Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

рантиях, предоставленных мирными договорами, и который, из-за того, что он не требовал дополнительных гарантий, был низведен до такого типа урегулирования, которое может быть изменено возможно даже ценой глобального конфликта, как это подтверди-ли события 1938 г., продемонстрировавшие стратегическую огра-ниченность британского видения европейской политики. В дей-ствительности, соглашение, предлагавшееся Штреземаном, могло показаться привлекательным для французов, было полезным для немцев, однако прежде всего оно представляло британское пони-мание проблем безопасности континентальной Европы.

Кроме того, Штреземану посчастливилось найти во Франции подходящего собеседника: им стал Аристид Бриан, бывший пред-седатель совета министров и министр иностранных дел в начале 20-х годов, а с апреля 1925 г. снова министр иностранных дел (в этой должности он пробыл до 1932 г.) в правительстве Поля Пенлеве, сменившем правительство Эррио. Бриан верил в необ­ходимость примирения. Он думал, что, несмотря на недостатки германских предложений, было бы полезно предпринять шаги в направлении нормализации ситуации, поскольку считал, что Фран-ция сама по себе может двигаться в двух направлениях: предос­тавление односторонних гарантий странам Восточной Европы, не охваченным гарантиями, предусмотренными Штреземаном, с тем, чтобы укрепить свою ведущую роль в сфере европейской безопасности, и в то же время добиваться соглашения непосред-ственно с Германией, которое увело бы немцев как от пагубного влияния сотрудничества с Советами, так и от ориентации на пре-имущественное сотрудничество с Великобританией. Германия не должна была выступать европейским конкурентом французскому гегемонизму (согласно британскому видению), но должна была стать серьезным партнером Франции на европейском континенте, партнером, который сотрудничал бы в целях сглаживания проти-воречий, унаследованных от войны, и, следовательно, способство-вал бы в более общем плане укреплению безопасности Франции.

Переговорный процесс по главным названным темам разви-вался достаточно быстро. По вышеназванным причинам отказ Британии от распространения гарантий на восток Европы был благосклонно воспринят французами и гораздо менее благосклон-но - Муссолини, который еще накануне подписания соглаше-ний колебался относительно позиции, которую следует занять Италии. Однако ситуация с подписанием соглашений приобрета-ла значимость благодаря роли согаранта, придаваемой Италии, и в связи с тем, что в случае своего отсутствия Италия осталась бы в изоляции. Поэтому, в конце концов, фашистский диктатор преодолел свои колебания.

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 47

Итак, 16 октября 1925 г. для парафирования новых соглаше-ний о гарантиях в Локарно собрались Штреземан, Бриан, Остин Чемберлен, Муссолини и министр иностранных дел Бельгии Эмиль Вандервельде. Основной договор был торжественно подписан в Лондоне 1 декабря в обстановке, которую, казалось, стремились представить антитезой подписанию Версальского диктата. Фран-ция, и что было более важно, Германия брали на себя обязатель-ство не стремиться к изменению с помощью силы границы, уста-новленной между двумя странами, и между ними и Бельгией в 1919 г. Германия, кроме того, подтверждала свое согласие с деми-литаризацией Рейнской зоны. Великобритания и Италия должны были играть роль держав-гарантов соглашения. Каким образом они будут осуществлять эти гарантии предусмотрительно умалчи-валось; констатировалось лишь, что агрессия должна быть при-знана таковой Лигой Ниций. Кроме того, был подписан ряд ар-битражных договоров между Германией, с одной стороны, и Францией, Бельгией, Польшей и Чехословакией, с другой, - по сути почти пустые слова, за которыми скрывалось отсутствие подлинных гарантий. В обмен на эти договоры французское пра-вительство подписало договоры о союзе и взаимопомощи с Чехос-ловакией и Польшей, касавшиеся ситуации возможного нападения со стороны Германии. Это были два исключения по отношению к общему обязательству французов, выраженному в главном дого-воре - не нападать на Германию. Речь идет о детали, которую следует иметь в виду в связи с франко-советским договором 1935 г. Последний, доведя число исключений из обязательства не напа-дать на Германию до трех, позволил Гитлеру протестовать против нарушения Локарнского пакта. В целом это и был пакет докумен-тов, позднее получивший известность как Локарнские соглашения. Очевидно, что только первый из них имел реальное политическое значение. Другие же или являлись стыдливым прикрытием непри-ятной реальности или же — выражением плохо скрытых надежд или даже отступлением от существовавших ранее соглашений.