Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Э. Д. Днепров Новейшая политическая история.doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
2.64 Mб
Скачать

4. Коммерциализация образования, или Тотальное погружение в гано

Политика либеральных экстремистов по «минимизации государства» нацелена также на максимальную передачу государственной собственности в частные руки.

«Либеральные реформаторы» середины 1990-х гг. произвели опустошительный набег на госсобственность в производственной сфере, раздев государство «до трусов».Нынешние «реформаторы» собираются сделать то же самоев социальной сфере, приняв, как отмечалось, в глубокой тайне еще в 2003 г. законопроект под названием «Принципы реструктуризации бюджетного сектора». По этому законопроекту, под видом «совершенствования» организационно-правовых форм учреждений бюджетной сферы, все они, без какого-либо учета специфики образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д., тотально погружались в состояние ГАНО (весьма изящная аббревиатура, свидетельствующая об уровне государственного мышления наших «реформаторов»: государственные автономные некоммерческие организации).

Но тотальные меры, как показала зурабовская «монетизация льгот»,по определению провальны. И к тому жебезудержно расточительны: на «монетизацию» правительство планировало выделить 170 млрд. руб., истратило же все 500. Это, однако, не останавливало либеральных экстремистов. Ибогенеральные цели «погружения в ГАНО» – захват собственности в социальной сфере и ее принудительная коммерциализация.

Ведь по сути речь идет не только о продолжении уже ставшей притчей во языцех экономии на науке и образовании, но и о начале нового процесса – раздела собственности в еще нетронутой научной и образовательной сферах. Не случайно Минобрнауки в первую очередь занялось разработкой не перспектив развития науки и образования, а двух концепций «управления имущественными комплексами» – в сфере науки и в сфере образования. (Это, кстати, единственное, что было опубликовано Минобрнауки за первые девять месяцев его существования.) Таким образом, министерство предпочло заявить себя не как стратегический штаб развития науки и образования, а как научно-образовательный ЖЭК. И сразу стала видна его главная, вожделенная цель – собственность. Цель, достойная нашей «властной элиты», для которой интересы России ничто в сравнении с личными интересами.

Удивительна способность многих наших домотканых «реформаторов», в том числе и образовательных, своей «упертостью» в какую-либо одну или несколько идей и деталей перечеркивать саму суть реформ. В полной мере это относится и к стремлению погрузить образовательные учреждения в состояние ГАНО. Данное стремление было развитием идеи, высказанной еще пять лет назад об изменении статуса «образовательных учреждений» на статус «образовательных организаций», которая еще тогда вызывала резкие возражения даже сторонников модернизации образования.

Тотальное превращение образовательных учреждений и учреждений социальной сферы в ГАНО влекло за собой: уход государства от ответственности за их финансирование; откровенное их подталкивание к банкротству и приватизации; лишение работников этих учреждений многих гражданских прав; массовое выбрасывание их на улицу, в безработицу. При этом согласия образовательных учреждений на преобразование в ГАНО не требовалось: образовательные учреждения по сути выводились за пределы юрисдикции Закона «Об образовании» и устранялись от принятия своих учредительных документов. Все решения принимали «внешние управляющие» в лице попечительных советов. Они могли банкротить вузы и распоряжаться их имуществом, которое ранее считалось федеральным. Таков путь приватизации в образовательной и в целом в социальной сфере.