хотя бы один мандат на опеку. Во всяком случае, он намеревался вернуть Ливию, которая во время войны фактически вышла из-под контроля Италии, и, прежде всего, ставил своей задачей добиться подтверждения привилеги-рованной позиции в Эфиопии, признанной за Италией в 1906 г. по договорам с Францией и Великобританией. Особое положение Италии могло выражаться в разных формах: от экономического