Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 581

ООН, вызывало определенное доверие к организации, функцио­нирование которой предусматривало поддержание равновесия между великими принципами и реальной необходимостью сохра-нения длительного согласия между главными победителями.

Несомненно, что Устав, несмотря на поправки, внесенные на конференции в Сан-Франциско, был продуктом англосаксонской правовой культуры и инструментом защиты интересов западных стран, прежде всего Соединенных Штатов, которые могли рас­считывать на почти безоговорочную поддержку более 40 из обще-го числа 51 стран-участниц. Нет сомнения, что советское участие было непосредственно связано с правом «вето», т.е. с правом па-рализовать деятельность ООН, если другие державы попытаются использовать ее в целях, неприемлемых с советской точки зре-ния. Все это отражало возможности и ограниченность новой организации, которой победители доверили поддержания мира во всем мире.

7.10.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Рассматривать Объединенные Нации как нечто отдельное от институтов, которые американские и английские проектировщики (но, прежде всего, первые) создали в области экономики, финан-сов и торговли означало бы отражать лишь одну сторону медали. Это означало бы не учитывать, как это делается в историографии, то, что эта вторая группа институтов оказалась в среднесрочной и длительной перспективе гораздо более гибкой, чем международ-но-правовые институты в решении как кризисных моментов, так и повседневных проблем. В 2002 г. можно сказать, что в то время как Объединенные Нации еще находятся на переходном экспери-ментальном этапе, Международный валютный фонд, Междуна-родный банк и ГАТТ (теперь ВТО) представляют собой наиболее эффективные и функциональные механизмы рыночной экономи-ки и обеспечивают ее взаимосвязь.

Опыт развития экономики после Первой мировой войны и протекционизма, последовавшего после великой депрессии, ока-зали глубокое влияние на идейные установки авторов послевоен­ных проектов. Было очевидно, что задача реконструкции была очень трудной, потому что экономический кризис оказался очень глубоким, урон, нанесенный хозяйству, огромным, значительные материальные ценности исчезли, нельзя было с пренебрежением отнестись к проблеме Советского Союза как к отдельному казусу, поскольку, по крайней мере, в принципе, она представляла собой

582

Часть 2. Вторая мировая война

неотъемлемый элемент любых решений. Предстояло решить три проблемы: свободы торговли, дефицита долларов и необходимости капиталов для реконструкции.

Одна из этих проблем была в центре внимания международ-ной экономической политики Хэлла с момента его назначения Государственным секретарем. Она также была предметом дискус-сий как во время работы над Атлантической хартией, так и в пе-риод разработки соглашений о применении закона о ленд-лизе, в особенности на этапе обсуждения ст. 7 англо-американского со-глашения, касавшейся постепенной отмены системы преферен-ций. Но совершенно очевидно, что это соглашение не могло рас-сматриваться в отрыве от валютного аспекта проблемы, потому что нарушение торгового и валютного равновесия являются дву-мя сторонами проблемы торгового обмена. Таким образом, кам­пания в поддержку свободы торговли достигла своего апогея и переросла в кампанию за изыскание валютных средств, которые придали бы свободе торговли реальное содержание, направлен-ное не на подчинение, а на достижение взаимозависимости.

Основная цель американцев в области международной эконо-мики заключалась в реконструкции многосторонней системы ми-ровой торговли. Историки международных экономических отно-шений говорят о «многосторонности», а не о свободе торговли, потому что многосторонность не означает отмену всех торговых барьеров (квот и пошлин), а только их сокращение. Для поста-новки проблемы используются не абсолютные, а относительные термины - и это означает, что торговые барьеры при многосто-роннем режиме должны применяться в равной мере ко всем вхо-дящим в него странам. «Многосторонность» воспринималась как более реалистичный и менее абстрактный вариант абсолютной свободы торговли, которая, будучи осуществленной буквально, привела бы к бесчисленным нарушениям равновесия и к ценовой дискриминации. Вопрос об «устранении дискриминации» стал ядром американской концепции «многосторонности», поскольку он был тесно связан с заботами о будущем мирового рынка, ко-торый должен был служить для сбыта американской промышлен-ной продукции и средством поддержания политических отноше-ний, зависевших от существующих форм торгового обмена.

Англичане знали, что пропаганда свободы торговли была по большей части связана с неприятием европейского протекцио-низма тридцатых годов, а также системы имперских преференций в рамках Британского содружества наций, установленной в 1932 г. на конференции в Оттаве. Но они также знали, что политико-эко-номические узы с Соединенными Штатами, сложившиеся в период