Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки врачебного правопонимания.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
2.06 Mб
Скачать

Как идет развитие ассоциаций

Сегодня уже сформированы основные уровни общественного самоуправления врачей: (1) первичные профильные врачебные общественные объединения, (2) территориальные ПМА и АМО (Ассоциации медицинских организаций), (3) Российская медицинская ассоциация (РМА) и Российский медицинский Союза (РМС). Регулярно проводятся Пироговские съезды врачей, выпускается по настоящему умная и интеллигентная «Врачебная газета» – орган Российской медицинской ассоциации. Подробные материалы о работе РМА, отчеты о работе Пироговских съездов, архив номеров Врачебной газеты размещены на Интернет сайте РМА – www.rmass.ru. Президент РМА является депутатом Государственной Думы, членом Комитета по охране здоровья и экологии. Казалось бы, процесс ассоциирования врачей, процесс формирования профессионального сообщества идет. Но произошла ли реальная институализация в системе здравоохранения врачебного самоуправления как общественной силы, способной на практике защищать интересы врачей, реально участвовать в принятии ключевых решений в здравоохранении и медицинском страховании?

Любая институализация означает формирование определенного вида социальной деятельности. Важнейшими предпосылками этого процесса являются:

  1. Возникновение определенных потребностей в новых типах социальной деятельности, соответствующих им социально-экономических и политических условий.

  2. Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.

  3. Интернализацию индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

Завершением процесса институализации является встраивание нового вида социальной деятельности в существующую структуру общественных отношений. Для профессиональных медицинских ассоциаций - это проявляется в форме их встраивания в систему принятия решений, в систему управления здравоохранением и ОМС на всех уровнях (учреждение, субъект Федерации, Россия).

По первому пункту, очевидно, что существует реальная потребность в деятельности ПМА - произошло изменение общественного строя, государство отказалось от тотального контроля за всеми процессами, протекающими в системе здравоохранения, сама система стала многоукладной, дополнилась системой обязательного медицинского страхования, появилось много новых субъектов права и новых норм их отношений. Новые правила, новые процессы, новые принципы нуждаются в новых субъектах, призванных участвовать в управлении. На законодательном уровне один из таких субъектов был институализирован – профессиональная медицинская ассоциация.

По второму пункту – ситуация более сложная. Практическая потребность регулярно принимать управленческие решения по тарифам в ОМС нашла свое воплощение в создании соответствующей структуры. В 1992 году новая система отношений была учреждена не врачами, а наиболее активной и грамотной частью медицинского сообщества – главными врачами. И здесь вольно или невольно, но во многих случаях произошла подмена субъекта, связанная, в том числе, с исходной дефектностью термина, идущего еще из земской медицины – из двух докторов уездной больницы один был главный. Сегодня – главные врачи, составляющие наиболее активную часть профессиональных медицинских ассоциаций, являются по характеру профессиональной деятельности управленцами, соответственно, их профессиональный интерес не совпадает с интересом врачей. Это директора (director– управляющий) юридического лица, а не собственно специалисты, занимающиеся медицинской деятельностью. А это сохраняет реальную опасность окончательной подмены врачебного самоуправления самоуправлением главных врачей. Признаки практической реализации этой опасности есть. В новом законе «Об обязательном медицинском страховании» из числа лиц, принимающих решения по тарифам в ОМС выведена Профессиональная медицинская ассоциация (организация, созданная для защиты прав медицинских работников) и туда введена Ассоциация медицинских организаций. А это уже субъект права с существенно иными интересами, нежели интересы врачебной профессии. И ее целевой функцией не является защита прав медицинских работников.

Третьего этапа институализациипрофессиональных медицинских ассоциаций (интернализации врачами новых социальных норм и ценностей и формирование на их основе новой системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий) пока не произошло. Иначе говоря, все еще впереди у докторов в нахождении своего места в этом очень важном правовом институтеврачебного самоуправления– институте управления экономической составляющей своего социального статуса, управления процессами ценообразования в системе ОМС, управления процессами стандартизации и многими другими процессами, не участвовать в регулировании которых цивилизованный врач не имеет права. Что значитвсе впереди?Для тех, кто еще не вступил в профессиональную ассоциацию - это вступление. Для тех, кто уже вступил – инициирование собрания с заслушиванием отчетов руководителей о работе, выполненной во исполнение целевой функции этой организации (защиты прав врачей) и формирование новых рабочих органов. Не произойдет этого, совершено спокойно можно будет не думать о достойном врачебном будущем и переименовать ПМА (профессиональную медицинскую ассоциацию) в НПМА (непрофессиональную медицинскую ассоциацию). Ибо профессионал от непрофессионала и отличается пониманием последствий тех или своих шагов, последствий действий или бездействия. А бездействие здесь врача очень конкретно - это его игнорирование своего ключевого профессионального права, установленного ст. 62 Основ – права создавать профессиональные медицинские ассоциации и через них влиять на управленческие решения, принимаемые в системе ОМС и в системе здравоохранения. И когда окружающие обстоятельства в очередной раз подталкивают к тому, чтобы выразить неудовольствие неустроенностью окружающего нас мира, давайте вновь и вновь вспоминать мудрого автора «Фауста», сказавшего, чтолишь только тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой.