Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. Шмид - Нарратология.doc
Скачиваний:
202
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
5.17 Mб
Скачать

2. Модель точки зрения

Что такое «точка зрения» в нарратологическом смысле? Мы опреде­ляем это понятие как образуемый внешними и внутренними факто­рами узел условий, влияющих на восприятие и передачу событий. (Термин «перспектива» обозначает отношение между так понимаемой точкой зрения и событиями.) Это определение следует рассматривать в трех аспектах.

События как объект точки зрения

Объектом точки зрения являются повествуемые события. В отличие от большинства моделей нарративных операций, которые подразумева­ют существование истории без перспективы, я исхожу из того, что точка зрения применяется не к готовой уже «истории», а к лежащим в ее основе «событиям»20. Без точки зрения нет истории. Истории са­мой по себе не существует, пока нарративный материал не становится объектом «зрения» или «перспективы». История создается только от­бором отдельных элементов из принципиально безграничного мно­жества элементов, присущих событиям. А отбор всегда руководству­ется некоей точкой зрения.

Таков же принцип и фактуального повествования. Невозможно с чем-либо рассказывать, не применяя к безграничному множеству фак­тов определенной точки зрения и ограничивая тем самым их количест­во. Разница между фактуальным и фикциональным рассказыванием за­ключается только в том, что в первом — события реальны, а во вто­ром — вымышленны.

Восприятие и передача

В предложенном определении точки зрения различаются два акта: вос­приятие и передача событий. Это различение необходимо, поскольку нарратор сообщает события не всегда так, как он их воспринимает. Там, где имеется несовпадение восприятия и передачи, нарратор пере-

20 О противопоставлении «событий» и «истории» и о месте точки зрения в мо­дели нарративных трансформаций см. гл. IV.

122

дает не то, что он сам воспринимает, а воспроизводит под видом аутен­тичной передачи субъективное восприятие одного или нескольких пер­сонажей. Такое несовпадение присуще повествованию с точки зрения персонажа, широко распространившемуся в русской прозе начиная с 1830-х годов.

Восприятие и передача событий — это разные акты в любом виде повествования. В существующих моделях точки зрения, или фокализа­ции, четкого различения между восприятием и передачей не делается. Введенное Женеттом противопоставление «модуса» («кто видит?») и «голоса» («кто говорит?») приближается к такому различению, но проводит его непоследовательно. В этом Женетту мешает уже само по себе отождествление «экстрадиегетического» нарратора с автором (см. выше), что исключает для такого нарратора возможность собст­венного восприятия. Восприятие у Женетта — привилегия лишь пер­сонажа, поэтому он и может постулировать существование «нулевой фокализации».

Планы точки зрения

Выше шла речь о том, что восприятие и передача событий обусловле­ны внешними и внутренними факторами. Эти факторы относятся к разным планам, в которых точка зрения может проявляться.

Чтобы различить планы точки зрения, обратимся к мысленному эксперименту. Представим себе свидетелей автомобильной аварии, дающих показания перед судьей. Каждый из свидетелей предлагает свою версию случившегося, т. е. создает свою собственную историю аварии. Эти показания, даже при искреннем стремлении всех свидете­лей к максимальной объективности, часто не совпадают друг с другом, но не только потому, что свидетели помнят случившееся с разной сте­пенью ясности, но и потому, что они воспринимали событие по-разно­му, выделяя разные факты и обращая внимание на разные аспекты.