Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

7.6.2. Поражение германии

Тем временем в Европе война шла к концу. Когда Гитлер узнал, что 28 апреля Муссолини, попавший в плен к участникам Сопро-тивления, был казнен без суда и следствия, он покончил жизнь самоубийством, и власть взяли военные. За несколько дней до этого произошла встреча советских и американских войск в Тор-гау, сопровождавшаяся большими празднованиями. Развала «Ве-ликого союза» не произошло, более того, Эйзенхауэр до конца сдерживал темпы продвижения своих войск, чтобы линия окку-пации совпадала с согласованной между военным командованием армий союзников.

546

Часть 2. Вторая мировая война

В этой обстановке адмирал Дениц стал германским премьер-министром и сразу же установил контакт с союзным командова-нием. Если у него оставались какие-то иллюзии относительно не-избежной безоговорочной капитуляции, то они были рассеяны Верховным главнокомандующим союзными войсками генералом Эйзенхауэром. 8 мая 1945 г. немецкий эмиссар генерал Йодль подписал в Реймсе в штаб-квартире союзников протокол о капи-туляции Германии. На следующий день аналогичный документ был подписан в Берлине в присутствии маршала Жукова.

Так закончилась война в Европе: царила надежда, что чудо-вищная катастрофа прекратилась. Виновники войны были быстро осуждены или заключены в тюрьму в ожидании судебных про-цессов, таких как в Нюрнберге. Были раскрыты зверства, совер-шенные нацистами, в особенности после 1942 г., в концентраци-онных лагерях. По дорогам Германии в другие страны Европы двигались колонны беженцев, которые возвращались к себе до-мой, а также брели немцы, чьи земли были отданы Польше, в поисках своего места проживания. По дорогам, разрушенным войной, шли оставшиеся в живых ветераны, оборванные, голод-ные и изнуренные, они стремились, используя любые случайные транспортные средства, добраться домой.

Европа, та часть Европы, где велась война, где границы по-мнили наиболее острые моменты боев, где бомбардировки и, в особенности, бомбардировки союзниками Германии и Северной Италии, не всегда оправданные в военном отношении, нужные только для того, чтобы ослабить нацистский тыл, - эта Европа смотрела на наступивший мир, видела огромные масштабы пред-стоявшего восстановления и ее охватывало радостное волнение, которое несло с собой слово «мир».

7.7. Послевоенная напряженность

7.7.1. КАЗУС ТРИЕСТА И ПОЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

Конец сражений в Европе не решил, конечно, политических проблем и не означал конец мировой войны. Чтобы европейская ситуация хотя бы минимально нормализовалась, было необходи-мо приступить к решению вопросов, по которым в Ялте не было достигнуто полной договоренности, в первую очередь, это каса-лось германской проблемы. Чтобы мир установился во всем мире, нужно было заставить Японию капитулировать.

Советская политика в Польше и Восточной Европе порожда-ла большую тревогу на Западе. Уже тот факт, что войска Тито

Глава 7. Победа союзников и подготовка послевоенного... 547

захватили Триест до того, как в город Юлия Цезаря вошла армия союзников, и отказались его покинуть, несмотря на приказы вер-ховного командующего союзными войсками генерала Александе-ра, которому формирования Тито формально подчинялись, был плохим предзнаменованием. Сосуществование союзных войск и партизан Тито сразу оказалось трудным делом и стало еще более сложным в связи с тем, что союзники приняли решение, предва-ряя установления будущего мирного договора провести линию оккупации по довоенной границе.

Но даже если отбросить этот формальный аспект, югославс­кие партизаны были настроены крайне враждебно по отношению к Италии. Отказ югославских партизан оставить Триест регуляр-ным оккупационным силам вызывал подлинное негодование. На-пряжение достигло высокой степени в военном и дипломатичес-ком отношении и грозило вылиться в вооруженное столкновение. Тито думал, что может полностью рассчитывать на поддержку со-ветских войск, которая ему оказывалась, однако до определенного момента, и возможно это стало отражением расхождений между националистическими настроениями лидера югославских парти-зан и более широкими интересами советской политики. В этой ситуации переговоры стали необходимы, но только в середине июня военная администрация союзников установила свою власть в городе и порту Триеста, а югославские партизаны ушли, скрепя сердце, в горы, окружавшие город.

Переговоры в Москве по польскому вопросу проходили также трудно и вызвали воинственный отклик в американской прессе. Но в этом вопросе Трумэн повел себя как наследник Рузвельта и сторонник компромисса, он согласился встретиться в июле со Ста-линым в Европе. Чтобы поляки не мешали переговорам, Трумэн принял решение, которое отражало его стремление не углублять разногласия. Он решил послать в Москву Гарри Гопкинса, очень близкого сотрудника Рузвельта и политика, который первым при-был в Москву в 1941 г. с обещанием американской помощи и ко-торый, таким образом, воплощал стремление договориться со Сталиным: его миссия оживила на некоторое время дух Ялты.

Между Сталиным и Гопкинсом состоялся откровенный обмен мнениями. Сталин сказал, что заметил в намерениях англичан стремление превратить Польшу в своего рода новый санитарный кордон против СССР. Гопкинс возразил и заявил, что Соединен-ные Штаты признают интересы советской безопасности и выра-жают пожелание, чтобы в Варшаве было создано «дружественное» СССР коалиционное правительство. Однако США не могут со-гласиться с тем, чтобы таковым стало Люблинское правительство, которое поддерживают Советы.

548