Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

и новых политических потребностей, - заявил он 4 мая в своей речи в палате депутатов, - то невозможно пренебречь признани-ем колониального фактора, представленного Италией». Однако Тардье не изменил позицию и Франция сохраняла категорическую враждебность в отношении принципа равенства. В мае 1932 г. конференция была заблокирована этими непримиримыми пози-циями. Изменению ситуации не помогло и то, что в результате выборов во Франции 8 мая вместо правой коалиции к власти при-шли представители левого блока, все еще возглавляемого Эррио.

В действительности Эррио стремился сблизить французскую позицию с англо-американской, смягчая не только принципиаль-ные противоречия, выявившиеся в Женеве, но также и разногла-сия между двумя сторонами по проблеме Маньчжурии. Если бы англо-франко-американская позиция 1919 г. была каким-то обра-зом восстановлена, тема безопасности предстала бы совершенно по-иному, и даже возросла бы расположенность французов к ус-тупкам в сфере разоружения. Эррио обсудил проблему отдельно с англичанами и американцами, и в начале июня, казалось, стала вырисовываться общая позиция. Эта позиция выводила Францию из изоляции, мешала Италии наращивать свои амбиции до роли посредника и открывала диалог (на определенных условиях, ка-савшихся приоритета действующих норм в области безопасности) по проблемам качественного и количественного разоружения, хотя и не содержала ответа на главный вопрос, поднятый немцами.

Однако если позиция французов была смягчена, то германс-кая, напротив, - ужесточена. Брюнинг, под давлением экономи-ческой ситуации и полемики, которую вызвали его предложения по аграрной реформе, а также неудач во внешней политике, в конце мая подал в отставку. Был распущен рейхстаг и назначены новые выборы. В результате было сформировано правительство «национального согласия» с преобладанием правых, возглавленное Францем фон Папеном, способным манипулятором, лишенным самостоятельного политического веса, ранее принадлежавшим к партии «Центра», но постепенно приблизившимся к авторитар-ным позициям, пользовавшимся благосклонностью президента Гинденбурга и поддержкой Гитлера.

Последний со своей стороны одержал громкую победу на вы-борах, состоявшихся 3 июня, и стал лидером самой влиятельной политической силы в Германии. В стране стало невозможно пра-вить, выступая против нацизма. Запреты, наложенные правитель-ством Брюнинга на нацистские военизированные формирования, были немедленно отменены. В международной сфере фон Папен мог лишь с возросшей непримиримостью отстаивать позиции

Глава 2. «Великая депрессия» и первый кризис...

163

своего предшественника. В серии встреч один на один Эррио пы­тался найти промежуточное решение. В свою очередь президент Гувер, связанный целями предстоящей президентской избира­тельной кампании (в ходе нее произойдет громкое избрание Руз­вельта президентом Соединенных Штатов), счел необходимым предпринять одностороннюю инициативу, которая имела безус­ловный пропагандистский эффект с точки зрения общественного мнения его страны, но которая не учитывала реального хода дис­куссий в Женеве. 22 июня он представил проект, предусматри­вавший общее сокращение всех вооружений приблизительно на одну треть. Таким образом Гувер демонстрировал, что он не счи­тает пересмотр соглашения между французами и англичанами се­рьезным компромиссом. Единственным делегатом, горячо одоб­рившим его предложения, был итальянец Гранди, для которого главная проблема состояла в привязке позиции Италии к пози­ции какой-либо другой великой державы. Для других делегатов это означало бы необходимость начать все сначала.

В конце июня конференция, работавшая параллельно с конфе­ренцией по репарациям в Лозанне, оказалась в тупике. В Лозанне принятие решения об окончании выплаты репараций сопровож­далось англо-французским пактом о консультациях, частично секретным и направленным на согласование соответствующих действий в случае, если Германия вознамерится разорвать обяза­тельства, наложенные на нее Версальским договором. Очевидно, что англичане проводили крайне двойственную и нечеткую поли­тику, поскольку заявляли об отсутствии принципиальных воз­ражений в отношении пересмотра определенных статей мирных договоров, а затем демонстрировали желание сделать уступки по­зициям французов, диаметрально противоположным такому пе­ресмотру. Надежда на то, что можно возродить 1'entente cordiale, была иллюзорной, так как Великобритания в эти месяцы «созда­вала» своего рода протекционистскую крепость, получившую на­звание «стерлинговый блок», и каждое политическое соглашение должно было подчиняться этой цели, которую Лондон считал главной.

Поэтому Женевская конференция стала постепенно заходить в тупик. Когда 20 июля главный докладчик министр иностранных дел Чехословакии Бенеш представил свой доклад, то ни на один из главных вопросов в нем не было четких ответов. Доклад был поставлен на голосование, и делегации четко разделились: италь­янцы воздержались, немцы голосовали против. 22 июля делегат от Германии Надольный объявил о своей позиции, сопроводив это заявлением о том, что Германия не будет участвовать в работе конференции до тех пор, пока не будет признано ее юридическое

164