Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие ПРАВО 2014.docx
Скачиваний:
86
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
574.5 Кб
Скачать

3.2.2. Правовое государство.

Правовое государство и его основные признаки.

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень общее понятие права. И.Кант писал: «для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права:

- рабовладельческое

- феодальное

- буржуазное

- социалистическое

Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение государственной машины.

Современное правовое государство как особая теоретическая конституция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю.

Сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой третьи XIX века (в трудах К.Т.Велькера, р.Фон Моля и других), а в дальнейшем получил широкое распространение.

В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.

Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная ответственность государства и личности.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, обеспечиваются их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

Государство придаёт форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать что право- результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой «содержание создается обществом, форма права - государством. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Внутренние противоречивость и несостоятельность различных юридико-позитивистских конструкций правового государства очевидны. С одной стороны, государство в виде силы, произвольно творящей право, а с другой стороны, в самом этом произвольном праве усматривает средство для ограничения, обуздания и «связывания» произвольной силы его собственного творца (то есть государства), причём реализация этого благожелания зависит опять-таки от прихоти самой власти, её «самоограничения». Возможность нового произвола со стороны государства, следственно, пытаются предотвратить его «связанностью» со своим старым произволом. Кроме того, утверждают, что произвол действий властей можно удержать в границах действий произвола их нормативных установлений. Одни формы должны по этой легистской логике пресечь другие его проявления. Гарантии против произвола, таким образом, в самом произволе!

Позитивистские концепции правовой государственности вращаются в прочном кругу тавтологии произвола, где сила определяет, что есть право, и вместе с тем сама определяется и ограничивается правом, то есть тем, что зависит от её собственного произвола.

Пороки старого позитивизма в XX веке пытался преодолеть неопозитивист Г. Кельзен. Согласно его нормативистскому «чистому учению о праве», «всякое государство и есть правовое государство». При этом под «правом» имеется в виду именно позитивное право (закон). «С точки зрения последовательного права позитивизма,- подчёркивал Кельзен,- право, как и государство, не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения, что само по себе ещё никак не характеризует его с точки зрения морали или справедливости. Тогда государство может быть понято в «юридическом смысле» не в большей и не в меньшей мере, чем само право.

История учений о правовой государственности – богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учёта их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьёзная современная теоретическая разработка проблем правового государства.

Так, без подлежащей организации государственной власти, должного разграничения задач, функций и правомочий различных органов власти, определяемого порядка их взаимоотношений и так далее не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни тем более их верховенства. С другой стороны, без соответствия праву и соблюдения требований правового закона не возможна сама организация системы власти правового государства. А без этого невозможна и реализация прав и свобод человека.

Для правового государства, конечно, необходимо, но далеко не достаточно, чтобы все, в том числе и само государство, соблюдали законы. Необходимо, чтобы эти законы были правовыми, чтобы законы соответствовали требованиям права как всеобщей, необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов. Для этого необходимо такое государство, которое исходило бы из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, да и вообще в процессе осуществления всех своих функций. Но всё это возможно лишь в том случае, если организация всей системы политической власти осуществлена на правовых началах и соответствует требованиям права. Таким образом, правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

В целом правовое государство — это особая форма правовой организации и деятельности публично политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Согласно либертарно-юридическому пониманию государства как правового явления и института, любое государство – это правовое государство в том смысле, что всякое государство (в отличие от деспотизма, деспотного типа и формы правления) представляет собой правовую организацию - публично-политическую власть свободных (то есть одновременно правосубъектных и государствосубъектных) индивидов. Именно поэтому всякое государство (независимо от типа и степени его социально-истрической развитости) – это необходимая форма выражения, бытия и осуществления свободы людей. Тем самым эта либертартно-юридическая трактовка любого государства как правового государства принципиально отличается от словесно одинаково звучащей кельзновской характеристики, поскольку под «правом» в нашей трактовке имеется ввиду не любое произвольное установление (приказ) официальной власти ( как у Кельзена и других легистов), а право в его различении и соотношении с законом (позитивным правом), право как отрицание произвола, как принцип формального равенства в его нормативной (правовой закон) и индустриально-властной (правовое государство) конкретизации и выражении.

Правовое же государство в его современном общераспространенном смысле – это, как мы уже неоднократно отмечали, специальное государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая (соответствующая условиям и потребностям гражданского общества) модель реализации идеи господства права в публично-политической сфере, специальная новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично- политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина. Отличительными свойствами такого правового государства как специальной государственно-правовой конструкции и нового типа государства являются отмеченные выше компоненты: гуманитарно-правовой (официально закреплённые прирождённые и неотчуждаемые права и свободы человека); нормативно-правовой (верховенство правового закона) и институциональных прав (или организационно-правовой – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную). Подобная специальная государственно-правовая конструкция (то есть современное правовое государство) предполагает современный уровень в прогрессе свободы людей и соответственную степень развитости граждан общества, и права государства. Без такой исходной базы развитой свободы во всех сферах жизни индивидов того или иного социума невозможны и сознательная разработка, конституционного права закрепления и практическая реализация надлежащей (подходящей для данного народа и общества) модели правового государства.

Правовое государство и правовой закон, как и государство и право вообще, - не самоцель, а социально-исторически обусловленные всеобщие формы выражения организации, упорядочения и реализации защиты прав и свободы человека и гражданина. Содержание и характер этой (выражаемой в государственно-правовых формах) свободы, её широта и объём, её субъективная и объективная структуры (субъекты и сферы свободы) и так далее словом, её количество и качество определяется достигнутым уровнем социально-исторического развития людей. Свобода относительна в смысле её фактической незавершённости, исторические изменения и развития её содержания и так далее, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием общецивилизационного и общечеловеческого прогресса.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».