Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Э. Д. Днепров Новейшая политическая история.doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
2.64 Mб
Скачать

Второй исход государства из образования. Погром Закона «Об образовании»

Как свидетельствует опыт образовательной политики, любые контрреформы в образовании вырастают уже на теле образовательных реформ. Пример с утверждением 29 декабря 2001 г. правительством «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» это красноречиво подтвердил. В предыдущей части отмечалось, как фискальный вандал г-н Кудрин, выжигал из концепции все финансовые требования и расчеты, заявив, что они пройдут в окончательный текст «только через его труп». Но поскольку он слава Богу жив и здоров, трупом оказалась «Концепция модернизации российского образования».

Теперь в 2004 г. решено было ее окончательно закопать, не дожидаясь 2010 г. А заодно и заняться экономическим обрезанием изначально ненавистного Минфину Закона РФ «Об образовании». Благо подготовка упомянутого закона № 122 давала для этого якобы прямой повод, а разминка с урезанием концепции модернизации – и соответствующий опыт. Впрочем, если мы вспомним, этот опыт накапливался Минфином еще с 1994 г., с первых попыток пересмотра Закона «Об образовании» (см. гл. 8).

Известно, что г-н Кудрин – не Витте. Но на сей раз этот господин нагляднейше показал всем, что он никакой не «министр», а попросту местечковый бухгалтер – с примитивным фискальным, технократически-бюрократическим мышлением. Стратегические интересы России, неотрывные от развития образования, ему чужды, недоступны. Как недоступна социальная боль общества и образовательного сообщества в частности, не понимающих, почему их столь нещадно грабят при бешенном росте нефтедолларов и золотовалютного запаса страны.

В любом специальном деле, в том числе в фискально-бухгалтерском, существует предельная черта, когда специальный интерес отступает перед государственным. Иначе он становится антигосударственным. Минфин в своей социально-политической слепоте преступил эту черту. Он своей фискальной экзекуцией, проведенной над образовательным законом, фактически подсек тот корень – образование, – на котором возрастает процветание страны.

Минфин вырезал из существовавшего Закона РФ «Об образовании» все, что касалось:

– приоритетности образования и ее государственных гарантий;

– финансовых обязательств государства перед образовательной сферой, в том числе – ежегодного отчисления на нее 10 % от национального дохода, защищенности образовательных бюджетных статей, освобождения образовательных учреждений от налогов, права регионов вводить свои налоги и сборы на нужды образования, детских пособий, упрочения материально-технической базы образования и пр.;

– федеральных нормативов оплаты труда работников образования; всех видов льгот и социальной помощи для них;

– всех видов социальной поддержки и льгот для различных категорий учащихся, включая детское питание, проезд на транспорте, помощь при трудоустройстве, охрану жизни и здоровья детей, финансирование по повышенным нормативам учебных заведений для детей с отклонениями в развитии и т.д.;

– ограничения платности образования;

– финансовой и организационной самостоятельности образовательных учреждений;

– необходимой полноты полномочий местного самоуправления в образовательной сфере;

– поддержки негосударственных образовательных учреждений и многое, многое другое.

Все это, естественно, получило поддержку в Госдуме со стороны ручной «партии власти» и со стороны не менее ручного Министерства образования и науки.

Только некоторые члены профильного Комитета Госдумы во главе с Олегом Смолиным встали на защиту образования. Они бились, не щадя живота своего, с проектом Минфина до последнего патрона. И вот что им удалось-таки отстоять.