Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эннио Ди Нольфо.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Глава 1. Несостоявшаяся реконструкция европейской системы 71

размеров. Решения, напрямую не затрагивавшие Германию, каса-лись рождения сербо-хорвато-словенского государства (позднее -Югославия); создания независимой Венгрии; создания, фактичес­ки заново Румынии, поскольку с точки зрения территории она расширилась почти вдвое против своих прежних размеров; при-знания независимости Албании; уменьшения размеров Болгарии; увеличения греческой и итальянской территорий.

Оттоманская империя уже в течение нескольких десятилетий не являлась с территориальной точки зрения проблемой для Евро-пы. В результате балканских войн 1912-1913 гг. она была почти полностью вытеснена с континента. Однако вопрос проливов не-посредственно касался европейских стратегических интересов, и о судьбе Оттоманской империи велись наиболее дискутируемые дипломатией переговоры в период войны. Судьба, которую пред-назначали ей союзники (то есть стремление довести ее до состоя­ния государства-призрака), пришла, однако, в столкновение с первым послевоенным подъемом антиколониального движения.

Каждое из таких урегулирований создавало новые проблемы.

Сен-Жерменский мирный договор (10 сентября 1919 г.), ка-савшийся устройства территорий, ранее принадлежавших Австро-Венгерской империи, как и Версальский договор, открыли путь к возрождению Польши. Хотя решение об этом было определен-ным и исправляло одну из величайших несправедливостей, со-вершенных династической дипломатией в конце XVIII века, гра-ницы, в которых должно было осуществляться такое решение, были гораздо менее определенными. Польша рождалась, получив австрийскую Галицию, Померанию и часть Силезии. Ее восточ-ная граница оставалась неопределенной, в то время как южная граница была достаточно четко определена благодаря географи-ческому положению - ее расположению по хребту карпатской гряды - все другие границы являлись предметом для обсужде-ния. Как можно было сочетать восстановление исторической справедливости с принципом самоопределения на землях, где присутствие многих этнических групп сделало ситуацию трудно-разрешимой? Это касалось как Силезии, так и Померании, а так-же границы с Россией, Белоруссией и Украиной. Кроме того, вставал вопрос выхода к морю. Можно ли было возродить вели-кое польское государство, не предусмотрев, чтобы оно имело вы-ход к Балтийскому морю? Но где? Достаточно перечислить эти проблемы для того, чтобы понять, как в каждой из них присут-ствовали причины для противоречий с побежденными нецами, с австрийцами, также побежденными, и с русскими, в каком бы то ни было качестве - побежденных или революционеров. Решение

72

Часть 1. Двадцать лет между двумя войнами

относительно Верхней Силезии было доверено плебисциту (он состоялся в 1921 г. и предоставил объективные данные, если так можно выразиться, для определения границы в соответствии с преобладанием тех или иных этнических групп). Относительно Померании решение было принято державами Антанты. Герман-скую территорию разрезали для выделения «коридора», который обеспечил бы Польше выход к морю. Польше предоставлялся также порт города Данциг (сейчас - Гданьск), получивший ста-тус свободного города под контролем Лиги Наций. Таким обра-зом, с созданием Восточной Пруссии, отрезанной от остальной Германии новыми польскими территориями, Германия утрачива-ла свою территориальную целостность.

Еще более сложным был вопрос о восточной границе, нераз-рывно связанный с действиями советского правительства. Оно уже отказалось от польских территорий (так же как и от террито-рий Финляндии, Латвии, Эстонии и Литвы) по Брест-Литовскому договору 3 марта 1918 г., положившему конец войне с имперской Германией, являвшейся в тот момент победительницей на вос-точном фронте. Поражение Германии позволило создать Поль-ское государство, во главе которого встал маршал Юзеф Пилсуд-ский, президент республики и главнокомандующий армии. Эта армия бесстрастно наблюдала за ходом гражданской войны в ожидании того, что ситуация позволит заинтересованным сторо-нам решить проблему границы с революционной Россией. Пил-судский ошибочно верил в прочность независимости Украины, санкционированной в Брест-Литовске. В самом деле, это дало бы независимым полякам серьезную поддержку в сопротивлении русским. Однако, когда успехи революционнных сил продемон-стрировали, что эта вера была плохо обоснована и что Красная армия приближается к польской территории, Пилсудский пере-шел в наступление и в период с апреля по август 1919 г. сумел отвоевать территорию, уже захваченную Советами, и дойти до Белоруссии.

Успех так вдохновил его, что в последующие месяцы и, в част-ности, в ноябре 1919 - январе 1920 г. он отверг советы Ллойд Джорджа о том, что надо искать компромиссное решение с сила-ми русской революции. Напротив, весной 1920 г. он вступил в союз с украинским лидером Симоном Петлюрой, укрывшимся в Польше, с целью ведения совместной борьбы с Красной армией. Наступление имело большой успех и довело поляков до Киева, однако молниеносная реакция Советов драматическим образом опрокинула ситуацию. Появилась опасность того, что революция, не вспыхнувшая спонтанно, будет впервые экспортирована совет-