Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 3. Кризис и крах Версальской системы

183

жесткое противостояние маневрам Германии, намеренное внеш-нее дистанцирование, продемонстрированное фашизмом относи-тельно австронацизма, и, наконец, подписанные в марте 1934 г. соглашения об ограниченном таможенном союзе между Австри-ей, Венгрией и Италией - все это позволяло думать, что Муссо­лини выступал тогда ревностным защитником независимости Ав-стрии, и подобная позиция составляла основу итальянской внеш-ней политики. В действительности, ситуация была несколько иной. Прежде всего, оппозиция политике нацистов не была столь твердой, как казалось внешне, потому что заключавшиеся в это время секретные контакты противоречили официальной линии. И даже поддержке Дольфусу были свойственны оговорки и огра-ничения. Более того, чтобы выявить возможности компромисса с Германией, Муссолини в июне 1934 г. согласился встретиться с Гитлером.

Встреча в Стра-Венеция, первая между двумя диктаторами, состоялась 14-15 июня 1934 г. В целом, это событие было недо-оценено, обычно его интерпретировали как первое сближение между «учителем и учеником», и подобного рода замечаниями пестрели публицистика и мемуары того и более позднего време-ни. В действительности, встреча имела совершенно иное значе-ние. Основной темой во время переговоров был австрийский вопрос. Гитлер в пяти пунктах изложил свой проект соглашения, в котором повторялись уже известные позиции: аншлюс был для немцев делом решенным; требовалось лишь сменить руководство Австрии и провести новые выборы, в результате которых авст-рийские национал-социалисты вошли бы в правительство. Все экономические вопросы, касающиеся Австрии, должны были ре-шаться по взаимному согласию между Германией и Италией. Муссолини не вдавался в детали предложений. Но оба собесед-ника признали, «что австрийский вопрос не был и не может быть препятствием для развития их отношений». Переговоры отнюдь не стали столкновением интересов, они были первым важным шагом в направлении преодоления еще имевшихся серьезных разногласий, и два года спустя, в 1936 г., привели к австро-не-мецким соглашениям.

Между тем, переговоры с Гитлером были лишь одним из ас­пектов деятельности фашистской Италии. Тогда у Муссолини не было никакого намерения жертвовать Австрией в угоду герман-скому ревизионизму. Он хотел лишь выяснить подлинные планы Германии и готовность Гитлера учитывать потребности Италии, прежде чем оказать серьезную поддержку Дольфусу, либо избрать другую ориентацию и пойти на соглашение с Францией.

184

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

Ясный и весьма убедительный ответ германской стороны на итальянские вопросы пришел весьма быстро. Внутренняя вражда между фракциями Патриотического фронта, который объединял сторонников Дольфуса, не прекращалась; такая же вражда между нацистскими группировками привела 30 июня 1934 г. к кровавой чистке. Гитлер с трудом удерживал под контролем в столь слож-ный момент все австрийские нацистские движения, развязавшие 25 июля вооруженный путч, во время которого был убит Дольфус (хотя путч и завершился провалом). Муссолини без колебаний воз-ложил на Гитлера ответственность за то, что произошло в Австрии. И хотя отсутствуют доказательства личной ответственности гер-манского канцлера, нельзя отрицать, что убийство Дольфуса связа-но с политической деятельностью национал-социалистской партии. Об этом свидетельствует тот факт, что в ходе силовых дей-ствий путчистов было назначено временное правительство во главе с одним из вождей австрийских нацистов Антоном Ринтеленом.

Разочарование было полнейшим: попытки нацистов провали-лись, и их противники смогли создать новое правительство под руководством деятеля социал-христианской партии Курта фон Шушнига. Муссолини стало ясно, что в австрийском вопросе и в отношениях с Германией он не может рассчитывать на достаточ-но продолжительный спокойный период для свободного решения других - колониальных проблем, если бы Италия располагала более определенным согласием французов.

Менее чем через месяц после путча Муссолини встретился с новым австрийским канцлером. На предложение Муссолини под-держать вступление Италии на территорию Австрии для оказания военной помощи в противостоянии Гитлеру, Шушниг ответил отрицательно, мотивируя отказ тем, что итальянские действия могли бы спровоцировать реакцию Югославии и Чехословакии, а также тем, что у Австрии, впрочем, есть достаточно сил, чтобы контролировать ситуацию. Ввиду равнодушия англичан и слабого интереса французов к тому, что произошло в Вене, Муссолини пришел к заключению: предотвратить аншлюс собственными си-лами невозможно. Единственная надежда, возможно, в том, чтобы отсрочить его.

Подтверждением этого вывода послужила реакция других ев-ропейских стран на венские события. Муссолини приказал неко-торым итальянским частям провести в Венето передислокацию в направлении Бреннера, однако воздержался от посылки двух кор-пусов итальянских вооруженных сил непосредственно на Брен-нер, как об этом обычно говорят, потому что эта акция была бы бесполезной, способной вызвать лишь реакцию, о которой гово-рил Шушниг и которую дуче предвидел сам.