Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
lection_5.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Литература

Основная

  1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде // Сумерки богов. М., 1989. Часть первая (Абсурдное рассуждение).

  2. Франк С. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., 1992.

Дополнительная

  1. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М., 1994.

  2. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

  3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  4. Смысл жизни. Сокровища русской религиозно-философской мысли. М., 1994.

  5. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Мартин Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993.

Тема 15. Общество и его развитие

  1. Человек нуждается в обществе

  2. Какое объединение людей можно считать обществом?

  3. Причины общественного развития

  4. Разнообразие форм и типов общественной эволюции

  5. Факторы, влияющие на ход развития общества

  1. Человек нуждается в обществе

Согласно Библии, первые люди Адам и Ева в саду Создателя были вместе и общались. Однако это общение еще не было в полном смысле слова общественным. Всем также известно, к чему оно привело. Изгнанные из Эдема, Адам и Ева должны были в поте лица добывать хлеб свой. С этого момента и началась их общественная жизнь.

Эта библейская история говорит нам, кроме всего прочего, о том, что действительное общество начинает существовать только тогда, когда все условия своего существования – материальные (пища, кров, одежда, орудия труда) и идеальные (знания, верования, традиции и т. д.) – люди создают не в одиночку, а совместно с другими людьми. Вся наша жизнь от начала до конца проходит в обществе, и поэтому любое наше действие имеет общественную форму и протекает в условиях, созданных обществом.

Общественность, или что то же самое, социальность вошла в плоть и кровь нашего существа, в сущность нашего «я». Обособленный человек, не нуждающийся в общении с другими людьми и их помощи, есть не более чем плод фантазии. Еще Аристотель заметил, что «тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства (в нашем случае  общества  О.В.), становясь либо животным, либо божеством»51.

Общество есть естественная жизненная среда для человека. Еще до его рождения общество готовится к нему. Рождаясь, человек сразу же оказывается в обществе. На протяжении всей своей жизни он находит в обществе и посредством общества все условия для своего существования и развития. И даже когда он уходит из этого мира, он остается в памяти общества, прежде всего близких ему людей. А если его жизнь и труды оказали заметное влияние на общественную жизнь, то он надолго, а в некоторых случаях возможно и навсегда, остается в общественной памяти.

  1. Какое объединение людей можно считать обществом?

Что же такое общество  это странное образование людей, рождающее их из себя, делающее их полноценными личностями, а потом помнящее о них долго? Достаточно ли обществом назвать простую совокупность людей? Или может быть это их особая форма организации? А может быть это некий надличностный организм, клеточками которого являемся все мы, люди? Вопрос этот осложняется тем, что общество не дано нашим органам чувств подобно другим окружающим материальным предметам. Мы видим вокруг себя людей, но не общество. О его существовании мы можем только догадываться. По этому поводу Вл. Соловьев замечал: «Из того, что образ единства социальных тел не ощутителен для наших внешних чувств, никак не следует, чтоб его вовсе не существовало: ведь и наш собственный телесный образ совсем не ощутителен и неведом для отдельной мозговой клеточки или для кровяного шарика... Требуется, прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительному живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии»52.

Когда мы видим плоды коллективных человеческих усилий: обработанную землю, жилища, прирученный скот, ритуальные постройки, кладбища, мы говорим «здесь у людей есть общество». Мы утверждаем это не на основании чувственного восприятия самого общества, ведь оно непосредственно нам не дано, а на основании догадки о том, что между людьми здесь установлена определенная форма отношений, которую можно определить как общественность.

Что же такое общественность? В бытовой речи это понятие употребляется, когда мы хотим указать на что-то принадлежащее всем, всему обществу. Например, общественные здания, общественная земля, общественное мнение. Общественностью мы также называем большие группы людей, проявляющие свое мнение или единство воли в отношении того или иного вопроса. Мы говорим, например, «мировая общественность против распространения ядерного оружия». Но во всех случаях мы говорим так, потому что общественность есть особая форма совместного бытия людей. Заметим, форм совместного бытия людей может быть много, но не все они отличаются качеством общественности. Чтобы эта мысль была понятной, рассмотрим несколько примеров.

  1. Пляж. Люди лежат под жарким солнцем, каждый сам по себе, не обращая внимания на других. Хотя они отдыхают совместно, то есть в одном месте, но поскольку между ними нет общения, то нет и общественности.

  2. Рынок. Здесь человеческая масса находится в постоянном движении и деятельности. Всех объединяет одна мысль  купить подешевле, продать подороже. Каждый думает о своей личной выгоде и видит в окружающих людях не более как продавцов и покупателей. И хотя перед нами совместное бытие людей, до краев наполненное страстями и энергией общения, мы не видим здесь общественности. Хорошо, что рыночные отношения не могут охватить всю общественную жизнь целиком, иначе бы общество перестало существовать.

  3. Военное сражение. Не на жизнь, а на смерть бьются две армии. Может быть за территорию, за богатства, собранные в подвалах царского дворца, за население противника, которое можно превратить в рабов, за идею, религиозную, национальную или общечеловеческую. На первый взгляд, в войне есть все признаки общественности. У каждой армии есть единство цели  победить. Напряжение человеческих сил, энергия межчеловеческого общения, индивидуальная и коллективная активность людей  все превышает нормальные человеческие пределы. На войне в полной мере проявляется личность человека, его лучшие, высокие и низменные качества. Наконец, война приводит к гибели множества людей, опустошению территории и разрушению экономических основ общества. Но есть ли в отношениях людей на войне признак общественности? Здесь есть два ответа. Если воины защищают общие им ценности, свою землю, народ, свои святыни, то такая война укрепляет общественную связь, которая есть между ними. Могут быть разрушены города и села, пленены массы людей и поруганы святыни, но дух общественности здесь живет и от бед войны становится только крепче. Но если люди не объединены единым духом справедливой войны и каждый преследует в ней только свою выгоду, что нередко бывает в войнах захватнических, то такая армия не более, чем шайка бандитов, между которыми не может быть никаких подлинно общественных отношений.

  4. Библиотека. Как мы увидели, общественность рождается вследствие человеческой совместной активности. Но вот перед нами ряды столов, стеллажи с книгами. Характерная для библиотеки тишина. Кто-то читает труд античного философа, кто-то углубился в сложные математические расчеты. Кто-то перечитывает любимого классика, а кто-то просто отдыхает за чтением юмористического журнала. Перед нами так называемый «ученый мир». Здесь каждый напряженно работает над своей научной или духовной темой. И хотя внешний наблюдатель не заметит здесь никакого материального движения, объединяющего всех присутствующих, разум подсказывает нам, что здесь витает дух общественности. Эти люди создают то, что можно назвать духовным богатством общества.

  5. Рабочий кабинет философа. В тишине под светом лампы в одиночестве философ читает труд своего далекого исторического предшественника. Мы не видим здесь не только никакой материальной деятельности, но, кажется, само время замерло. Сам собой напрашивается вывод, что философ пребывает вне общества и его индивидуальный труд лишен какого-либо признака общественности. Но послушаем авторитетного человека, великого немецкого философа Г. Гегеля: «Круг жизни крестьянки очерчен коровами  Лизой, Чернушкой, Пеструшкой и т. д., сынишкой Мартеном и дочкой Уршелью и т. д. Философу так же интимно близки  бесконечность, познание, движение, чувственные законы и т. д. И что для крестьянки ее покойный брат и дядя, то для философа  Платон и Спиноза и т. д. Одно столь же действительно, как и другое, но у последнего преимущество  вечность»53. Итак, кто увидит здесь скрытую суть вещей, согласится, что философ в своих трудах пребывает в сфере общественности, причем такой общественности, в которой светится вечность.

Оставим, однако, примеры, их можно приводить множество, и зададимся вопросом «что же такое общественность»? Что составляет ее суть?

Общественность  особое качество человеческих отношений, когда совместные действия людей направлены на достижение общих целей, в результате которых создается общественное богатство, равно доступное всем и обогащающее жизнь людей не только в материальном, но, что еще более важно, в нравственном отношении. Иначе говоря, общественность проявляет себя в наличии всеобщего достояния, которое может иметь материальную (совокупность материальных благ), социальную (система общественных отношений и институтов) и идеальную (система идей, знаний, верований) форму. Платон называл это, образующее общество начало, общественным благом. Но в этом понятии не раскрытым остается очень важная черта  доступность общественного блага каждому члену общества. Ведь благо для общества не всегда также есть благо для отдельных его членов. Платон ставил общественное благо выше личного, так как был холистом, то есть считал, что из общего рождается частное, а не наоборот. Современное общество, пройдя долгий исторический путь развития, пришло к пониманию того, что общество в целом может быть благополучным только тогда, когда права человека как личности ставятся на первый план, и общественное благо осознается всеми членами сообщества как их общее достояние. Таким образом, если люди преумножают всеобщее достояние, то это ведет к процветанию и развитию общества. Если же, наоборот, каждый думает только о своем личном благе, то общественное начало в отношениях между людьми слабеет и чахнет. Это может привести даже к смерти общества. Следовательно, прочность общественного бытия, устойчивость общества силам разложения определяются отношением людей к их общественному достоянию.

Первые, примитивные формы общественного достояния мы видим уже в родоплеменных сообществах. Количественный рост общественного достояния сопровождается его качественным преобразованием и ростом его разнообразия. Последнее и принято называть развитием общества.

Сегодня вряд ли найдется человек, который бы отрицал тот факт, что общества развиваются, хотя немало людей отрицают общественный прогресс. Если мы сравним начало человеческой истории с ее современным состоянием, то во всем  от материальных условий до форм духовной жизни  увидим такие разительные различия, которые вызывают чувство восхищения и гордости за человеческий род. Перейти от каменного топора к компьютеру и ядерному реактору, от хижины из листьев к искусственному кораблю-дому на орбите Земли, от примитивных форм управления родовой общиной к всемирному гражданскому общественному порядку, от родовых (и зачастую бесчеловечных) божков к великим мировым религиям, исполненным глубокого и универсального смысла  разве это не поразительные факты развития общества? В них не трудно увидеть основные черты того, что мы называем развитием. Развитие  это не только переход от низшего к высшему, но и от простого к сложному, многообразному. При этом возрастает не только степень сложности системы общества, но и раскрываются новые возможности, что еще более подстегивает энергию развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]