Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
501.25 Кб
Скачать

56 Глава 2

Неравенство и иерархия

В современной науке принято различать неравенство, иерархию и стратификацию. В научном смысле неравенство — это такие условия, при которых разные группы или индивиды имеют неодинаковый доступ к власти, богатству, престижу, образованию и т. д. Неравенство быва­ет вертикальным и горизонтальным. Вертикальное неравенство отра­жает положение человека по отношению к другим людям внутри одной иерархической лестницы (король и подданный, папа и католики, гене­рал и солдат). Горизонтальное неравенство показывает различия между людьми примерно одного статуса, но входящего в разные иерар­хии (например, разница в заработной плате между американским и российским профессором или отличия в уровне жизни между жителя­ми столицы и провинциального города).

Понятие «иерархия» (от греч. hieros — священный и arche — власть) в социальных науках используется для характеристики пирамидальной социальной организации от высших уровней к низшим. Однако с появ­лением кибернетики данное понятие стало применяться во всех науках для описания упорядоченного взаимодействия между различными эле­ментами и уровнями системных объектов.

Социальная стратификация [отлат. stratum — слой) — это иерар­хическая система неравенства, разделение совокупности людей на страты (классы, ранги и проч.). Основанием стратификации является неравно­мерное распределение прав и привилегий, власти, престижа и влияния, обязанностей, собственности.

Социологи выделяют экономическую (по степени богатства), по­литическую (по концентрации власти) и профессиональную (внут­ри профессий) стратификацию. В архаических и традиционных обще­ствах основанием для стратификации являлись также родство (вождь и его родственники по боковой линии; аристократы крови и простолю­дины и т. д.) и этническая принадлежность (эллины и варвары; заво­еватели и завоеванные). В некоторых современных обществах (напри­мер, в странах Балтии) этническая стратификация сохраняется*.

* Подробно о социологических теориях неравенства и стратификации можно узнать из учебников по социологии, а также из следующих работ: Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социология: Учебник 90-х годов. Челябинск, 1991; Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура// Социологические исследования. 1992. № 2; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 297—424; Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147— 156; Фролов М.А. Политическая стратификация. М, 1995 и др.

Проблема этнического неравенства не входит в круг вопросов, рассматриваемых в настоящем издании. Для этих целей необходимо обратиться к специальным пособиям и монографиям по этнологии и этнополитологии. Вот некоторые из работ на эту тему: Здравосмыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997; Он же. Идентичность и конфликт в постсоветских обществах. М., 1997; Солдато-ва Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М., 2000; Тураев В.А. Этнополитология. М., 2000.

Природные и культурные основы неравенства и власти 5 7

С оциальная стратификация

Особенно много сделал для изучения социальной стратификации П.А. Сорокин (1889—1968). В ряде его работ, особенно в книге «Соци­альная мобильность» (1927), подробно рассматриваются основные ком­поненты теории стратификации (Сорокин 1990: 295—424).

Экономическая стратификация рассматривается им через призму концентрации богатства. Сорокин отвергает гипотезу К. Маркса, впо­следствии опровергнутую историей, согласно которой с развитием капи­тализма процесс пролетаризации и пауперизации должен был нарас­тать. Он также возражает против точки зрения В. Парето, который полагал, что распределение доходов и профиль экономической страти­фикации представляют постоянную величину, которая поддается мате­матическому исчислению. Наконец, Сорокин выступает против того, чтобы рассматривать постепенное увеличение среднего уровня благосо­стояния в современной Западной Европе и Америке как прогрессивную тенденцию. Он приходит к выводу, что благососгояние и доходы могут сильно варьировать в различных исторических типах обществ и, скорее всего, профиль экономической стратификации подвержен периодиче­ским циклическим колебаниям, обусловленным воздействием разнооб­разных факторов.

Политическая стратификация также подвержена определенной динамике. Ее развитию способствует увеличение размеров и разнород­ности общества. Однако политическая стратификация не поддается однолинейному истолкованию как постепенный переход к политичес­кому равенству и исчезновению общественных рангов. Нельзя не согла­ситься с выводами Сорокина, что процессы политической демократи­зации могут чередоваться с установлением тоталитарных режимов (фашизм в Италии и Германии, хунта в Чили) и/или созданием антиде­мократических организаций (ку-клукс-клан в США), монархии могут сменяться республиками, и наоборот (античные Греция и Рим, Франция в XVIII—XIX вв., Испания конца XX в.). Доступ к механизмам власти с течением времени не становится более простым (самые мобильные общества — Западная Римская империя и США, где около 50% прави­телей — выходцы из низов). Политическая элита никуда не исчезает, она лишь меняет обличие. На смену наследственным элитам «крови» традиционного общества приходит элита «денег» и затем элита «зна­ний». Профиль политической стратификации также колеблется, но в более широких пределах, чем профиль экономической стратификации. Эти колебания опосредованы борьбой, которая ведется между элитой и силами выравнивания, стремящимися сделать пирамиду стратифика­ции более плоской.

Профессиональная стратификация бывает внутрипрофессио-нальной и межпрофессиональной. Внутрипрофессиональная стра­тификация предполагает, что в различных профессиональных органи­зациях существует внутренняя дифференциация, обусловленная необ-

58