Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / ОЗИЗО Общественное здоровье и здравоохранение / Предмет_информационной_медицины,_или_открытая_система_человек_Титов.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.09 Mб
Скачать

3.3. Иерархия систем

Sentio ergo sum Н.И. Пирогов.

Ощущаю (воспринимаю) – следовательно

существую (лат).

Общая теория систем, разработанная Людвигом фон Берталанфи, имела прикладной аспект, автор которого К. Боулдинг [6] сформулировал некую условную порядковую шкалу сложности систем по признаку их отношения к потокам входной информации. В первоначальном виде шкала состояла из восьми уровней сложности, которые были аргументировано дополнены десятым уровнем в Информодинамике В. М. Лачиновым и А. О. Поляковым. Кроме того, ими было высказано предположение о возможно неучтённом уровне вирусов, что мы учли и ввели четвёртый уровень, аргументировав его необходимость, показали важность бифуркации, связывающей эволюции неживой и живой природы. Также мы изменили содержание девятого уровня в связи с явной методологической ошибкой, замеченной, но не исправленной Поляковым и Лачиновым.

  1. Первый уровень – уровень статической структуры. Он мог бы называться уровнем «оснований» или «островов». Описание этой структуры служит началом систематизированных теоретических знаний, так как невозможно создать точную функциональную или динамическую теорию, не имея достоверного описания статических взаимоотношений.

  2. Второй уровень – уровень простой динамической системы с предопределёнными, обязательными движениями. Он может быть назван уровнем «часового механизма». Большая часть теоретических положений в физике, химии и ряде других наук относится к этой категории.

  3. Третий уровень – системы с управляемыми циклами обратной связи, причём его можно назвать уровнем «термостата». От простой системы устойчивого равновесия отличается тем свойством, что передача и анализ информации составляют существенную часть системы.

  4. Четвёртый уровень – системы, обладающие принципом Метаязыка описания (РНК). Это вирусы, которые приобретают язык самоописания (ДНК), а вместе с ним способность к размножению, только проникнув внутрь инородной клетки. Этот уровень отвечает принципу неопределённости, аналогичному принципу неопределённости Гейденберга: мы не можем заранее знать, какой путь, неживой или живой природы, реализует данный вирус.

  5. Пятый уровень – «открытая система», самосохраняющаяся структура. Этот уровень, имеющий язык самоописания (ДНК) и способный к прямому делению, может быть назван живая «клетка».

  6. Шестой уровень можно назвать «генетически-общественным» или уровнем растения. Это уровень зарождения собственного отношения системы к входящей информации, уровень промежуточный между пассивной и активной реакцией на входное сообщение.

  7. Седьмой уровень – уровень «животных», который характеризуется наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомлённостью. На этом уровне развиты органы чувств, нервная система, приводящие к появлению мозга, формирующего из поступающих сообщений окружающей и внутренней среды «образ». Чем выше организация особи, тем заметнее то, что её поведение не просто ответ на раздражение, а определяется структурой знания или окружающей обстановкой в целом. Трудности предсказания поведения этих систем возрастают из-за того, что между воздействием и реакцией на него вклинивается образ.

  8. Восьмой уровень рассматривает отдельного человека как систему и называется – «человеческий». Кроме характеристик «животных» систем, человек обладает самосознанием, которое отличает его от простой осведомлённости животного. Человеческое воображение помимо того, что оно сложнее, чем у животных, обладает свойством самоотражения – человек не только знает, но и осознаёт, что он знает. Это свойство тесно связано с явлениями вербального языка и использованием символов.

  9. Девятый уровень – «ноосфера» в описании В. И. Вернадского, то есть сумма информационных взаимодействий человечества и планеты Земля.

  10. Десятый уровень – «трансцендентные системы». Существует конечное и абсолютное, неизбежное и непознаваемое, проявляющее определённую структуру и взаимосвязь. Будет печальным тот день для человечества, когда никто не сможет задать вопросов, на которые не существует никаких ответов.

Системы, сложности ниже третьего уровня принято называть кибернетическими, выше третьего уровня – надкибернетическими, начиная с пятого уровня все системы можно относить к живым, начиная же с восьмого уровня системы можно относить к интеллектуальным.

Десятый уровень – очень важное дополнение к иерархическому каталогу К. Боулдинга, так как показывает, что существует предел абстракции, конечное и абсолютное (Эйн Соф), неизбежное и непознаваемое, проявляющее определённую структуру и взаимосвязь. Он указывает на возможность существования некоторого ещё более сложного класса систем, обладающих своим языком (метаязык) и возможностью полного отрыва информации от физического носителя. Любая информационная система сложности выше, чем интеллектуальная система «человек» И4, является трансцендентной, и И4 не может иметь языка описания для И5 и выше. Если экологи, метеорологи и др. ещё делают неуклюжие попытки описания ноосферы И5 вербальным языком (метеорологи предпочитают язык математики), то системы сложности выше И5 принято описывать языком контекстов (эзотерическим), в связи с чем по ходу дальнейшего изложения мы будем вынуждены вводить устоявшиеся термины эзотерического буддизма. Невозможно удержаться от искушения процитировать, как этот уровень сложности описывался великим Н.И. Пироговым в его «Вопросах жизни. Дневник старого врача».

«…У нас нет причины отрицать возможность существования организмов, наделённых такими свойствами, которые сделали бы из них – непосредственным воплощением универсального разума – усовершенствование, недоступное для нашего собственного (человеческого) разума (не языка! – Авт.)…ибо, мы не имеем права считать, что человек является последним выражением божественной творческой мысли». Он утверждает, что Универсальный Разум не требует ни физико-химического, ни механического мозга в качестве органа-оператора. Он заходит даже столь далеко, что признаёт это в таких глубоких словах:

«Наш разум должен со всей необходимостью признать бесконечный и вечный Разум, который руководит и управляет океаном жизни… Мысль и божественное мышление в полном согласии с законами единства и причинности с достаточной очевидностью проявляются в универсальной жизни, жизни без участия жирного вещества, называемого мозгом, и направляя силы и элементы на образование организмов, этот жизненный принцип становится самоощущающим, самосознающим, присущим целому народу или индивидуальным. Вещество, руководимое и направляемое жизненным принципом, организуется в определённые типы в соответствии с неким общим планом».

Вот вам предвидение существования Мктапринципа, положенного в основание работы Метамашины Разума. И хотя Николай Иванович использует другие термины, он уже предвосхищает то, что названо нами как три типа Метамашины, имеющих отличие в их контекстно-зависимых языках: языке хроматического звукоряда, организующем «зеркало» различения живого и неживого, языке диатонического звукоряда с «зеркалом» различения мужского и женского и, наконец, полифоническим языком ладового кварто-квинтового цикла, выстраивающим «зеркало» различения системы «человек». Он объясняет это убеждение признанием в том, что за всю свою долгую жизнь, заполненную изучением, наблюдением и опытами, он никогда не мог приобрести уверенность в том, что наш мозг является единственным органом мысли во всей Вселенной, что всё остальное в этом мире, за исключением этого органа, должно быть бесчувственным, и что одна лишь человеческая мысль должна вносить смысл во Вселенную и разумную гармонию – в её целостность.

«… Сколько бы рыб и гороха я не съел, я никогда не соглашусь отдать моё эго в заточение к продукту, извлекаемому современной «алхимией» из мочи. Если, согласно нашим представлениям о Вселенной, наша судьба заключается в том, чтобы впадать в иллюзию (это в контексте оппонирования грубому материализму Малешотта. – Авт.), тогда моя «иллюзия» имеет, по крайней мере то преимущество, что она является весьма утешительной, ибо она рисует мне разумную Вселенную и деятельность Сил, работающих в ней гармонично и разумно, и то, что «я» – это не продукт химических и гистологических элементов, но воплощение всеобщего Универсального Разума (курсив мой – Авт.) … Я чувствую и рассматриваю этот последний как действующий при помощи свободной воли и сознания в соответствии с теми же принципами, которые руководят моим собственным разумом, но лишенный тех ограничений, которые мешают нашей сознательной человеческой индивидуальности. … Безграничность и вечность – это не только постулат нашего разума и рассудка, но и сам по себе факт гигантского значения. Что стало бы с нашими этическими и нравственными принципами, если бы их основанием не служила бы вечная и всеобщая Истина. Прогресс самой физиологии является убедительной гарантией того, что уже близка заря того дня, когда полное признание повсеместно распространённого разума будет установленным фактом. Это только вопрос времени». (Цит. по: Сочинения Н.И. Пирогова, т.I, Вопросы жизни. Дневник старого врача. Тип. М.М. Стасюлевича, В.О., 2-я линия 7. СПб, 1887.)

Хочется воскликнуть: «Ultima thule, verbum sat sapienti!». Предрассудок витализма, в котором современники поспешили обвинить Н.И. Пирогова, являлся principum vitae для Парацельса и стал Метамашиной для Лачинова и Полякова. Мы с полной ответственностью разделяем их научные взгляды и добавляем, что машина разума имеет три типа, различающих три языка описания: живое, мужское и женское и «человек». Способность к различению является одним из атрибутов разумности.

3.3.1. Органы человека как сложные системы. Клиническая морфология умудряется описывать гистологическую картину органов тела человека, приспосабливая её под «заказчика». В роли заказчика выступает врач той или иной узкой специальности, которому «выгодно» именно такое видение органов, что оправдывает существование его ремесла.

В конце 70-х годов прошедшего столетия в морфологии возник «прорыв» в знании всеобщего устройства органов – теория ацинарного строения паренхиматозных органов, которая не смогла прижиться в медицине, так как устраняла узкоспециальные различия, а сама «выросла» из исследований сурфактантных систем в альвеолах ацинусов лёгких. На этот факт автору было указано его заведующей отделением патанатомии ЦГКБ, А. П. Служаевой, которая показала ему на гистологических срезах ацинусы не только лёгких, но печени, поджелудочной и всех желез внутренней секреции, лимфоузлов и селезёнки. Несколько сложнее дело обстояло с почкой, но из сегодняшнего дня, зная десятииерархное устройство сложных систем, это затруднение устраняется с лёгкостью.

Читателю будет легко представить, что все паренхиматозные органы имеют строение луковицы (если хотите – матрёшки), функционально активные клетки которой составляют её слои и состоят из дифференцированных клеток пятого уровня сложности по Боулдингу. Сама «луковица» – это ассоциация систем шестого уровня сложности. Между слоями паренхимы находятся волокнистая строма, составляющая остов органа, его соединительнотканный каркас, пронизанный кровеносными и лимфатическими сосудами с нервными волокнами, что полностью отвечает принципу СУО триады. Весь же орган целиком представляет из себя ассоциацию систем шестого уровня в форме сложной системы восьмого уровня сложности.

В случае с почкой мы имеем дополнительную систему седьмого уровня сложности (нефрон), которая функционально совершенно самостоятельна, поэтому и имеет своё уникальное морфофункциональное строение. Ассоциации систем седьмого уровня морфологически выглядят почечными сосочками.

Правильность принципа ацинарного строения подтверждает и тот факт, что при поражении части паренхимы органов развиваются совершенно аналогичные процессы (цирроз печени, лёгких, селезёнки, первично и вторично сморщенная почка).

Теперь мы имеем возможность рассмотреть тело человека с информационной позиции, как СУО взаимодействие. В роли субъекта выступает ЦНС, представленная головным мозгом. В роли объекта выступают все паренхиматозные и полые органы организма. Управляющее воздействие осуществляют три дублирующие друг друга сигнальные системы: периферическая нервная, гуморальная и лимфатическая. Обратим внимание на то, что все три повторяют пятичленное (по канону Ветрувия-Леонардо да Винчи) строение костно-мышечного аппарата, с автономными центрами в сердце, диафрагме и спинном мозгу. Отметим также, что все три системы управляющего воздействия весьма «тихоходны», что оставляет под вопросом саму возможность выживания вида homo sapiens. В качестве рабочей гипотезы напрашивается наличие мгновенного несигнального управляющего воздействия, осуществляемого резонансно между информационными машинами субъекта и объекта.

«Природа-Протей скупа на фантастические изыски в работе своего часового механизма. Принцип, организующий каплю росы, управляет движением планет», – говорит нам Е.П. Блаватская. Добавим к этому: «и микрокосмом тела человека». Не проявленные принципы:

  1. Атма

  2. Буддхи

  3. Манас

проявляются в своём зеркальном отражении триединством жизни:

  1. мысль

  2. движение

  3. сила

что в физическом мире приобретают характер СУО взаимодействия:

  1. субъект

  2. управляющее действие

  3. объект.