Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки врачебного правопонимания.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
2.06 Mб
Скачать

Глава 10. Доктор и жизнь

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. (Клятва Гиппократа, Vвек до н.э.)

Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования. (Постановление Константинопольского Собора Православной Церкви, 692 г.)

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. (Конвенция о правах ребенка, статья 1) 

Ребенок имеет право на охрану здоровья с момента зачатия. (Проект Федерального закона РФ «О защите прав пациентов», ч.4 Статьи 6. Право пациентов на жизнь)

Я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности. (Обязательство врача. Женевская декларация Всемирной Медицинской   Ассоциации, 1948)

Жизнь. Это то, что мы так любим и то, что порой так безвозвратно уходит на наших глазах, оставляя иногда годами незаживающую душевную рану. Что же это такое? Никто сказать не может. Нет, точнее, никто из ученых не может сказать. А сказано об этом было две тысячи лет назад воплотившимся Творцом: «Я есмь путь и истина и жизнь».

Нежный полевой цветок и гений человеческой личности, прозябающее зерно и крик новорожденного, капли березового сока и слезинка ребенка, в которой сверкает солнце. Это жизнь. Когда ее надо беречь? Всегда. А с какого момента врач должен о ней помнить, как о принадлежности уникальной человеческой личности? Пусть, отвечая на этот вопрос, устами младенца проглаголет истина.

Я уже человек и мы с мамой имеем право…*

(Быль с кратким юридическим комментарием)

21 января. Мне 10 недель. Я уже умею напоминать о себе, стуча в маму ногами, особенно, когда она переживает и громкий стук ее сердца меня пугает. Сегодня ее сердце стучало особенно тревожно - она была на приеме у врача. Странные они, люди в белых халатах, борются за жизнь, а у моей мамы первым делом спросили – не желает ли она прервать беременность. У нее чуть дыхание не остановилось – ей предлагают убить ее девочку, о которой известно, что она будет иметь кудрявые волосы и голубые глаза, да и отличницей должна стать – ведь почти все определяет наследственность. Интересно, почему одни люди позволяют себе лишать других жизни. Это через много лет я у лучших московских профессоров1 прочитаю, что «научно-обоснованные» способы лишения жизни детей называются аборт, а стариков – эвтаназия. Наверное, любящие комфорт эгоисты просто боятся забот, вот и издают «человеко-любивые» законы. А я ведь тоже уже человек. Почему они этого не понимают? А если бы моя мамочка была глупой и решила «пожить для себя»? Тогда что, казнь?

7 апреля (мне 20 недель). Уже несколько дней мамино сердце громко стучит и я слышу ее дыхание, и мне почему-то немножко жарко. Чувствую, как папа и мама беспокоятся. Приходил врач, сказал «ветряная оспа». Мама спрашивала – не опасно ли это для ребенка, ответ был невнятный - «обращайтесь к вашему акушеру». Правда, я не понимаю, кто же такой «а-ку-шер». У меня все нормально, расту не по дням, а по часам, такое ощущение, что в дни, когда было жарко, даже росла быстрее. Уже научилась крутить головой и кувыркаться.

25апреля. Мама опять в женской консультации, на приеме у акушера. Почему-то вдруг, среди полной радости от нашей утренней прогулки по парку, мне стало страшно. Все оглушительно шумит вокруг, мои руки и ноги впервые трясутся, не могу понять, в чем дело, но мама все время плачет и повторяет папе: «Она сказала…. Она сказала, что после ветрянки у нас непременно родится урод и поэтому нужно ребенка раздробить, но заняться этим лучше недельки через две-три – при больших размерах это делать удобней. Вот направление в больницу». Я не знаю, что это значит «урод» и «раздробить», но впервые в жизни вместе с мамой долго не могла уснуть: все болит, почему-то, тяжело слева в груди, и мое сердце, как никогда, громко стучит, не знаю, что же происходит. А назавтра все то же самое – почему-то так тревожно, а ведь как было здорово - ведь мои пальцы уже умеют хвататься за свои волосы, значит, скоро я смогу гладить волосы моей мамочки.

30 апреля. Господи, как хорошо, что у меня есть и мама, и папа. Какая сильная вещь, оказывается ... СЛОВО. Папа сегодня сказал нам несколько слов и вдруг стало так легко и радостно. Кажется, это было: «Я все выяснил в медицинском институте2. Врач консультации просто куда-то торопилась по своим делам и все перепутала - врожденные уродства бывают после краснухи, а не после ветрянки, да и то далеко не всегда. А у тебя была ветряная оспа. Так что растите спокойно, мои девочки».

5 мая. Я уже большая. Научилась обмениваться с мамой «сигналами». Она подталкивает меня, я отвечаю ей толчками ног. Игра у нас такая. И впервые мы грелись на солнце. Здорово, я прямо чувствую его красный теплый свет.

10 июня (мне 28 недель). Расту. Мы живем на даче, пьем молоко, гуляем босиком по траве, слушаем соловьев, вечером подолгу смотрим на небо. Но папа беспокоится, говорит, что пора сделать УЗИ, а так не хочется уезжать от птиц в душный и шумный город.

12 июня. Кабинет. Опять так тревожно бьется мамино сердце, а меня почему-то от страха впервые тошнит. Нас обследовали. «Надо срочно ложиться в больницу, у Вашей девочки какие-то глухие сердечные тоны». Мама перепугана, ведь ей ничего не стали больше объяснять, отказавшись даже обсуждать вопрос о том, куда повезут «…будете спорить, хуже будет», вызвали машину и отправили в больницу. Ой, как здесь неуютно, холодно, у меня почему-то начал болеть живот. Мама все-время переживает, а что случилось ей никто не говорит, только все повторяют слова «… так лучше для Вас»3, Мне совершенно непонятно как это «лучше для Вас», если пугают и ничего не объясняют, а нам с мамой так страшно, больно и тоскливо.

14 июня. Опять нас спас папа. Он все-таки привез «со стороны» грамотного врача, тот вместе с нами4 прочитал все наши медицинские документы и объяснил, что дело не в состоянии здоровья, а в состоянии больничного бюджета. Оказалось, что по всем признакам нас в больницу увезли « …просто потому, что летом пациентов всегда меньше, а кроме зарплаты медработникам еще и отпускные из чего-то надо платить. А нет больных - нет денег. Сами на обследование пришли». Ничего себе помощь, уже сколько ударов по моей неокрепшей нервной системе. И чего-то начала после всех этих стрессов болеть спина. Мама успокоилась, расписалась в какой-то бумаге5, и мы снова на природе. Как здорово.

15 июля. Я чувствую себя уже большим человеком, только тесновато ногам и рукам. И очень хочется самой сказать «ма-ма». Мама все-время такая радостная. И каждый день вокруг тихая ласковая музыка. А папа все-время почему-то переживает, я это чувствую. Повторяет «пусть дорого, зато, как к людям к Вам будут относиться»6. А, вот в чем дело. Натерпелся, папуля, от сдельно-бесплатной медицины. Молодец, хоть некоторыми правами своими воспользовался7 вовремя, да жену научил, а то и полечили бы и раздробили бы твою наследницу. Это для тебя она – свет в окошке и Надежда, а для здравоохранения - «на-род», плод, эмбрион, так, бездушная куча клеток.

7 августа.Есть. Ура! Свет. Звон. Чуть-чуть страшно. Придется поорать и постучать руками и ногами. Мамины глаза, папины глаза и еще глаза и еще, и еще, и все меня любят. Интересно, почему. Спасибо, родители, что уберегли. Будет теперь у вас своя защитница. Вырасту, займусь проблемой права на жизнь особенно тех, кого и людьми то еще, то уже не хотят считать. Да и с правами пациентов, как оказывается, у нас из рук вон плохо. Правда, мне еще с родителями повезло.

Сложно все-таки выжить маленькому человеку в большом городе. Но надо учиться.

---------------------------------------------------------------------------------

Речь идет о моменте возникновения у ребенка права на жизнь и о защите этого права (Ирина Силуянова. «Этика врачевания. Современная медицина и православие». М., 2001. – вся книга см. www.pms.orthodoxy.ru/etika)

2 Он воспользовался правом пациента на «второе мнение», установленным ч.4 и ч.9 ст. 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (в дальнейшем по тексту «Основ…»)

3 Нарушено право на получение информированного добровольного согласия и право выбора медицинской организации, предусмотренные, соответств. ч.7 ст. 30 и ч.2 ст. 30 «Основ…»

4 Молодец, папа, действовал, защищал жизнь и здоровье своего ребенка. Воспользовался правом на независимое «второе мнение» установлено ч.4 ст.30 «Основ») и правом непосредственного знакомства с медицинской документацией и получения по ней консультаций у специалистов – (установлено ч. 4 ст.31 «Основ…»)

5 Реализация права пациента на отказ от медицинских вмешательств (ч.8. ст.30 «Основ…»)

6 Реализация права на получение медицинских услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования, предусмотренного ч.10 ст. 30 «Основ…»

7 Всего же прав пациента пятнадцать. См. «Человек и здравоохранение: правила игры. Пособие для пациентов и их родственников», СПб., 2001

«Пациент на рынке … медицинской помощи», СПб 2002, (полнотекстовые версии книг - www.defender.spb.ru)

____________________________

*Эссе Лопатенковой Надежды (ныне студентки Юрфака СПбГУ) «Я уже человек и мы с мамой имеем право» признано Юридическим факультетом Санкт-Петербургского университета победителем региональной олимпиады 2003 года по правоведению среди выпускников школ Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.