Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по клинической психологии.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
907.78 Кб
Скачать

1. По темпу

- ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени, они поверхностные, механические. Больной легко переключается с одной мысли на другую, не заканчивая ответа. Иногда возникает целый «вихрь идей».)

- замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени, их возникновение замедлено, мысли «ворочаются, как жернова», тяжело, речь замедленная.)

2. По стройности

- разорванность (нет связи между мыслями и предложениями)

- бессвязность (нет связи между словами)

- инкогеренция (нет связи между слогами)

- вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний)

- паралогическое мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой)

- амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей)

- перерыв мышления

3. По целенаправленности

- резонерство (бесплодное мудрствование)

- обстоятельность (речь может быть обычной по темпу, однако переход от одной мысли к другой совершается крайне медленно из-за «топтания» вокруг несущественных обстоятельств и излишне подробного описания фактов и событий, не имеющих прямого отношения к основной теме рассказа.)

- персеверация (застревание на одной ассоциации, повторение или систематическое возвращение к одной и той же определенной теме.)

- аутистическое мышление (его объектами являются исключительно внутренний мир больного, его переживания. Такие больные замкнуты и недоступны, а если вступают в беседу, то вскоре переводят разговор на тему собственных мыслей и представлений, не имеющих реальной проекции и оторванных от действительности.)

- символизм (основное внимание обращается на свойства, имеющие второстепенное значение, придавая им особый смысл, выводы строятся на основании случайных ассоциаций)

4. По продуктивности

- навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные. Навязчивые идеи не только не соответствуют действительности, но часто противоречат ей, нередко нелепы по содержанию. Навязчивые мысли сочетаются с другими навязчивыми явлениями – представлениями, страхами, действиями и т.п. Все они без исключения оцениваются больными правильно, «как они того заслуживают», и осознаются как нечто лишнее и постороннее, привнесенное извне.)

- сверхценные идеи (они всегда имеют какое-то реальное основание, психологическую проекцию вовне, однако больной придает им слишком большое значение. Несоответствие истинной ценности факта и мнения о нем больного им самим не осознается. Поэтому развивается кипучая деятельность в связи с имеющейся у больного сверхценной идеей.)

- бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции. Описываются острый бред, хронический бред и осциллирующий – затухающий и периодически обостряющийся бред. По содержанию бред может быть весьма разнообразен: преследования, самообвинения, одержимость, метаморфозы, величие, богатство, знатное происхождение и т.д.)

- неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов, а также новых слов-символов).

Нарушения мышления наблюдается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний (туберкулез, анемия, интоксикация).

По другой классификации (Перре, Бауман) человеческое мышление может быть нарушено вследствие многих причин, причем чаще всего нарушена логическая переработка информации:

1) Основные когнитивные расстройства мышления возникают вследствие того, что не удается должным образом осуществлять основные процессы переработки информации. Поэтому нарушается переработка сложной информации и возникают характерные расстройства мышления (недооценка реальности, галлюцинации). Это имеет место, прежде всего при шизофрении, умственной отсталости, аутизме и деменции.

2) Формальные расстройства мышления – это нарушения дедуктивного мышления, и они выражаются в том, что акты мышления дезорганизованы или формально нелогичны (бессвязность мышления, разорванность, персеверация), что приводит к ошибочным, искаженным результатам. Такие расстройства мышления возникают у большинства пациентов с шизофренией, а также при тяжелых формах умственной отсталости.

3) Содержательные расстройства мышления касаются, прежде всего, индуктивного мышления (обобщения конкретного опыта). Они возникают из-за того, что мышление исходит из ложных предпосылок, переоценивает одни и недооценивает другие доводы и поэтому приходит к ложным умозаключениям. А значит, нарушается способность категоризации и достоверного объяснения событий окружающей действительности. В случае психических заболеваний окружающий мир воспринимается причудливым и необычным образом. Эти содержательные расстройства мышления присущи, прежде всего, больным шизофренией, деменцией, пациентам с органическими заболеваниями головного мозга, большой депрессией и кратковременным психотическим расстройством.

4) Недостаточная системная регуляция/метакогниция касается определенных моментов системной регуляции и контроля, имеющих место в процессе мышления. При этом указывается на желательность систематического обращения к предшествующему опыту или регулярного метакогнитивного опосредования. Лица, не обладающие этими способностями, в процессе мышления и принятия решения не могут достичь положительных результатов. Такими чаще всего оказываются лица со сниженными интеллектуальными способностями, а также лица, испытывающие сильные эмоциональные перегрузки.

5) Недостаточная способность к образованию понятий описывает способность воспринимать, категоризировать, аккумулировать в памяти события окружающей действительности и реализовывать в своих действиях полученные при этом знания, опыт и оценки. Низкий понятийный уровень характерен, прежде всего, для таких заболеваний, как большая депрессия, расстройства социального поведения, антисоциальное поведение и алкогольная зависимость.

В патопсихологии Б.В.Зейгарник выделяет следующие три вида патологии мышления:

1) нарушения операционной стороны мышления, к которым относятся снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. Первое характерно преимущественно для больных с различными формами органического поражения головного мозга, а также лиц с интеллектуальной неполноценностью. Второе наиболее часто встречается у больных шизофренией и психопатических личностей, однако частота встречаемости этих нарушений у больных шизофренией значительно выше, чем у психопатов.

2) нарушения динамики мыслительной деятельности проявляется в лабильности или инертности мышления. Лабильность мышления – это неустойчивость способа выполнения задания. При этом уровень обобщения и адекватный характер суждений пациентов в целом сохраняется. Инертность мышления – это трудности изменения избранного способа работы испытуемого, переключения с одного вида деятельности на другой. Лабильность и инертность мышления являются в целом неспецифическими патопсихологическими феноменами, которые могут быть обнаружены при самых разнообразных психических расстройствах, однако все же наиболее часто они встречаются в рамках различных органических поражений головного мозга.

3) нарушения личностного компонента мышления проявляются в виде разноплановости мышления, нарушения критичности мышления и нарушения саморегуляции мышления. Разноплановость мышления заключается в том, что суждения испытуемых протекают одновременно в разных плоскостях, в качестве основы для выполнения мыслительной деятельности при этом выступают совершенно разные посылки. Нарушения критичности мышления (резонерство) сводится к «бесплодному мудрствованию», к непродуктивным многоречивым рассуждениям, к неадекватному стремлению подвести любое явление под какую-нибудь «концепцию». Нарушения саморегуляции мышления проявляются в невозможности целенаправленной организации испытуемым своих мыслительных действий. Описанные нарушения могут встретиться при самых разнообразных нарушениях психической деятельности человека.

Еще один вариант нарушений мышления - способность решать проблемы.

Мышление и решение проблем – тесно связанные друг с другом процессы. Мышление в основном связано с переработкой информации. Решение проблем опирается на такие акты мышления, как дедукция и индукция, и определяется как «длинная цепь умственных операций», которые сводятся к изменению в чем-то неудовлетворительного исходного состояния и включают в себя следующие основные процессы:

1) формирование внутреннего представления об окружающем мире, отражающего имеющуюся проблему (проблемное пространство);

2) процессы индивидуальной интерпретации и селекции, используемые при формировании проблемного пространства и способные привести к ошибкам или искажениям при восприятии проблемы (репрезентация проблемы);

3) возможные изменения, которые соотносятся с субъективной репрезентацией проблемы (поисковое пространство). Возможные пути решения, которые индивид ищет исходя из известных ему свойств проблемы. Если выбранный путь не приводит к решению проблемы, то либо меняется репрезентация проблемы, либо процесс решения приостанавливается;

4) по ходу решения проблемы могут возникать новые затруднения, разрешение которых потребует новых попыток.

Таким образом, проблема характеризуется, прежде всего, тремя моментами: а) индивид воспринимает свойства окружающего его мира и репрезентирует их в виде проблемного пространства; б) он осознает, что его внутренние представления об этих свойствах содержат недопустимые пробелы («барьеры» между осознаваемым существующим состоянием и желаемой целью); в) индивид предпринимает целенаправленные шаги в виде актов мышления и действий для преодоления этих барьеров. В частности, при возникновении когнитивно-интеллектуальных проблем возникают следующие барьеры:

  • затруднения, возникающие при формировании проблемного пространства, например, не удается понять истоки проблемы, определить желаемое конечное состояние, не удается адекватно изобразить проблемные взаимосвязи. Это значимо при возникновении плохо определенных, сложных проблем.

  • затруднения, возникающие при определении возможностей решения проблемы, например, когда неизвестен путь решения проблемы, когда реализовать нужные действия не представляется возможным, выполнение действий связано с трудностями. Это имеет значение при новых проблемах.

  • недостаток знаний и неумение ими воспользоваться. Это имеет значение при неоднозначных и новых проблемах.

При решении социальных, повседневных проблем возникают дополнительные препятствия, связанные с повышенной сложностью проблемной ситуации:

  • негативное восприятие проблемы или недостаточное владение своими эмоциями. Вследствие предварительных установок и эмоций проблема приобретает личную окраску и затрудняется поиск адекватного решения;

  • эмоциональная вовлеченность в проблему. Вследствие собственной вовлеченности в проблему индивиду с трудом удается соблюдать дистанцию по отношению к ней, ему сложно посмотреть на исходную ситуацию без предубеждения и размышлять над возможными решениями проблемы;

  • недостаток навыков, сказывающийся на выполнении принятого решения.

Эти препятствия одновременно являются и важнейшими условиями возникновения расстройства способности решать проблемы.

На возникновение расстройств способности решения проблем могут влиять следующие четыре момента.

  • негативное восприятие проблемы/недостаточная регуляция эмоций. При этом проблема отягощается негативными, субъективными оценками, отчего проблема представляется более сложной и непонятной, а потому вырастают и «затраты» на ее решение. Представление о самой проблеме и о целях, которые должны быть достигнуты в первую очередь, становится все менее ясным, а склонность к поспешным и неадекватным реакциям повышается. Такое положение дел характерно, прежде всего, для лиц, находящихся в состоянии депрессии и тяжелого кризиса (острое стрессовое расстройство);

  • недостаточное понимание проблемы. Социальные и повседневные проблемы, как правило, являются открытыми и многозначными, следовательно, требуют активных усилий, чтобы разобраться в их возникновении и «создать соответствующее проблемное пространство». Однако лица с психическими расстройствами склонны к неконтролируемым, импульсивным выводам, поверхностному восприятию информации и к суждениям, обусловленным их конкретным расстройством. Это справедливо для расстройств внимания и гиперактивности, расстройств социального поведения, антисоциального поведения и зависимости от психоактивных веществ;

  • недостаточная компетентность в решении проблем. В ходе решения какой-либо проблемы возникают представления о различных возможностях ее решения, производится анализ их вероятных последствий и принимается наиболее подходящее решение. Люди с нарушенной психикой на этой стадии часто испытывают затруднения, поскольку они либо не могут принять адекватное решение, либо не могут его выполнить из-за отсутствия необходимых навыков. Это случается чаще всего при: алкогольной зависимости, расстройстве социального поведения, антисоциальном поведении, большой депрессии, дефиците внимания, гиперактивности и профессиональных проблемах.

  • недостаток способности усваивать и использовать знания. Решение проблем предполагает наличие знаний различного рода, необходимых для понимания проблемы и для поиска способов ее решения. Следовательно, ограниченные знания, а также недостаточное умение использовать имеющиеся знания быстро приводят к нарушению способности решения проблем. Это происходит в случае умственной отсталости, шизофрении, большой депрессии, расстройства социального поведения и трудностей в школе и на производстве.

Диагностика

Расстройства мышления и способности решения проблем диагностируются в основном с помощью самоотчетов, а также за счет постоянного анализа результатов своих поступков. При этом мыслительные акты и этапы решения проблемы выясняются или непосредственно (опрос, тестирование, словесные сообщения) или регистрируется совладание с выбранной проблемой и его результат (наблюдение, анализ актуального состояния проблемы). Другие возможности регистрации заключаются в оценке способности решения проблем на основе клинического интервью.

Этиология

Во время процесса мышления происходит восприятие информации, выработка умозаключений и объединение их друг с другом в виде гипотез. Это может происходить дедуктивным (когда исходят из общих положений) или индуктивным путем (в виде обобщения конкретного опыта). Это может быть достигнуто, если выполняются несколько очевидных условий: 1) значимая информация должна восприниматься и перерабатываться адекватным способом; 2) умозаключения не должны противоречить формальной логике; 3) содержание мышления должно оцениваться в соответствии с общими эмпирическими основами; 4) процесс мышления необходимо организовывать по принципу системной регуляции; 5) мыслительные акты должны иметь возможность обращения к достаточно дифференцированному опыту. Клиенты могут иметь серьезные нарушения в этих пяти областях.

Решение проблем заключается в изучении некоторого неудовлетворительного исходного состояния и его целенаправленного изменения. При решении проблем индивид воспринимает свойства окружающего мира и репрезентирует их в проблемном пространстве; он осознает, что его представления об окружающей действительности содержат недопустимые пробелы, и предпринимает целенаправленные действия, чтобы преодолеть распознанные барьеры.

Расстройства решения проблем тесно связаны с развитием и еще больше с поддержанием психических расстройств, так как у людей с психическими расстройствами чаще возникают расстройства при решении проблем. Например, они затягивают решение проблемы, поздно начинают ее решать или осуществляют неподходящие решения. Можно спорить о том, являются ли эти расстройства решения проблем собственным моментом самого расстройства или скорее выражением общей психической нестабильности. Совершенно все равно, к какому выводу можно было бы прийти при обсуждении этого вопроса, очевидным является то, что расстройства решения проблем совершенно явно способствуют дальнейшему поддержанию уже имеющегося психического нарушения, а улучшения навыков и умений мыслить и решать проблемы улучшают как психическое самочувствие, так и здоровье пациента в целом. Расстройства решения проблем возникают из-за того, что нарушается мышление, в том числе способность находить правильные пути решения своих проблем или обдумывать конкретные фазы решения.

Интервенция

В то время как лица без каких-либо расстройств испытывают затруднения при решении лишь серьезных проблем, лица с психическими расстройствами зачастую доходят до пределов своих возможностей уже при решении сравнительно простых задач. Поэтому методы интервенции призваны помочь таким людям настолько улучшить их способности решать проблемы, чтобы они могли благополучно справляться с возникающими у них проблемами и перегрузками. С этими методами интервенции связана надежда на то, что возникшие нарушения уменьшатся, а потенциальные нарушения будут своевременно предупреждаться.

Расстройства способности решения повседневных проблем восходят к пяти наиважнейшим причинам: 1) дефицитам в мышлении и при переработке информации; 2) негативному восприятию проблем или недостаточной регуляции эмоций; 3) недостаточному пониманию проблемы; 4) недостаточной компетентности в решении; 5) ограниченному запасу знаний или неумению использовать имеющиеся знания. Методы интервенции ставят своей целью изменить эти обусловливающие моменты и стремятся, прежде всего, к следующему:

  • оптимизации процесса мышления (тренинг дивергентного мышления, тренинг общих когнитивных способностей);

  • регуляции эмоций (инструктирование клиентов относительно методов дистанцирования от проблем и обучение ожиданиям контроля);

  • улучшению понимания проблемы (приобретение знаний, относящихся к проблемной сфере);

  • обучению навыкам и умениям (тренинг навыков решения социальных проблем);

  • оптимизации усвоения и использования знаний (развитие памяти, тренинг хранения более взаимосвязанной информации).