Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Россия в глобальной политике, "Post-Imperium"

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
3.29 Mб
Скачать

Table of Contents

About the Author

13

Preface to the Russian Edition

14

Foreword (Jessica T. Mathews)

15

Acknowledgments

18

A Note from the Author

19

Introduction. Life After Death?

25

A Chronicle of the Sinking Empire

25

The Aftermath

30

Why Did It Happen?

33

After the Empire

36

Defining the Post-Imperium

39

The Imperial Rise

44

Twenty Years Later

53

No Single Space Anymore

65

Chapter 1. Imperial Exit and Post-Imperial Condition

71

Public Perceptions

71

Territory and Borders

73

Border Adjustments

74

Territorial Status of the New States

77

Internal Divisions

84

Nation Building

94

Economy

106

Government

110

Military Power

114

International Position

118

Conclusion

120

Chapter 2. Geopolitics and Security

126

Russia’s General Approach Toward the New States

127

The Western Flank

132

The Orange Revolution in Ukraine

132

From Frozen Conflicts to the Five-Day War: Georgia

138

The Broader NATO Enlargement Issue

147

The Future: New Eastern Europe

156

Forgotten Satellites: Central and Southeastern

 

Europe and the Baltics

161

The Southern Front

164

The North Caucasus

165

The South Caucasus and the Neighborhood

171

Central Asia

176

The Eastern Flank

186

The Northern Flank

194

Conclusion

196

Chapter 3. Economics and Energy

203

Russian Economic Interests in the CIS

206

Trade

208

Investment

211

Migration

213

Integration

214

Energy

220

Ukrainian Gas Crises of 2006 and 2009

222

Belarusian Crises of 2007 and 2010

225

Gazprom and the Rest of the CIS

227

Pipeline Geopolitics

228

Opening of the CIS Markets to the World

234

Conclusions

237

Chapter 4. Demographics and Immigration

241

Demographic Crisis

244

Returning Russians

248

Immigration and Integration

251

Anti-Immigrant Sentiments

255

“The Chinese Are Coming!”

257

Regional Demographic Vulnerabilities

259

“Compatriots Abroad”

263

Ethnic Russians in Latvia and Estonia

266

Russian “Foreign” Passports

268

Russian Communities in the Far Abroad

269

Conclusion

270

Chapter 5. Culture, Ideology, and Religion

274

Ideas and Ideologies

274

The Failure of Integration

276

Russia’s Alleingang

280

Yearning for a Global Role

283

Politics of History

286

The Controversies Over World War II

289

Reappropriating History

294

Religion

297

Language

304

Conclusion

306

Conclusion

312

About the Carnegie Endowment

325

Об авторе

Дмитрий Витальевич Тренин — директор и председатель научного совета Московского Центра Карнеги, председатель программы «Внешняя политика и безопасность». Автор нескольких книг, опубликованных в России, США, Китае, Германии и Латвии.

∏редисловие к русскому изданию

Язык текста всегда предполагает его адресат. Я никогда раньше не публиковал переводы своих книг, написанных первоначально поанглийски, на свой родной русский. Я считал, что вместо перевода в таких случаях должна быть написана другая книга на ту же тему, но с другими акцентами, аллюзиями и, разумеется, с несколько другими выводами и рекомендациями — с учетом поменявшегося адресата. К сожалению, времени на то, чтобы писать по две книги на каждую тему, у меня не было и нет, а тема имперского наследия и постимперских перспектив России — двадцать лет спустя после распада Советского Союза — слишком важна, чтобы я мог просто ссылаться в российской аудитории на книгу, написанную и изданную на иностранном языке. И я решил сделать исключение. Я внимательно прочитал прекрасныйперевод,сделанныйМаксимомКоробочкиным,исправилнеточности, на которые мне указали друзья, и добавил несколько новых фактов. После чего вручаю текст читателю, который, надеюсь, без труда увидит главную мысль, которую я пытаюсь донести в этой книге: России-империи больше нет и никогда не будет, и политика других стран по отношению к Российской Федерации должна исходить из этого факта. Не больше и не меньше.

Дмитрий Тренин

Вашингтон, октябрь 2011 г.

∏редисловие

Россия начала XXI в. разительно отличается от России советской. Крушение коммунизма стало началом эпохи, свободной не только от идеологии, но и от устоявшихся ценностей. Навязываемый сверху коллективизм уступил место крайнему индивидуализму. В сегодняшней России — хорошо это или плохо — личное откровенно превалирует над общественным. Пятисотлетний имперский период ушел в историю, сверхдержавные амбиции канули в Лету; сегодня взгляд страны устремлен внутрь себя, а не вовне.

Нынешняя Россия стремится не к возрождению исторической империи или сверхдержавному военно-политическому статусу, она хочет утвердиться в качестве великой державы. В глазах российских лидеров это означает стратегическую независимость Москвы от главных центров силы нового столетия — США и Китая. Вжиться в новую роль после упадка и распада империи нелегко, в этом в ХХ в. убедилась не одна европейская страна. А сделать это, не объединив свой суверенитет с другими, — задача фактически беспрецедентная.

Усилия России на данном направлении описываются в книге Дмитрия Тренина «Post-imperium: евразийская история». В ней рассказывается не о былой империи — царской или советской, — а о новом этапе развития страны. Действия Москвы на внутри- и внешнеполитической арене в этот период имеют первостепенное значение — они долго будут оказывать влияние на саму Россию и ее соседей, ощутимо воздействовать на общее соотношение сил в мире.

Тренин—одновременноилетописец,иучастникусилийРоссиипо преобразованию самой себя. Более проницательных, чем он, наблюдателей за этим критически важным периодом найдется немного (если таковые вообще найдутся), и уж точно никто из них не обладает столь четким и ярким слогом. В новой книге он берет на себя непростую задачу — осветить путь России вперед. Сегодня международная обстановка уже не определяется биполярностью времен «холодной войны» или американской гегемонией, как в первые годы после ее окончания.

16

Дмитрий Тренин. post-imperium: евразийская история

Россия действует сегодня в мире, где могущество перетекает от Запада к азиатским и другим акторам, влияние определяется экономикой, наукой и информацией, а военная мощь приобретает все более асимметричный характер. Чтобы понять этот новый мир, Тренин анализирует внутреннюю обстановку в России и соседних с нею странах, показывая, как крушение империи повлияло на их политический строй и институты, экономику, социальную структуру и ценности.

Кроме того, он рассматривает отношения между Россией и ее соседями в сфере геополитики и безопасности, исследуя характер постсоветских объединений — от Содружества Независимых Государств до Шанхайской организации сотрудничества — и проблемы, возникающие в связи с расширением НАТО и Европейского союза. Он также анализирует роль других держав в различных регионах постсоветского пространства.

В постимперский период существенно изменился характер экономических отношений России с другими странами. Она предприняла несколько наивные попытки интегрироваться с Западом и войти

вего состав, пыталась утвердиться в качестве независимой великой державы, но обнаружила при этом собственные вопиющие изъяны. В порой конфликтных отношениях России с торговыми партнерами большую роль играют энергоносители, о чем свидетельствуют «газовые войны» с Украиной, а также политика Москвы в отношении трубопроводных маршрутов и транзита. В результате репутации страны

вЕвропе и мире в целом был нанесен ущерб, и сегодня можно со всей очевидностью утверждать: то, как Москва будет вести себя в отношениях с соседями, будет иметь определяющее значение.

На перспективы успеха постимперской России будут также воздействовать ее демографические проблемы, чреватые потенциальной катастрофой. После крушения коммунизма страна столкнулась с сокращением средней продолжительности жизни, ростом смертности, алкоголизма и наркомании, падением качества здравоохранения, снижением рождаемости и увеличением числа самоубийств. Государству пока не удается существенно улучшить ситуацию в этой сфере. Кроме того, на конечный результат повлияет подход российских властей к вопросам иммиграции и трудовой миграции, а также формирование национальных идентичностей, усиление роли религии в обществе, языковая политика и дебаты по проблемам исторической памяти.

Сегодняшняя Россия больше не империя. Она сталкивается с впечатляющим набором вызовов. Страна должна провести модернизацию, чтобы стать конкурентоспособной в условиях глобальной

Предисловие

17

экономики, а также избавиться от стереотипов «холодной войны» и мышления по типу игры с нулевой суммой, по-прежнему определяющих многие ее действия. Однако Тренин утверждает: основания для надежд на лучшее есть. Перестав быть империей и сверхдержавой, Россия по-прежнему играет важную роль в мировой экономике, культуре, геополитике. Если страна сможет адаптироваться к реалиям XXI в. и научится сотрудничать с соседями, а не отталкивать их от себя, она способна стать влиятельным и ответственным игроком в рамках нового мироустройства.

Джессика Т. Мэтьюз,

президент Фонда Карнеги за Международный Мир

Благодарность

Я хотел бы выразить многим людям глубокую благодарность за помощь, советы и содействие. Вице-президенты Фонда Карнеги по научной работе Томас Карозерс и Джордж Перкович, а также посол

вотставке Джеймс Коллинз, директор Российско-Евразийской программы Фонда, Томас де Ваал, ведущий исследователь Фонда, посол

вотставке Рене Нюберг и Наталья Бубнова, заместитель директора Московского Центра Карнеги по связям с общественностью, прочли рукопись книги и дали ряд ценных замечаний и комментариев. Старший менеджер по публикациям Илонка Освальд, наверное, посвятила книге больше всего времени, руководя ее подготовкой к печати

итерпеливо проводя автора через все стадии этого процесса. Марша Креймер отредактировала английский текст, а Карлотта Рибар выверила корректуру. Мой помощник-исследователь Кристина Кудлаенко помогла сверить факты и другие детали. Зина Фелдман развила мою первоначальную идею и разработала макет обложки книги, Роберт Кронан создал для нее карты, а Джоселин Соули руководила маркетингом. Президент Фонда Карнеги Джессика Т. Мэтьюз с самого начала проявляла интерес к этому проекту и ободряла меня в ходе работы над книгой.

Яособо благодарен Максиму Коробочкину, который перевел книгу на русский язык, Александру Иоффе, скрупулезно, как всегда, отредактировавшему русскую версию книги, а также менеджеру по маркетингу Московского Центра Карнеги Веронике Лавриковой.

И, конечно, этот труд никогда бы не появился на свет без неизменной поддержки моей жены Веры, стоически переносившей то, что я так много времени, включая выходные и праздники, проводил за компьютером. Я благодарю их всех, они очень помогли. Что же касается ошибок и изъянов книги, то ответственность за них целиком лежит на мне.

Октябрь 2011 г.

От автора

Позвольте начать эту книгу с одной курьезной истории из собственного опыта. В 1999 или 2000 г. я вылетал из Шанхая в Москву. В то время многие граждане России по-прежнему имели заграничные паспорта с советским гербом — серп и молот, земной шар, звезда. После 1991 г. российские власти продолжали выдавать бланки паспортов с символикой не существовавшего уже государства по двум основным причинам. Первая была связана с простой экономией: в советское время было заготовлено столько бланков документов и стоили они так дорого, что просто пустить их под нож было жалко. Вторая касалась правовой коллизии: Государственная дума официально утвердила двуглавого орла в качестве герба Российской Федерации только в 2000 г. Впрочем, существовала и третья причина. В середине 1990-х годов один высокопоставленный парламентарий заметил в разговоре со мной: нет никаких гарантий, что распад Союза на независимые государства окончателен. И этой точки зрения придерживался далеко не он один.

Вернемся, однако, в шанхайский международный аэропорт Пудун. У стойки я вручил молодой служащей китайской авиакомпании свой советский паспорт, где, естественно, указывалось, что я — гражданин Российской Федерации. Она просмотрела документ раз, потом еще раз, с конца, а затем, не обращаясь ко мне, отправилась к своему начальнику. По-английски девушка не говорила и потому не могла объяснить, что именно не в порядке с моим паспортом. Через некоторое время появился служащий постарше и с улыбкой сказал: «Извините, наша сотрудница совсем молоденькая и не помнит Советский Союз». Да, для молодежи десять лет — большой срок.

Советской империи давно нет, но следы ее остались на огромном пространстве от Минска до Батуми и Бишкека. То же можно сказать и о следах, порой вполне зримых, оставленных ее предшественницей — Российской империей. На взлете из аэропорта Мариехамна на Аландских островах, маленьком лесистом архипелаге на входе