Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крадин_Политическая антропология-2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
501.25 Кб
Скачать

39 Природные и культурные основы неравенства и власти

В данной главе рассматриваются как естественные (природные, со-циобиологические), так и общественные (культурные) предпосылки возникновения неравенства и власти.

Глава 2

ПРИРОДНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ НЕРАВЕНСТВА И ВЛАСТИ

Вплоть до настоящего времени очень широко распространена иллю­зия, согласно которой неравенство и эксплуатация являются сравни­тельно поздно изобретенными социальными институтами, а до их появ­ления люди жили в царстве равенства и коллективистской взаимопомо­щи. Во многом данный миф восходит к знаменитым трактатам Жан-Жака Руссо «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754) и «Об общественном договоре» (1762). Впослед­ствии его взяли на вооружение основоположники марксизма, включив первобытно-общинный строй без частной собственности в свою форма-ционную схему. В этой схеме первобытность не была просто первой ступенькой в эволюции общественных форм. Она представляла собой нечто вроде прообраза светлого будущего — некий «социализм наизнан­ку», «первобытный коммунизм». К этому строю постоянно апеллирова­ли теоретики марксизма, когда хотели показать, что возможно суще­ствование общества без частной собственности и без эксплуатации. Кроме этого, «первобытный коммунизм» являл собой нечто вроде по­стоянного укора антагонистическому обществу с его многочисленными пороками и недостатками.

Однако обращение к исследованиям социоантропологов (этнологов, этнографов), а также к работам специалистов по социобиологии пока­зывает, что это очень серьезное заблуждение, от которого давно при­шло время отказаться. Неравенство всегда существовало в истории человеческого общества. В настоящее время закрывать на это глаза и, руководствуясь кабинетными иллюзиями прошлого века, пытаться со­здать общество без неравенства — это не только абсурдная, но и чрез­вычайно опасная идея. Опыт многих столетий мировой истории, начи­ная от христианских общин и заканчивая мировой системой так назы­ваемого социализма, показывает, что все попытки построения подоб­ных обществ заканчивались созданием еще более жестких автократи­ческих структур.

Территориальное поведение

В книге Ю.М. Плюснина, посвященной теоретическим проблемам социобиологии (1990), приводится хороший пример территориального поведения. Этот пример взят из мультфильма для взрослых «Выкру­тасы», который часто в 80-е годы показывали перед демонстрацией фильмов в кинотеатрах. В нем проволочный человечек из мотка про­волоки мастерит себе стол, кровать, дом, сажает проволочные цветы и деревья в проволочном саду, наконец, делает проволочную жену. Од­нако ему постоянно мешают спокойно жить (в образе врага выступают проезжающие где-то рядом автомобили). Поэтому он сначала создает для себя проволочную собаку и будку, а затем решает построить из проволоки забор вокруг своего дома. Однако моток человечка давно кончился, поэтому он вынужден для сооружения забора разобрать все, что он смастерил ранее.

В этом мультфильме скрыт очень глубокий смысл. Каждое живое существо создает свой собственный мир обитания посредством присво­ения части пространства, преобразования его (в том числе и располо­женных здесь ресурсов) в соответствии со своими потребностями, на­клонностями и интересами.

Никакой живой организм не может существовать без энергии, кото­рую он получает из внешнего мира. Эта энергия находится в ресурсах, расположенных в окружающем организм пространстве. Следовательно, активность особи направлена на получение определенного количества ресурсов и защиты пространства, на котором эти ресурсы расположены.

Чтобы другие особи данного вида знали, что это пространство пер­сонализировано, животные используют различные способы маркиров­ки. Птицы сигнализируют своим пением, что эта территория занята. Собаки метят территорию своей мочой, крысы и мыши — калом.

Люди более изощрены, чем животные. Они вышивают вензеля на носовых платках, ставят экслибрис на книги, клеймят тавром домаш­них животных, ограждают землю забором и прибивают к нему таблич­ку с надписью «Частная собственность» или «Осторожно, злая собака», возводят пограничные столбы между государствами. Как рудимент подобного поведения можно расценивать различные надписи на стенах, столах, в трамваях, автобусах и поездах вроде «Здесь был Вася» или «ДМБ-79». Но и тут сущность заключается в попытках маркирования определенной части пространства.

Наконец со временем люди изобретают «частную собственность» — специальный институт, который призван регулировать с помощью спе­циальных законов и органов силы отношения между индивидами по поводу различных материальных и нематериальных объектов.

40