Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы полные.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
28.05.2015
Размер:
1.58 Mб
Скачать

Вопрос 23.

Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Основной для своей гносеологии вопрос – об источниках и границах познания – Кант формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических суждений, (то есть дающих новое знание) в каждом из трёх главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно – сущего). Решение этих трёх вопросов Кант даёт в ходе исследования трёх основных способностей познания – чувственности, рассудка и разума.

Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз диалектика, ибо существующая логика, по Канту, ни в коей мере не может удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и социальных проблем. В связи с этим он подразделяет логику на общую (формальную) – логику рассудка и трансцендентальную – логику разума, которая явилась зачатком диалектической логики.

Если в общей логике основной приём – анализ, то в трансцендентальной – синтез, которому Кант придал роль и значение фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит образование новых научных понятий о предмете.

Главные логические формы мышления Кант видит в категориях, образующих в его учении определённую систему (таблицу). Хотя категории у Канта – априорные формы рассудка, но это такие формы, которые являются всеобщими схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочивающими его, универсальными регулятивами познания.

Важную роль в развитии гносеологии и методологии сыграло учение Канта об антиномиях. Он полагал, что попытка разума выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе», приводит его к противоречиям, к антиномиям чистого разума. Становится возможным появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений, которых у Канта четыре пары (например, «мир конечен – мир бесконечен»). Попытка ввести диалектический принцип противоречия в научно – теоретическое знание и сферу практического разума было большим завоеванием кантовской философии.

Вопрос 24.

По Канту, идеи о Боге, душе и бессмертии – трансцендентальные идеи чистого разума, объекты которых не могут быть даны в опыте, но которые жизненно необходимы человеку как высшие принципы, регулятивы его нравственного поведения и моральной ориентации в мире.

Способность человека поступать морально, то есть без всякого принуждения исполнять свой долг, говорит о реальности свободы. Если найти закон, выражающий эту свободу, - закон морального поведения, то он может быть положен в основу метафизики нового типа. Кант находит такой закон, категорический императив, который гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства. В такой формулировке данный закон пригоден для всех разумных существ, что и говорит о широте практического разума. Однако мы нуждаемся в формулировке, соответствующей нашему месту в мире. С точки зрения Канта, человек есть последняя цель земной природы. Подобным утверждением мы, по Канту, не расширяем наши теоретические знания о человеке, а лишь рефлекторно оцениваем его. Поэтому категорический императив будет звучать так: поступай так, чтобы человек и человечество были только целью, но не средством.

Получив такую формулировку категорического императива, Кант извлекает из неё все метафизически значимые следствия.

Кант смело меняет местами божественное и человеческое: мы не потому моральны, что верим в Бога, а потому верим в Бога, что моральны. Хотя идея Бога практически реальна, это только идея. Потому нелепо говорить об обязанностях человека перед Богом, равно как и о религиозных принципах построения государства.

По мнению Канта, государство должно обеспечивать такое положение, когда свободное проявление произвола одного совместимо со свободой каждого.

Понятие «трансцендентальное» возникло ещё в средневековой философии и означало бытиё, выходящее за сферу конечного, эмпирического мира (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы). Кант придал этому термину иное значение: он употреблял его для обозначения априорных форм чувственности и рассудка, которые, следуя его учению, являются формальными условиями возможности познания мира. То есть Кант считал, что небытиё проявляется непосредственно через нас, а мы, благодаря существующим до всякого опыта (априори) пространственно – временным формам созерцания и категориям рассудка, как бы “вылавливаем”, а затем соединяем в какие-то целостности те фрагменты бытия, которые могут принять пространственно – временные характеристики.

И. Кант пришёл к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются как он писал, одним вопросом: что такое человек?

В рамках религии тайна человека рассматривается в несколько ином значении занавешенности, мистической сокрытости, ибо, как утверждает И. Кант, нам принципиально не дана для познания основа этого феномена – сам акт божественного творения человека.

Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которые мы воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и каков мир “сам по себе” – совершенно неизвестно.

И. Кант полагал, что выше разума ничего нет, трактуя разум как способность давать принципы.

И. Кант характеризовал законы, как “правила необходимого существования”.